home facebook instagram youtube search home2 vk share-alt home-outline quote twitter odnoklassniki

Чтобы создать что-то новое, ты так или иначе выходишь за рамки

Интервью с художником Покрасом Лампасом
Каждый человек уникален. Любой может сформулировать свою философию, не похожую ни на какую другую, жить по своим правилам. Новое течение TAOSism как раз о том, что можно быть разным, выходить за рамки. The Challenger решил раскрыть эту тему и поговорил с тем, кто точно не похож на других: художником Покрасом Лампасом. О его философии и ценностях, о том, какие принципы важны для него в жизни и чем он руководствуется в поступках.

Для этой беседы художник Покрас Лампас и основатель The Challenger Юрий Борщев отправились в студию лепки — чтобы поговорить по душам и найти вдохновение. Что из этого вышло — читайте в интервью.
Покрас Лампас
В студии лепки мы не случайно — дело в том, что современный художник себя постоянно ищет и выражает в новых для себя медиумах, извлекая из себя новые стилистические приёмы и образы за счёт первого опыта. Лепка и создание чего-то объёмного — очень интересный процесс, он позволяет найти образы, которые не получается достоверно показать на холсте, или формы, которые ты где-то видел, что-то чувствовал, но не мог выразить точно.

Свобода выражения очень важна. Не нужно держать себя в каких-то рамках, бояться экспериментов. Каждый раз, когда я в первый раз беру в руки новый инструмент, я испытываю некий трепет перед тем, что я сейчас открою новый для себя мир.

О каллиграфии и философии

Покрас Лампас: Каллиграфутуризм — это моё видение будущего каллиграфии. То есть я пытаюсь найти возможность выразить через каллиграфию то, что произойдёт с мировой культурой, через призму того, как это повлияет на форму букв. Например, что будет, если люди станут меньше зависеть от границ между государствами или языковых границ. Как это повлияет на то, что мы пишем и как мы пишем? Допустим, если я вырос в России, но живу в Китае, а у меня в семье есть кто-то из Индии — как будут писать мои дети с индийско-русско-китайскими корнями, с тремя разными идентичностями? Что станет с формой буквы? Каллиграфия — это декоративная форма письма, но не в том смысле, что ты что-то украшаешь, а в том, что ты добавляешь к чистой форме какой-то определённый стилистический элемент, что-то дополнительное, что как раз позволяет тебе точнее выразить характер этой буквы, композиции или слова. Моя задача — интегрировать туда разные культуры и посмотреть, что произойдёт в том числе с кириллицей, как она изменится. Сейчас её может быть сложно прочитать, а через 20–30 лет для людей будет абсолютно органично видеть такую каллиграфию везде, потому что люди будут совершенно иначе мыслить.
О чём рассказывает Покрас Лампас в своих работах? В чём твоя философия в привязке к творчеству?
Покрас Лампас: Философия в том, что я ищу возможности объединить разные культуры через призму каллиграфии. Каллиграфия здесь выступает инструментом визуализации моей идеи, моей концепции. Каллиграфутуризм и есть философия. Недостаточно взять широкую кисть и попытаться повторить мои буквы. Основное, что должен сделать человек — прочувствовать идею и на её основе создать что-то своё, транслировать это на холст, на стену, на какой-то диджитал-эскиз.

В любом произведении важен контекст. Каллиграфия — это одновременно и про форму, и про смысл, потому что мы работаем с текстом, с языком. Текст можно и прочитать, и увидеть форму, которую он образует. Контекст — это то, что происходит с самим текстом внутри. У меня в манифесте есть такая строчка: «Каждая форма есть мир, и текст рождает контекст». Там через специальные символы идёт перепись текста в более понятную форму.

