Студенты-медики рассказывают, почему они решили стать врачами, не пугает ли их долгая учёба и невысокие зарплаты, как строится обучение в их университетах, а также о том, что они знают о доказательной медицине.

Никита Приходкин

студент 6 курса КГМУ (Курский государственный медицинский университет)

— В детстве прямо-таки мечты стать врачом не было. В школе больше всего из предметов нравились химия и биология, плюс у меня мама врач. Что-то о медицине я слышал от неё, чем-то сам интересовался, всё это казалось тогда очень интересным. И к окончанию школы я не мог себя видеть никем, кроме как врачом, поэтому и поступил в медицинский.

 

Мне не страшно быть ответственным за здоровье людей, ведь может сложиться ситуация, когда от меня будет зависеть жизнь человека. Для этого и нужно учиться (и учиться хорошо). Чем больше будешь знать, тем лучше сможешь оказать ту самую необходимую помощь. А зарплаты не пугают. Думаю, ни один хороший врач голодным не остался. А деньги ведь не самое важное. Важнее удовлетворение от работы.

 

Процесс учёбы на разных кафедрах в принципе разный. Где-то это интересный разбор теоретического материала, а затем всё подкрепляется разбором на пациентах. Так очень интересно и продуктивно. А где-то, к сожалению, всё сводится к самообучению и пустому просиживанию пар. Вот это уже проблема. Что касается изменений в процессе учёбы, то мне кажется, что большое внимание в медицинском вузе уделяется непрофильным дисциплинам, например гуманитарным, и спрос на них может оказаться весьма серьёзным. Это, на мой взгляд, ни к чему не приведёт.

 

Про доказательную медицину знаю, это очень хороший и правильный подход, особенно в условиях дефицита средств. Но главное, чтобы он не сковывал врача полностью, а давал некоторую свободу, потому что все пациенты разные и ко всем нужен свой подход.

 

Сейчас я склоняюсь пойти в неврологию, хотя не на 100% уверен, к тому же туда ещё нужно поступить. Как-то так сложилось, что ещё с первого курса вопросы, касающиеся нервной системы, мне давались лучше всего, а из всех клинических циклов больше всего понравилась именно неврология.

Павел Солошенков

студент 6 курса Первого МГМУ им. Сеченова

— В семье у меня врачей нет, да и вообще изначально хотел пойти в полицию или ФСБ. Но когда в школе началась химия, она меня затянула. Начал смотреть, куда можно поступить с экзаменом по химии. Химфак МГУ меня не прельщал, дальше пришлось бы заниматься наукой, а я не очень усидчивый человек. Так и решил поступать в медицинский, пересеклись и моя любовь к химии, и желание помогать людям.

 

На мой взгляд, мотивация — это всегда проблема для человека, который связан с медициной. Изначально, курса до четвёртого, был энтузиазм, я прямо горел этим. Но потом мотивация стала падать. Дело в том, что с 4-го курса мы каждый год повторяем одно и то же, и те люди, которые уже определились с дальнейшей специальностью (в том числе и я), не понимают, зачем учить, например, акушерство и гинекологию, если мы не будем связывать с этим свою жизнь.

 

Процесс учёбы у нас выстроен везде по-разному, в зависимости от кафедры. Первые три года мы изучаем базовые дисциплины, которые являются основой любой дальнейшей клинической специальности (анатомия, физиология и так далее). На третьем курсе изучается фармакология, патологическая анатомия, патологическая физиология. С четвёртого курса начинаются клинические дисциплины, мы занимаемся на кафедрах в больницах, даже ходим к пациентам, если нам везёт. Но чёткой организации, к сожалению, у нас нет. Есть хорошие преподаватели, которые понимают, что в дальнейшем мы придём на их место, и они стремятся нас чему-то научить. Но их не так много. У нас такая сфера деятельности, где нужна и практика, и теория. К сожалению, у нас акцент идёт больше на теорию, а вообще, я бы даже сказал, на самоподготовку. В итоге получается то, что мы сейчас видим: к врачам сложилось в большей степени негативное отношение. Люди просто не знают, из-за чего это происходит, а происходит вот из-за такого обучения.

