Самые интересные эпизоды из истории главной обуви нашего времени от Кати Кулиничевой — прямо перед вами.

XIX век

Специализированная обувь для занятий спортом появилась довольно давно, но до поры до времени она практически не отличалась от обычной. Так, на беговых туфлях 1860-х, хранящихся в одном из британских музеев, особое назначение этой обуви выдают только шипы на подошве — в остальном их внешний вид совпадает с повседневной мужской обувью того времени.

 

Всё изменилось, когда люди начали использовать каучук в промышленных целях и соединять резиновую подошву с верхом из другого материала, например парусины. Такой вид обуви назывался plimsoles, был удобен и быстро стал пользоваться популярностью у любителей спорта и активного досуга. Кроме того, такие ботинки позволяли ходить практически бесшумно — считается, что именно от глагола to sneak (подкрадываться, проникать незаметно) произошло самое распространённое сегодня английское название спортивной обуви — sneakers. Теннисные туфли на резиновой подошве надевал в рассказе «Смерть Чарлза Огастеса Милвертона» доктор Ватсон, когда отправился вместе с Шерлоком Холмсом грабить дом главного антагониста. Конан Дойл взял сюжет не с потолка: эту обувь то ли в шутку, то ли всерьёз публично хвалили представители мира криминала, а продавцы этого вида товаров в пику им придумывали слоганы вроде «Не обязательно быть преступником, чтобы носить спортивные туфли».

 

Обувью на резиновой подошве в своё время занимались такие компании, как Goodyear и Dunlop.

 

Очень долго спортивная обувь будет считаться атрибутом красивой жизни — роскошью была не только технология, но и свободное время для активного досуга, которым до поры до времени обладали только состоятельные люди. Недорогим и как следствие общедоступным товаром кроссовки станут только после Первой мировой войны.

Converse и Чак Тэйлор

В 1917 году The Converse Rubber Shoe Company впервые представила ставшие впоследствии знаменитыми кроссовки All Stars с верхом из коричневой ткани, а в начале 20-х взяла на работу уважаемого в баскетбольном мире игрока и тренера Чака Тейлора. Он должен был не только популяризировать обувь, но и помогать совершенствовать её дизайн и технологии. В 1934 году имя Тейлора появилось на самих кроссовках и в названии этой модели. Так был изобретен маркетинговый трюк, продающий кроссовки с помощью имён известных спортсменов и одновременно увековечивающий их вклад в историю мировой спортивной моды.

 

К сожалению для них самих, Тейлор, Джесси Оуэнс, Фред Перри и другие именитые спортсмены тех времён не имели возможности извлекать из рекламных контрактов столь же масштабную прибыль, как современные звёзды спорта вроде Майкла Джордана или Леброна Джеймса, поскольку рисковали лишиться любительского статуса, а с ним и права участвовать в крупнейших соревнованиях.

Превращение «стенов смитов»

Одна из самых занимательных маркетинговых историй связана с популярной моделью adidas stan smith, которая когда-то была придумана для игры в теннис, а теперь воспринимается в первую очередь как кроссовки для города и повседневной жизни.

 

На самом деле Стен Смит — второй человек, давший этим кроссовкам своё имя. Изначально эта модель носила имя француза Робера Айе. Формальным поводом для переименования в 1971 году стал его уход из спорта. К тому же бренд чрезвычайно интересовал американский рынок, а в Штатах имя Айе было не столь «продающим», как в Европе. Так появился Смит, первый номер сборной США и победитель двух турниров Большого шлема. Под его именем кроссовки и вошли в историю. Во Франции не забудут обиду, и когда в 2010-х «стены смиты» временно снимут с производства, будут с иронией говорить: «Это потому, что бренд «Стен Смит» продаётся только во Франции».

 

Стен Смит

теннисист

— Масса людей знают моё имя, но они думают, что я — это кроссовок, и сильно удивляются, когда выясняют, что такой человек живёт на самом деле.

70-е и беговая культура

В 70-е самым модным видом активного досуга, в том числе у состоятельных людей, стал бег, и производители спортивной обуви не могли пройти мимо. Именно с беговых кроссовок началась история компании Nike: один из её основателей Билл Бауэрман, тренер по лёгкой атлетике, был одержим идеей максимально облегчить обувь для этого вида спорта и много экспериментировал с технологиями. В 1974 году он придумал яркие, лёгкие и дорогие Waffle Trainer, которые журнал Vogue назвал «самым горячим символом статуса».

 

По легенде, опытный образец характерной подошвы Бауэрман изготовил с помощью вафельницы своей жены. Кухонный гаджет пришёл в негодность (сейчас он хранится в музее Nike), однако технический прорыв состоялся.