МÅÎƝ ƓØΔŁ Ī5 Ʈ0 ŠĤ0Ɯ 卞ӇÈ FᙀŠÎ0N ØF DÏҒҒÈᖇÈƝT ℂᙀŁTURΞŠ, МΣRĢΣD ßႸ ÇΔŁŁĪĢRΔᑭĤУ Δᖇ卞 卞0ǤÈƮĤΞR ÏN ᗸАŁΔNℂÈ ÅƝÐ ĤΔᖇМØNУ.

ÅƝÇĪΞNT, TRΔÐÏƮÎ0NΔŁ, М0ÐΣᖇƝ АƝÐ ĪƝƝ0ՄΔ卞ÎƯΞ LΞƮ卞ÈᖇҒØRМŠ, ÏNՄΣTΣᗞ ᗸႸ Ƥ0ҚRА5 ŁÅМᑭΔŠ, ΔᖇΞ ℂLАŠ5Î7ÎΞD АÇÇØRDĪƝĢ ƮØ ŠØMÈ Ç0ММØƝ ÐÏŠ卞ĪNǤÜÏŠНÎNƓ 7ΞАTᙀᖇΣ5.

Текст → Ƙ Ø Н Ƭ Σ Ƙ Ը Ƭ .
Ф 0 Р М А → Культурный референс.

Любимый цвет?

Радужные следы бензина на мокром асфальте.

Представь, что есть термин TAOSism, основная мысль которого заключается в том, чтобы быть разным, выходить за рамки. Что для тебя значит быть разным? Выходить за рамки? Близко ли тебе это?
Покрас Лампас: Быть разным, выходить за рамки — в целом это то, что происходит в мировой культуре всегда. Культура всегда немножко опережает социум. Художник предвосхищает будущее. Творец создаёт то, чего до этого не существовало. И чтобы создать что-то новое, ты так или иначе выходишь за рамки. В моём случае выйти за рамки — это преодолеть те культурные ограничения, которые пришли от прошлых поколений, и попытаться найти на них новые ответы, потому что в новом времени у нас есть совершенно новые технологии и инструменты для самореализации, для образования, для построения карьеры, для высказывания, и то, как мы этим распорядимся, повлияет на поколения после нас.

Если человек не хочет себя причислять к какому-то культурному коду или философии, он сам себе собирает систему ценностей и в рамках неё определяет свой путь. Попытка не идти по уже существующей системе ценностей, а желание выйти за эти рамки и привнести туда что-то своё — это путь, который присущ не только нашему поколению, но и в целом развитию мировой культуры.
#яРазный #ВнеРамок #яTAOSist
материал создан в поддержку выхода нового Volkswagen Taos, автомобиля для настоящих TAOSistов.
Покрас Лампас: Важно правильно находить баланс между всем этим. В зависимости от задачи ты видишь, что нужно поставить в приоритет, а что — в приоритет чуть ниже. Ты каждый раз пересобираешь формулу под новый проект, новое высказывание, новый шаг.
Какие эмоции ты испытываешь, когда заканчиваешь очередной проект?
Покрас Лампас: Я не чувствую что-то одно. Я испытываю всё сразу: и подъём сил, и усталость. Радость, эйфорию, что я это сделал. Зритель видит уже готовый проект, а я с ним до этого жил полгода: создал эскизы, встретил очень много людей, пока мы согласовывали, просчитал техническую сторону, нашёл подрядчиков на реализацию, продакшен на съёмку, согласовал все даты, текст, который буду писать, туда интегрировал свой стиль. И я понимаю, что это не закончится сейчас, потому что затем пойдёт работа со СМИ и так далее.
Чай или кофе?