 

То, что потом это выливается в низкие зарплаты, не самый снижающий интерес к медицине фактор. Конечно, хотелось бы и работать на любимой работе, и зарабатывать много денег, но сейчас у всех такая проблема, не только в медицине. Конечно, то, что сейчас происходит на законодательном уровне в плане медицины, оптимизации, это не очень хорошо для практической медицины. Мне кажется, этим занимаются люди, которые в практической медицине не имели никакого опыта. 

 

О доказательной медицине я слышал, у нас есть кафедра клинической фармакологии, которая напрямую этим всем занимается. Преподаватели, которые ориентированы на современные веяния, ездят по конференциям и занимаются саморазвитием, тоже осведомлены об этом и ориентируются на доказательную медицину, когда назначают лечение. Я надеюсь, что они ориентируются. По крайней мере, я точно знаю, что они в курсе.

 

Когда я поступал, думал, что буду хирургом. Сейчас своего мнения не изменил, пойду в хирургию. Думал когда-то в травматологию пойти, но мой вектор сместился в челюстно-лицевую хирургию. Сейчас мы занимаемся научной работой на кафедре, у нас есть патенты, утверждения которых мы сейчас ждём, проводим операции. Хотелось бы, чтобы эти процессы проходили быстрее, но у нас в институте не всегда хватает оснащения и не для всех.

София Кучерова

студентка 6 курса НГМУ (Новосибирский государственный медицинский университет)

— Решение поступить в медицинский пришло только в 11 классе. У меня были очень хорошие отношения с преподавателем химии, которая вдохновляла меня на изучение предмета. Быть лечащим врачом не хотелось, поэтому я выбрала специальность «медицинская биохимия».

 

Поскольку моё направление подготовки отличается от других медицинских специальностей, стимул тоже довольно своеобразный. Мы изучаем медицину на молекулярном уровне и имеем возможность в будущем заниматься научной деятельностью. Вдохновляет посещение научно-исследовательских институтов, общение со светилами науки. С каждым годом мы видим всё больше уникальных возможностей для деятельности после выпуска. Это молекулярная биология, вирусология, генетика, биотехнология и многое другое. Соответственно, учёба для меня в удовольствие. Что касается зарплаты: всё ведь зависит от нас самих, от наших способностей, амбиций и квалификации. В любой сфере можно при желании добиться высот.

 

Обучение длится шесть лет. До четвёртого курса всё довольно стандартно, правда, занятия зачастую длятся с утра до вечера. Начиная с четвёртого курса обучение состоит из циклов: каждый день в течение какого-то времени (от восьми дней до месяца) мы приходим на один и тот же предмет, сдаём зачёт, потом начинается другой предмет и так далее. Занятия циклами очень удобны, студенты ждут четвёртого курса, чтобы наконец вздохнуть свободнее. Информации в учебниках оказывается всегда мало, приходится искать дополнительную литературу, в том числе зарубежную. На русском языке написано, к сожалению, слишком мало. Периодически пользуемся методическими пособиями, которые готовят для нас преподаватели. Современная литература, безусловно, нужна, ведь медицина постоянно развивается. Наиболее важна в процессе обучения практика. Да, практика есть после каждого курса, но всё равно её катастрофически не хватает. Убрать особо ничего не хочется, разве что модернизировать программу безопасности жизнедеятельности. Нам дают огромное количество классификаций и информации об устройстве управляющих структур, но у студентов не откладывается в памяти реальный алгоритм действий в чрезвычайных ситуациях, а ведь именно это и важно.

 

Для меня вопрос о доказательной медицине показался очень странным, ведь как может преподаватель или врач вообще не знать таких вещей? Мы часто слышим, есть ли доказательная база у какого-либо препарата, бываем на лекциях, где рассказывают, какие этапы проходит метод лечения перед тем как быть внедрённым в клинику. На старших курсах лечебного факультета даже есть отдельный цикл «Доказательная медицина».

