В чём секрет хорошего спортзала
Ну и, конечно, локация! Чем ближе метро и чем больше рядом офисов и жилых домов, тем лучше. Да, рядом с метро аренда выходит дороже, зато у вас никогда не будет простоя. Конечно, есть исключения, когда люди готовы ехать за тридевять земель ряди персональных тренировок с крутым тренером. И тут неважно, где именно находится зал. Но если речь идёт об обычном зале, то его местоположение должно быть удобным как для людей, пользующихся личным транспортом, так и для тех, кто предпочитает общественный.
Очень многое зависит от людей, которые приходят в спортзал. Вы можете рассчитывать на одну возрастную категорию, а приходят люди либо старше, либо младше. Именно поэтому я всегда оставляю возможность для изменения и расширения — стараюсь ничего не делать стационарного, так как в этом деле важно быть гибким и уметь адаптироваться к меняющимся условиями. Конечно, не всегда и не со всеми вещами это получается, например, боксёрский ринг не переставишь — для него изначально нужно выбрать правильное место.
Я убеждён, что большинство московских фитнес-клубов, а именно то, как они себя позиционируют, не соответствует качеству услуг, которые они предлагают. В зале главное — это цель, с которой человек туда приходит, поэтому важно, чтобы там были созданы все условия для её достижения. А большинство спортивных залов просто неудобны. Нехватка оборудования — самая частая проблема. Каждый человек хотя бы раз в жизни сталкивался с тем, что во время выполнения какого-либо упражнения на тренажёре к нему подходит другой посетитель и спрашивает, сколько ему ещё осталось сделать подходов. О чём это говорит? Только об одном: спортивный зал неправильно сбалансирован. Например, владельцы закупили всевозможные блочные тренажёры, а зону свободных весов не продумали. Это связано с тем, что владельцы фитнес-центров смотрят, как организовано пространство в других клубах — какие там стоят тренажёры, сколько беговых дорожек — и используют в своём зале тот же набор. Таким образом, они бездумно множат ошибки других владельцев вместо того, чтобы ориентироваться на потребности собственных клиентов. Чтобы бизнес выстрелил, нужно действовать нетривиально — быть достаточно смелым, чтобы сделать по-своему. Нужно пробовать.
Что делает хороший спортзал лучшим
Второй важный момент — это материал. От того, какие материалы уложены на пол, будет зависеть качество тренировок. На мой взгляд, не существует универсального покрытия — если это зал для кроссфита, то необходимы четырёхсантиметровые резиновые маты, если для борьбы, то ковёр. И будьте осторожны, выбирая тёмные напольные покрытия — на них очень хорошо видна грязь, которую не всегда своевременно вычищают.
В оформлении стен и выборе общей цветовой гаммы не следует использовать совсем пёстрые сочетания — они будут только отвлекать и раздражать. Лучшие цвета — это красный, терракотовый, оранжевый, коричневый. Иными словами, все земельные оттенки. Неплохо работает тёмно-серый и чёрный в сочетании с яркими цветами. Но перебарщивать с этим не стоит, выбирайте не больше четырёх цветов — два основных и два вспомогательных. И не забывайте: там, где много дневного света, лучше использовать приглушённые цвета, а если окон мало или вообще нет, то, наоборот, стены нужно сделать ярким. Выбор цвета во многом зависит и от размеров помещения — для маленького зала нужны спокойные цвета, для большого — яркие.
Ну и, конечно, вентиляция — про неё ни в коем случае нельзя забывать. Иногда в зале просто невозможно находиться, не то что заниматься — до того там жарко и душно! Температура должна варьироваться — в зале для интенсивных тренировок быть ниже, а в зале для йоги чуть выше. Тем не менее температура всегда должна быть комфортной, а воздух в помещении должен постоянно циркулировать. Идеальный вариант — система кондиционирования, встроенная в вентиляцию, но многие владельцы из желания сэкономить выбирают более дешёвые варианты. Но даже если вы решили установить обычные кондиционеры, разместите их настолько высоко, насколько позволяют потолки, а решётки установите таким образом, чтобы кондиционер не «сифонил» на занимающихся.
Я периодически сталкиваюсь с необходимостью создания в зале отдельных зон. Часто это связано с тем, что люди стесняются себя, они не готовы тренироваться у всех на виду. Я считаю, что обязательно нужно отделять зону свободных весов от зоны тренажёров и делать отдельное место для растяжки. При этом подобное зонирование возможно и в небольших залах — для этого существуют различные приёмы, такие как перегородки, плотные шторы, игра с освещением. Любую задачу можно решить. Но тем не менее не следует этим увлекаться — на мой взгляд, чем больше воздуха, тем лучше. Я сторонник разделять пространство функционально, но не конструктивно. Если у вас есть большая площадь, не имеет смысла делить её на 10 комнатушек. Кстати, правильное функциональное зонирование вполне может стать и визуальным, например, используя акустические материалы и мягкие покрытия, вы уменьшите общий шум — получится, что у вас довольно просторное open space, в котором тихо, уютно и комфортно.
Почему рейтинги решают всё
Понятно, что сравнивать можно чисто технически, ведь ощущения — абсолютно субъективная ситуация. Но это как с мишленовскими звёздами: да, вкусно и невкусно — понятия условные, но технология приготовления еды должна соответствовать определённым критериями. Да, всегда будут те, кто не захочет проходить открытый и честный аудит, но владельцы таких клубов должны будут понимать, что в таком случае высокого рейтинга им не видать.
Если создать рейтинг, то владельцы клубов поймут, что необходимо давать больше исходных данных клиентам, необходимо быть более открытыми. Например, мало кто размещает у себя на сайте фотографии раздевалок, потому что в большинстве своём они просто ужасные. Но если ты хочешь получить высокий балл и быть в топе, то ты пересмотришь своё отношение и раскошелишься на небольшой ремонт. На мой взгляд, создание подобного рейтинга поможет существенно улучшить качество продаваемых услуг. А когда у тебя есть 20 лучших клубов (по-настоящему лучших), то и остальные подтянутся.