Кофе

О прошлом

Как ты стал заниматься искусством? Что или кто тебя вдохновил? Чьи работы тебе нравились?
Покрас Лампас: Я начал с граффити и в целом пришёл из уличной культуры. Меня вдохновляли надписи, которые я видел вдоль железнодорожных путей, на гаражах у себя в городе (Покрас родился и вырос в Королёве. — Прим. ред.) и на форуме hiphop.ru, а также клипы, рэп-альбомы и рисунки друзей. Тогда уже были легендарные художники, чьи работы можно было посмотреть в Интернете: Can2 Cope2, который рисовал граффити вдоль железнодорожных путей, Донди, taki183. Сначала меня вдохновляли граффитчики. Дальше были каллиграфы: Niels SHOE Meulman, Retna, El Seed, Zepha1. Художники — Баския, Уорхол, Пикассо, Малевич, Родченко, Лисицкий — тоже вдохновляли на старте.
Какой был твой первый рисунок/граффити?
Когда появился псевдоним? Ты считаешь, что это было необходимо?
Покрас Лампас: Вся уличная культура строилась на псевдонимах. Это было нелегальное искусство, очень редко кто работал на улице под своим реальным именем. На этом основывалась и интернет-культура в целом. Мы параллельно играли в онлайн-игры, сидели на форумах. Мне было очень органично выражать своё альтер эго через псевдоним и через проекты, которые я делал под ним. Псевдоним помогал выходить за рамки. В какой-то период необходимость создать альтер эго пришла во всю мою жизнь, и я стал видеть себя настолько точно в образе, который я для себя создал, что отказался от своего прошлого имени (художник официально изменил имя в паспорте на Покрас Лампас. — Прим. ред.).
О чем думал, когда засыпал?

О том, что завтра вставать в 10:30 на зум-колл, и не высплюсь точно.

Об успехе

Был ли такой момент, когда ты понял, что теперь ты знаменит? Расскажи о нём.
Покрас Лампас: Я начинаю чувствовать себя в некой мере узнаваемым, когда ко мне подходят люди не для того, чтобы просто сфотографироваться, а благодарят за что-то. Говорят что-то из серии: «Я прочитал такую-то книгу после того, как ты о ней рассказал на лекции» или «Твой проект вдохновил меня на то, чтобы я бросил работу и попробовал себя в новом стиле, в новом качестве, связал свою жизнь с искусством». Для меня всегда было очень важно не просто стать популярным, а всё-таки привнести некие новые ценности через искусство и транслировать эти ценности через свои работы, через свои посты в социальных сетях и через ту деятельность, которую я веду в том числе публично, выступая на форумах, проводя перформансы и лекции, мастер-классы. Художник не просто передаёт какие-то знания, традиции из точки А в точку Б. Важны также и сопутствующие элементы: как люди видят твою речь, презентацию проекта, как погружаются в твой мир, приобретают новые мысли, ценности, чистую философию.
Наверное, кайф ещё в том, что если раньше тебя кто-то вдохновлял, то ты тоже теперь кого-то вдохновляешь.
Покрас Лампас: Да. Сначала есть сообщество, которое поставило тебя на ноги, дало тебе силы своей поддержкой, каким-то челленджем, зажгло в тебе желание соперничать с чем-то. А в какой-то период ты становишься тоже для кого-то объектом такого же интереса или челленджа. Мне очень приятно транслировать желание постоянно становиться лучше через работы.

