Вице-президент Ассоциации уличного баскетбола Сергей Грунис рассказал нам о том, как создавать крутые спортивные мероприятия  для людей, а не «для галочки». А ещё о том, как остаться в спорте, даже если твои мечты стать великим спортсменом не сбылись.
Несмотря на то что стритбол — это один из самых популярных видов спорта, в который играют во дворах (и нужно-то всего одно кольцо и три человека в команде), он очень долго оставался в тени классического баскета. Сейчас многое меняется: уличный баскетбол вот-вот включат в список олимпийских видов спорта, а крупные соревнования 3 х 3 становятся всё ярче и популярнее. Сергей Грунис начинал с того, что сам играл в баскетбол. А потом ему и его единомышленникам удалось создать целую ассоциацию уличного баскетбола в России и раскрутить у нас в стране стритбол-движуху. Да такую, что задачу выиграть турнир Moscow Open ставят перед собой лучшие команды мира.
— В баскет я попал как-то неожиданно для себя и для всех. Мне 11 лет было, проходил у себя во дворе мимо площадки — обычная площадка, два кольца. Там мужики играли. Я посмотрел, мне понравилось. Пришёл домой, упросил родителей записать меня в баскетбол. Родители отвели на просмотр в ЦСКА. Выглядело это примерно так: в зале куча детей, человек 40 или 60. Все куда-то бегут, прыгают, показывают, кто что умеет. Я ничего не умел. Но тренеры решили, что координация у меня хорошая, данные кое-какие есть, и сказали, что можно мне баскетболом заниматься. Начал тренироваться с ЦСКА. А через несколько лет стал капитаном команды ребят 86 года рождения.
У нас в команде был довольно консервативный тренер, многое не разрешал на площадке. Но я продолжал играть на улице, и во дворе можно было оторваться. Потому что там красивая игра была в приоритете. Это мне очень помогло и в баскетболе, и в жизни. На улице я получил закалку: в какие бы рамки тебя ни ставили, находи способы делать то, что ты делаешь, хорошо и красиво, ищи возможности для творчества.
Когда я оканчивал школу, нужно было выбирать, куда пойти. Понимал, что уже не такой молодой для того, чтобы подавать какие-то серьёзные надежды в спорте, ещё и травма колена мешала. В общем, было ясно, что ничего особенного в баскетболе из меня не получится. И я пошёл учиться. Мне, наверное, повезло, потому что родители всегда внушали, что на первом месте должны быть знания. Хотя вся семья, так же, как и я, долгое время надеялась, что я смогу состояться как спортсмен. Но на учёбу я не забивал, поэтому поступил на бюджет в МИИТ.
Тогда как раз появилась «Рижка» — самый первый и самый в те годы популярный центр уличного баскетбола в городе. Я на этой площадке играл. Участвовал в турнирах. Выделялся. Наверное, и игрой — всё-таки прошёл серьёзную школу. Но ещё и тем, что много болтал. И через какое-то время ко мне подошла сотрудница агентства Антона Бесфамильного (именно контора Антона создала проект «Рижка», и заложила платформу для развития 3 х 3 в России) и предложила поработать у них на матчах в качестве ведущего. Я сначала сказал нет — мол, чуваки, я микрофон вообще не держал в руках, это не моё. А потом приехал на район, перед друзьями похвалился, что меня ведущим на турнир Battlegrounds, который делает Nike, позвали. Они как только услышали, что я отказался, говорят мне: «Ты что, дурак что ли? Соглашайся!». 