Владислав Белюсь

студент 6 курса медицинского вуза Беларуси, автор телеграмм-канала Medtimes

— Между 10 и 11 классом, когда необходимо было выбирать репетиров, я решил сходить к знакомому врачу на работу. Она работала в онкологическом центре врачом-хирургом в отделении абдоминальной хирургии. Я не буду описывать, что это была за операция, но те шесть часов возле операционного стола пролетели незаметно. Я и решил, что программирование подождёт — я хочу быть хирургом. Да, сейчас я понимаю, что выбрал не очень простую специальность, к тому же низкооплачиваемую в соотношении «труд — заработная плата». Но время всё расставит на свои места.

 

Стимул для учёбы нашёл случайно. На самом деле я жутко не любил первые два курса меда. Максимально скучные, но в то же время важные предметы. Как говорится: без фундамента дом не выстроить. И для того чтобы хоть как-то компенсировать рутину, я пошёл бродить вечерами по больнице скорой медицинской помощи, возле которой я живу и по сей день. Там познакомился с чудесными медсёстрами в хирургии и начал постигать азы сестринского дела. Через полгода вечерних хождений я умел делать любую манипуляцию с закрытыми глазами. Потом наступил третий курс. Я понял, что надо больше общаться с хирургами. Но дальше мыслей дело не пошло. Третий курс оказался тяжёлым. Пропедевтика внутренних болезней, хирургия, патанатомия, патофизиология и фармакология: пять боссов медицины, фундаментальные предметы, без которых врачу не состояться. Все силы были брошены на их освоение, а на хождения по БСМП (больница скорой медицинской помощи) я подзабил. Потом был четвёртый курс, мы перешли на клинические базы (это значит, что теперь мы учились не в универе, а непосредственно в больницах). Не хватало денег, и я пошёл работать медбратом в отделение общей хирургии, благо навыки позволяли. Дальше было ужасное лето с четвёртого курса на пятый, которое я провёл, работая сутками. Случалось, что я брал по три ночи подряд. В конце концов пришло осознание, что в наших странах медработников не уважают и относятся как к прислуге. Стимул учиться сошёл на нет. И я решил завести канал в телеграмме, чтобы своим словом прославлять медицину и доказать хотя бы себе, что не всё так плохо в этой профессии. Весь пятый курс я посвятил учёбе, работе, учёбе, работе — и так по кругу. В голове было много мыслей, и я давал им выход в рубрике мои_заметки, которая со временем стала самой читаемой на моём канале. Долгая учёба? Ничуть, считайте, что это затянувшееся детство, которое позволяет более основательно подготовиться к взрослой жизни и не наделать ошибок, о которых в будущем будешь жалеть. Ну а про зарплаты — тут даже говорить ничего не хочется. Наши врачи очень крутые, и обидно, что их труд стоит так мало. Знали бы вы, сколько талантливых умов утекает за границу в поисках лучшей жизни, где знания и умения ценят больше всего.

 

Учёба в меде построена очень просто. Принцип 3—3—1. Три года с книгами в универе, три года с книгами в больницах и один год с книгами в качестве помощника врача. Медицина очень консервативна. Подчас лучше старых классических книг ничего нет. Но это что касается первых трёх курсов. Понимаете, нет разницы, по какому учебнику учить анатомию, гистологию, биохимию и физиологию: природа — это же не Apple, новые модели людей не выходят каждый год. Наш университет молодец, у нас есть доступ к современным онлайн-библиотекам на русском и английском языке: универ за это платит — мы пользуемся. На старших курсах мы пользуемся информацией, которую нам дают преподаватели, это что касается каких-либо современных подходов к лечению. Учебники современные, с этим проблем никаких нет. Универ тратит очень много денег на современную литературу. А в нашем деле, сами понимаете, она ох какая недешёвая. К тому же у нас есть собственная онлайн-платформа MOODLE, её разработали австралийцы, а наш универ купил права, и мы ей пользуемся. Это система дистанционного обучения: там представлены деканаты, кафедры и отдел практики. По сути, это такое закрытое облако, которое заменяет информационные стенды на кафедрах, плюс там выкладываются статьи и учебные материалы, написанные нашими преподавателями, вопросы к экзаменам и так далее. Если говорить о предметах, то тут нет ничего лишнего. Врач не может выучить одну область и пойти работать. В медицине всё взаимосвязано. Единственное, на первых курсах раздражало обилие социально-гуманитарных предметов. История, политология и прочая социология казались откровенной чушью, но сейчас понимаешь, что без этого не может состояться человек с высшим образованием. Высшее образование на то и высшее.