О сложностях

Какой из твоих проектов был самым сложным и почему?
Покрас Лампас: Самый сложный проект всегда разный. Например, сегодня я не знаю, как расписать крышу. Я изучаю всё, что с этим связано, рискую, собираю лучшую команду — и завтра я уже это знаю. Это уже для меня не самый сложный проект. Дальше я начинаю идти в новый масштаб и в новую форму. Наверное, самое сложное всегда — это чтобы концепция, которая придумалась в голове, и реализация совпадали по качеству и по уровню новаторства: новый образ, новая надпись, новая техника, новый результат. Всегда самое сложное — делать то, чего не знаешь.
Согласен полностью. Самое сложное, конечно, держать уровень, постоянно делать что-то новое, потому что копипастить одни и те же полотна и техники — это пренебрежение…
Покрас Лампас: Невозможно скопипастить то, что я делаю. Например, ты написал полотно, его размер — 1,5–2 метра. Потом ты берёшь в руки кисть, пытаешься написать ту же самую букву размером 1,5–2 метра и понимаешь, что это совершенно другая пластика букв, другое строение, другая ритмика, совершенно другой тип того, как краска ложится на поверхность. И ты заново перепридумываешь всё полностью. А потом ты пишешь не на полу, а на отвесной поверхности, и тебе нужно, чтобы капли не залили краской то, что ты уже написал чуть ниже. И ты начинаешь по-другому строить логику того, как ты пишешь: сначала работаешь сверху, потом снизу или берёшь более густую краску или меняешь инструмент с кисти на баллончик, или с баллончика на валик, или с валика на какой-то суперуникальный инструмент, который специально к этому проекту придумал.
Получается, на «Локо» (Покрас Лампас расписывал площадь перед стадионом «Локомотив». — Прим. ред.) ты понял, что фактически тебе сейчас нужно понять, как это делать?
Покрас Лампас: Конечно. Это было очень сложно, кстати. «Локо» — стадион. На стадионе люди не должны скользить по поверхности при ходьбе. Мы привозили туда грузовики песка, распределяли его по всей поверхности стадиона. Краска должна была попасть на песок и сцепиться с ним, чтобы стать более плотной и долговечной. Кисть вместо того чтобы писать по песку, сгребала его как большая щётка. Пришлось собирать в день работы огромный валик из восьми или девяти сегментов и им писать, потому что я не мог работать кистью.
Любимая страна из тех, где удалось побывать?

Россия, Южная Корея и ОАЭ

О жизни

Как строится твой обычный день?
Покрас Лампас: Мой день строится по-разному в зависимости от сезона. Бывают периоды, когда я могу писать холсты. Тогда я в постоянном творческом процессе, могу лечь спать в 5 утра, потому что в мастерской 8 часов подряд пишу новую работу. И пока не буду шататься от бессилия, я не уйду. И так каждый день. В какой-то период я буду разрабатывать новую фешен-коллекцию, значит, буду искать материалы, встречаться с командой, с производством, искать новые вещи, образы, ходить на показы. А когда я расписываю площадь, я в жёстком графике, потому что знаю, что мне надо встать в 8 утра, в 10 быть на площадке. Темнеет в 6 вечера, значит, в 6 я заканчиваю, в 7 мы собираем вещи, в 8 я приезжаю домой, сплю, восстанавливаюсь и так далее. У меня не бывает регулярных занятий спортом — просто потому, что я не могу систематизироваться. Зато мобильность позволяет мне очень эффективно решать задачи, потому что я очень быстро могу поменять своё расписание.

Иногда, чтобы мозг работал, мне нужно поесть сладкого. Я просто стараюсь правильно декодировать себя по самочувствию и от этого предпринимать какие-то действия. Если чувствую, что устал, могу витамины начать пить. Если же у меня полно сил, я говорю: «Чуваки, давайте мы ещё проект поставим». Всё время перестраиваюсь на ходу.
Что самое главное в жизни и почему?
Что бы ты хотел, чтобы осталось после тебя?
Покрас Лампас: Ван Гог сказал: «Говорить за нас должны наши полотна. Мы создали их. Они существуют, и это главное». Я много лет назад прочёл эту цитату и сделал на её основе одну из своих любимых работ. Считаю, что для художника это очень понятно. И для меня это очень понятно.
Во что играешь на ps?

Всё чаще прохожу игры с крутой графикой на ПК, например в Cyberpunk. А на PS5 играем вместе с моей девушкой Линой во всё подряд.

Чем ты отличаешься от других? TAOSist — это про тебя?
Покрас Лампас: Я отличаюсь от других тем, что не иду в рамках какой-то концепции, а создаю собственный мир, свои ценности, развиваю свою философию — каллиграфутуризм. Я транслирую это через проекты, манифесты, публикации, интервью и в целом через то, как я существую, что пишу, о чём думаю и что планирую оставить после себя.

Тест: Какой вы TAOSist?