— Что бы ты ни делал, важно думать о тех, для кого ты это делаешь.
Так я попал в команду, которая развивала стритбол в России, можно сказать, с нуля. Начинал с ведущего, но понимал, что жизнь на этом не заканчивается. Чем я только не занимался в агентстве — пробовал всё. И монтажником был, и простым менеджером. Зато через какое-то время я знал всё о том, как процесс организации мероприятий устроен изнутри.
Этот опыт работы в агентстве очень пригодился потом, в будущем, когда мы уже создали Ассоциацию уличного баскетбола. Благодаря этому опыту я понимал все детали: от того, как правильно повесить баннер, чтобы он не провисал, до того, как накрыть сиденья перед игрой, чтобы защитить их от дождя, и чтобы зрителям потом не приходилось сидеть на мокром. Вроде бы мелочи, на которые многие организаторы спортивных соревнований в России не обращают внимания. Но это именно те мелочи, которые помогают делать спорт для людей, а не для галочки. Ещё во время работы в агентстве я понял, что когда ты что-то делаешь, ты всегда должен задавать себе вопрос: а зачем и для чего я это делаю?
Например, Ассоциация уличного баскетбола сейчас занимается четырьмя флагманскими проектами, связанными с соревнованиями по баскетболу 3 х 3. Ну вот, казалось бы, зачем четыре? Сделал одну лигу и хватит. Но дело в том, что проекты эти отличаются друг от друга и рассчитаны на совершенно разные аудитории. Вот есть «Лига 33», например. Это лига топовых команд, которую в будущем мы планируем развить в некий клубный чемпионат, где у каждой команды будет свой спонсор, постоянный состав, своя история, свой менеджмент и свои болельщики. А вот есть, например, проект «Гетто-баскет». Это уже совсем другая история. Целевая аудитория здесь в основном — студенты и школьники. И «Гетто-баскет» — это не лига даже, это, скорее, такая тусовка, близкая к спорту. Мы постарались не мешать уличному баскетболу, тем традициям, которые сложились во дворах, просто добавили в обычную среду стрит-баскета немного музыки, каких-то знаменитостей, призов — и превратили всё это в некий вечерний open air, только без алкоголя. Не все приходят сюда играть, кто-то приходит потусить. У нас люди знакомятся и даже семьи создают — были такие случаи.

— В какие бы рамки тебя ни ставили, находи способы делать то, что ты делаешь, хорошо и красиво, ищи возможности для творчества.
Moscow Open — это третья история. Это международный турнир. Очень сильный по составу команд. Соревнования входят в состав мирового тура Международной федерации баскетбола. И среди команд всего мира это уже считается такой «уважухой», если ты выиграл Moscow Open.
Ну, и Ночная лига, которую мы запустили в этом году (совместный проект Streetbasket Russia и STREET BEAT) . Идея сделать какой-то зимний турнир возникла давно. Но её не так-то просто воплотить в жизнь: 3 х 3 — всё-таки уличная история, а тут получается, что надо всех переманивать в зал. Нет, многие ребята зимой, конечно, играют в зале, но они играют в классический баскетбол 5 х 5. А тут — стритбол, в помещении, зимой. Пришлось учитывать всё это. Создали атмосферу, сделали зону чил-аута, зону, где можно поиграть в Play Station, пообщаться, отдохнуть. С календарём соревнований тоже пришлось внимательно работать. Мы ведь не просто так сделали игры по пятницам с 20:30 и до полуночи. Почему до полуночи? Да для того чтобы люди, приехавшие на метро, успели доехать домой до его закрытия. Почему в пятницу? Чтобы не пересекаться с календарём зимних соревнований по баскетболу 5 х 5, которые обычно проходят в субботу и в воскресенье, а ещё чтобы человек мог после работы в пятницу прийти и поиграть, а выходные провести, например, дома, с семьёй.

— Мне, наверное, повезло, потому что родители всегда внушали, что на первом месте должны быть знания. Хотя вся семья, так же, как и я, долгое время надеялась, что я смогу состояться как спортсмен.
Я повторю. Что бы ты ни делал, важно думать о тех, для кого ты это делаешь. Многим кажется, что это совсем несложно — организовать соревнования. Поставил, мол, два кольца, людей нагнал — вот тебе и турнир. Я один раз не выдержал, сказал другу своему в ответ на это — приходи, помогай мне организовывать «Лигу-33». Так он через несколько дней сбежал. Не так-то это просто оказалось.
Когда меня спрашивают, в чём секрет успеха того или иного мероприятия, и с чего вообще стоит начинать, я говорю, что нужно задать себе пять главных вопросов. Если у вас есть ответы на них, можете начинать реализовывать проект.

  1. Зачем и для чего я это делаю (цели и задачи)?
  2. Обладаю ли я достаточным объёмом информации для принятия решения?
  3. Уделил ли я необходимое время деталям?
  4. Каким я обладаю ресурсом?
  5. В чём «изюминка» моего проекта?