С 21 на 22 мая испанец Килиан Жорнет без кислорода и фиксированных верёвок в одиночку покорил Эверест и установил новый рекорд скорости по восхождению на эту гору. Чтобы дойти от лагеря на высоте 5 100 м до вершины (8 848 м), ему понадобилось 26 часов. Таня Краснова подробнее рассказывает эту невероятную историю.

Первоначально Килиан планировал покорить вершину мира в 2015-м, но восхождение пришлось отменить из-за случившегося в регионе землетрясения. В 2016-м подвела погода. И наконец, в 2017-м планам было суждено сбыться.

Чтобы подготовиться к восхождению на Эверест и пройти акклиматизацию, Жорнет провёл две недели на горе Чо-Ойю (8 200 метров). В своём блоге он писал: «Мы тренировались в условиях гипоксии в течение нескольких недель и прошли акклиматизацию в Альпах до приезда сюда. Через четыре недели мы достигнем вторую вершину — 8 000 м. Кажется, наша акклиматизация „работает“».

10 мая Килиан прибыл в базовый лагерь на Эвересте (5 100 метров) с северной стороны Тибета. На следующий день он сразу поднялся сначала до высоты передового базового лагеря (Advanced Base Camp, или ABC) на 6 400 метров, а потом продолжил акклиматизироваться на высоте 7 600 метров. Вернувшись на высоту АBC, он писал: «Я хорошо себя чувствовал. Считаю, что наша акклиматизация отлично проходит».

Понедельник — 15 мая — стал завершающим днём тренировок. Покинув ABC, Килиан поднялся с 6 400 до 8 400 метров и спустился назад за девять часов. Целью такого путешествия была, с одной стороны, акклиматизация, с другой — проверка состояния склона. 17 мая Килиан Жорнет вернулся в базовый лагерь (5 100 метров) для отдыха, завершив период акклиматизации. Метеорологи прогнозировали окно хорошей погоды на 20-21 мая.

21 мая в 22:00 по местному времени Килиан Жорнет начал восхождение.

«Прежде чем попасть в передовой базовый лагерь (АВС, высота 6 400 метров. — Прим. ред.), я преодолел 15-километровый ледник. Эта часть подъёма заняла 4 часа 35 минут — и в 2:35 утра я прибыл в ABC. Чтобы забраться на вершину, надо быть свежим и отдохнувшим. Я знал: на первом этапе я должен сохранить как можно больше энергии для последнего отрезка пути. Оставив часть оборудования и отдохнув, я продолжил восхождение в 4:30 утра».

Недалеко от второго лагеря на Эвересте на высоте между 7 600 и 7 800 метров его ждал видеооператор и фотограф Себ Монтаз, который должен был снять его подъём, а затем вернуться в АВС, чтобы сообщить о ситуации. На высоте около 7 500 метров Килиан почувствовал слабость и боли в животе. Поэтому после съёмок он решил отдохнуть 15 минут у третьего лагеря (8 300 метров). «Я чувствовал недомогание, шёл медленно, останавливался каждые несколько метров, у меня были судороги и рвота. Несмотря на это, я хорошо переносил высоту и решил продолжить восхождение».

Оттуда через 26 часов после начала восхождения Жорнет поднялся на вершину. «Взойти на вершину Эвереста без фиксированных верёвок — это не то, что вы делаете каждый день! Я увидел фантастический закат и, наконец, добрался до вершины в полночь. Я был один, но видел огни экспедиций, которые начинали восхождение как с севера, так и с юга».

Отдохнув в третьем лагере (8 300 метров) ещё час, Килиан Жорнет спустился к ABC в 12:15 по местному времени — через 38 часов после того, как он начал восхождение.

Легенда ски-альпинизма, скайранинга и трейлраннинга Килиан Жорнет — почти уникальный случай в спорте. Он занимает ведущие позиции в двух видах спорта — в ски-альпинизме зимой и в беге по пересечённой местности летом. Ещё Килиан успешно бегает любые дистанции — от коротких вертикальных спринтов в километр и горных марафонов до сверхмарафонов. В 2014-м он выиграл премию «Экстремал года» (Adventurer of the Year), по версии журнала National Geographic, а двумя годами ранее — в 2012-м — журнал Athletics Weekly назвал его лучшим бегуном мира.

— Мне нравится участвовать в соревнованиях. Это отличный способ найти новых друзей и стать лучше. Для меня спорт — это способ открыть пейзажи как внутри, так и вне себя. Моя жизнь — следовать за своими мечтами!

В 2012-м Килиан создал проект «Вершины моей жизни» (Summits of my life), задачей которого стало скоростное восхождение на главные вершины мира.

В рамках своего проекта за пять лет он установил семь рекордов:

• 18 сентября в 2012-м совершил 42-километровый забег из Курмайера через Монблан в Шамони (Франция) за 8 часов 42 минуты и 53 секунды;
  • 1 августа того же года Килиан побил рекорд в скоростном восхождении на горную вершину Гранд Тентон (4 197 метров, США). Он пробежал до вершины и обратно за 2 часа 54 минуты. Предыдущий рекорд держался с 1983-го;
  • 11 июля в 2013-м установил новый скоростной рекорд в восхождении по маршруту Шамони — Монблан — Шамони — 4 часа 47 минут;
  • 21 августа в 2013-м впервые за 18 лет установил новый мировой рекорд скоростного восхождения на Маттерхорн (на границе Швейцарии и Италии) — 2 часа 52 минуты;
  • 13 июня в 2014-м установил новый мировой рекорд скоростного восхождения на Денали (Аляска) — 11 часов 40 минут;
  • 23 декабря в 2014-м установил новый мировой рекорд скоростного восхождения на Аконкагуа (Аргентина) — 12 часов 49 минут;
  • кульминацией проекта стало скоростное восхождение на Эверест;
  • а пока мы писали этот текст, Килиан успел во второй раз покорить Эверест — уже за 17 часов. Благодаря этому достижению он может попасть в книгу рекордов Гиннеса.

— Когда я бегу, меня влекут горы, а не победа. Тут я чувствую себя как дома. Находясь в горах, вы ощущаете себя ничем. Именно тогда перед вами предстаёт безграничный мир, ждущий своего первооткрывателя. Я просто очень люблю горы. А ещё я люблю скорость.