В философии много разных школ. TAOSism тоже может быть разным. Этот короткий тест поможет вам определить, какая форма познания мира вам ближе.
1 из 8
В чём смысл жизни?
  • Мы никогда не узнаем.
    Мы никогда не узнаем.
  • В лучших вещах: друзьях, семье, красоте природы.
    В лучших вещах: друзьях, семье, красоте природы.
  • В том, чтобы сделать жизнь людей комфортной.
    В том, чтобы сделать жизнь людей комфортной.
  • В силе духа.
    В силе духа.
Далее
2 из 8
Вера — это...
  • Кто знает?
    Кто знает?
  • Я атеист.
    Я атеист.
  • То, что помогает людям жить в гармонии.
    То, что помогает людям жить в гармонии.
  • Свод правил, по которым следует жить.
    Свод правил, по которым следует жить.
Далее
3 из 8
Что реально?
  • То, что можно познать через логику.
    То, что можно познать через логику.
  • То, что мы чувствуем.
    То, что мы чувствуем.
  • Пока вы в хорошей компании, это неважно.
    Пока вы в хорошей компании, это неважно.
  • То, что мы создаём.
    То, что мы создаём.
Далее
4 из 8
Какой из этих вопросов для вас самый сложный?
  • В чём смысл жизни?
    В чём смысл жизни?
  • Что правильно, а что нет?
    Что правильно, а что нет?
  • Как сделать жизнь лучше?
    Как сделать жизнь лучше?
  • На все вопросы есть ответы.
    На все вопросы есть ответы.
Далее
5 из 8
Наши судьбы предопределены?
  • Не знаю.
    Не знаю.
  • Да.
    Да.
  • Нет.
    Нет.
  • Разве это имеет значение?
    Разве это имеет значение?
Далее
6 из 8
Что для вас действительно важно?
  • Хотел бы я знать.
    Хотел бы я знать.
  • Чувствовать жизнь.
    Чувствовать жизнь.
  • Быть человечным.
    Быть человечным.
  • Развивать силу воли.
    Развивать силу воли.
Далее
7 из 8
Как бы вы описали свой свод моральных убеждений?
  • Любое убеждение нужно ставить под сомнение регулярно.
    Любое убеждение нужно ставить под сомнение регулярно.
  • Пока я не испытываю неприятных чувств, всё в рамках морали.
    Пока я не испытываю неприятных чувств, всё в рамках морали.
  • Морально то, что идёт на пользу людям.
    Морально то, что идёт на пользу людям.
  • Мораль не всегда применима.
    Мораль не всегда применима.
Далее
8 из 8
Каким одним словом вы бы описали себя?
  • Не знаю.
    Не знаю.
  • Счастливый.
    Счастливый.
  • Добрый.
    Добрый.
  • Решительный.
    Решительный.
Далее
ВЫ ТАОSСКЕПТИК
Вы не отрицаете чужих идей, но и не утверждаете наверняка — для вас важно задавать вопросы. Вы ставите под сомнение всё, и в этом ваше отличие от других, ваш TAOSism. Но это прекрасно, ведь только так можно добраться до истины.
ВЫ TAOSЭМПИРИК
Какой бы красивой ни была теория, вы всё равно скорее поверите своему естественному практическому опыту, доверитесь интуиции, профессиональному чутью. Вы доверяете чувственным ощущениям, и в этом ваша сила, ваш TAOSism. Реально то, что можно услышать, увидеть и осмыслить. И с этим сложно спорить.
ВЫ ТАОSГУМАНИСТ
Вы стремитесь приносить пользу человечеству. Жизнь каждого — главная ценность, и вы делаете всё, что в ваших силах, чтобы мы стали счастливее. Вы подлинный TAOSist. И это здорово.
ВЫ ЭКЗИCТАОS
Вы не боитесь сложных решений и ответственности. Вы твёрдо уверены, что человек делает себя сам на протяжении всей жизни. Философия TAOSism — часть вашей личности. Вместе с ней вы достигнете любых целей.