Кроссовки и кино

В 70-е про элитарное прошлое спортивной обуви уже никто не помнил, и перед производителями стояла непростая задача: убедить потребителей, что кроссовки можно носить за пределами спортзала. Это удалось сделать в том числе с помощью кино. Кроссовки фигурируют в фильмах самых разных жанров — от боевиков и научной фантастики до комедий и драм. Оставив за скобками известный пример Марти Макфлая из «Назад в будущее», вспомним и других героев. Форрест Гамп бежал через всю Америку в Nike Cortez. Дастин Хофман носил замшевые кеды Puma в «Тутси». Лейтенант Рипли в «Чужих» мочила инопланетных монстров в Reebok, а Бэтмен Майкла Китона в фильме Тима Бертона вместе с супергеройским костюмом носил Nike. Шон Пенн и фильм «Беспечные времена в «Риджмонт Хай» поспособствовали популярности Vans среди молодых людей. А скейтеры по примеру главного героя настолько прикипели именно к этой марке, что когда Nike попытался выйти на эту целевую аудиторию, стали украшать свою экипировку шутливым слоганом Just don’t do it. Джейми Фокс в боевике «Штурм Белого дома» переобувался в кроссовки из формальных ботинок и лупил террористов с криком «Убери руки от моих «джорданов». Nike носил Кайл Риз в первом «Терминаторе». И когда оригинальную историю переснимали для фильма «Генезис», съёмочной группе удалось уговорить американскую компанию изготовить точную копию той давно ушедшей с рынка модели специально для кино. Билл Мюррей в «Трудностях перевода» носил пёстрые «вязаные» Nike, а в «Водной жизни» Уэса Андерсона — сделанные на заказ adidas особенной расцветки. Пара настолько понравилась поклонникам кроссовок, что те запустили кампанию за выпуск её в массовое производство или хотя бы в виде лимитированной серии. Правда, добиться своего им не удалось.

Air Jordan

История появления «джорданов» — именных кроссовок Его Воздушества Майкла Джордана, задавших стандарты для индустрии торгово-спортивного шоу-бизнеса — описана много раз, что не мешает практически каждый год выпускать новые откровения на эту тему. В канон вошёл и рассказ о том, как NBA в сезоне-84 / 85 запретила первые Air Jordan за нарушение правил об экипировке и штрафовала Майкла на 5 000 долларов каждый раз, когда он выходил в них на паркет, хотя далеко не факт, что так было на самом деле. Портал Solecollector выпустил объёмное исследование, по итогам которого пришёл к выводу: большая часть истории о штрафе — не более чем миф, раскрученный пиарщиками на основе куда более скромных реальных событий.

 

Популярность кроссовок от Джордана была так велика, что они стали причиной нескольких преступлений, в том числе убийства. Этому посвящена знаменитая обложка журнала Sports Illustrated с заголовком «Кроссовки или жизнь».

Многие эксперты убеждены: выпусти Майкл свою именную линейку сегодня, такого феноменального успеха, скорее всего, уже не случилось бы. В том числе по объективным причинам: с середины 80-х изменился и статус знаменитостей, и конкуренция на этом поле. Но история не знает сослагательного наклонения. В одном интервью Джордан не без удивления отметил: начиная карьеру, он и представить себе не мог, что место в истории ему обеспечит не только баскетбол, но и кроссовки.

My Adidas

Первыми представителями шоу-бизнеса, чьё имя официально оказалось связано со спортивной экипировкой, были американские реперы Run DMC, в 1986 году посвятившие любимым кроссовкам Superstar свой хит My Adidas. Сегодня крупные бренды не любят, когда их упоминают в песнях, но тогда руководство adidas, увидев, как толпа с поднятыми вверх кроссовками подпевает трио в переполненном  Madison Square Garden, предложила реперам крупный контракт.

Стиль Run DMC запоминался не меньше, чем их песни: total look в трёх полосках и кроссовки, которые музыканты носили по-тюремному — без шнурков и с вытащенными наружу «язычками».

 

Традиция увековечивать любимую спортивную обувь в песнях жива до сих пор. В 2013 году Кендрик Ламар напишет песню Control, лирический герой которой признаётся в любви к простым белым футболкам и кроссовкам Nike Cortez.

Кроссовки от кутюр

К середине 80-х растущая популярность кроссовок заставила включиться в игру бренды высокой моды. Пионером, как считается, выступил Gucci, в 1984 году выпустивший теннисные туфли. В 1996 году в Prada придумали кроссовки для яхтинга (изначально для команды Luna Rossa, выступавшей на «Кубке Америки»), которые формально сохраняли связь со спортом, но смотрелись на подиуме даже лучше, чем на гоночном судне. С тех пор появилось огромное количество кроссовок от кутюр и коллабораций фэшн-дизайнеров со спортивными брендами.

 

2000-е отметились изобретением совершенно нового типа кроссовок, уже не связанных со спортом напрямую, главная функция которых — помочь обладателю сделать style statement. Идейными вдохновителями таких моделей часто становятся тренд-сеттеры, не имеющие ни дизайнерского, ни технического образования вроде репера Канье Уэста. Хотя время от времени и такие модели появляются на спортивных площадках. Так, американский баскетболист и коллекционер кроссовок Пи Джей Такер как-то вышел на матч NBA в кроссовках «Красный октябрь» (Nike Air Yeezy Red October) от Nike и Канье Уэста, не предназначенных для игры в баскетбол.