 

У нас весь процесс учёбы построен именно на доказательной медицине. А преподаватели — это её основа. Есть лишь одна причина, почему со времени некоторые врачи забивают на принцип доказательности. Это деньги. Когда, предположим, тебе за 30, а ты живёшь с котом на съёмной квартире, почему бы не заняться шарлатанством. А вообще, все врачи должны руководствоваться именно принципом доказательной медицины.

 

В этом году я перешёл на шестой курс. Специальность выбрал, как вы уже могли догадаться, хирургическую. Кем стану? Покажет время. Пока путь мне лежит только в общую хирургию (для тех, кто не знает: это аппендициты, грыжи, язвы ЖКТ и так далее). Жалею? Нисколько. Посмотри, что я запою через 2-3 года, хе-хе.

Кристина Белая

студентка 6 курса медицинского вуза Беларуси, автор телеграмм-канала Medtimes

— Я поняла, что буду врачом, ещё классе в шестом, когда мы с подругой детства проводили сверхсложную «операцию»: с помощью детского медицинского набора приклеивали пластилином безнадёжно оторванную ногу кукле. Мы устроили своей пациентке палату, ходили на обходы и записывали в маленький розовый блокнотик её «жалобы». Ещё тогда мы договорились, что станем врачами. И вот сейчас мы обе без пяти минут акушеры-гинекологи.

 

Долгая учёба не пугает. На самом деле все пять лет прошли очень быстро. Пожалуй, слишком быстро. А вот уровень зарплат пугает. Да, я работаю по призванию, несомненно, но я обычный человек с обычными потребностями, для удовлетворения которых нужны некоторые средства. Но больше низких зарплат пугают тенденции общества в отношении не только врачей, но и всего медперсонала. Люди иногда бывают очень грубы, и это безумно тревожит. Проработав год медсестрой, я понимаю, что сейчас все медики скорее прислуга, нежели уважаемые люди. Однако приятные, благодарные пациенты всё же встречаются. Они-то и стали моим вдохновением. Невозможно передать чувства, которые я испытываю каждый раз, когда наблюдаю первую встречу мамы и её долгожданного малыша, и понимаю, что это произошло в некоторой степени благодаря мне.

 

Первые три года учёбы построены как уроки в школе: от начала до конца семестра расписание остаётся неизменным. С четвёртого курса вся система круто меняется — начинаются циклы. Они длятся от нескольких дней до двух недель на четвёртом и пятом курсах и до полутора месяцев на шестом. В течение цикла с утра и до обеда у нас один предмет. После 15:00 начинаются лекции, которые обязательны к посещению. Отдельно надо сказать о дежурствах. Нет, не о тех, которые есть в программе вуза, а о самостоятельных и о практикующих врачах. Большинство из них никогда не отказываются показывать заинтересованным студентам, что и как делать. Всё, что нужно — желание самого студента, просто приходишь в любое отделение и можешь быть уверен, что тебя не прогонят и с удовольствием удовлетворят жажду знаний. Причём за это врачам не платят, это скорее преемственность: каждый из них был студентом и понимает, каково это. Учебников очень много, можно выбрать тот, который нравится именно тебе. Не припомню, чтобы у нас когда-либо был предмет, для которого не дали бы учебника: университет работает очень хорошо. Плюс ко всему у нас есть доступ к различным электронным библиотекам, подписку на которые оплачивает наш университет, а это значит, что при желании и наличии Интернета у меня в любую минуту может оказаться книга по любому предмету. По мне самое абсурдное — занятия по физкультуре. До сих пор не понимаю, зачем навязывать обязательные занятия спортом. По моему мнению, если я не хочу бегать, то я не буду бегать, и вот эти массовые вылазки на стадион ничего не изменят. К спорту человек должен прийти сам. А ещё раньше социально-гуманитарные предметы казались ненужными, но сейчас я понимаю, что они очень нужны. Поэтому я бы эти занятия проводила не на первых, а на третьем-четвёртом курсах, когда я могу осознать их необходимость.

 

Доказательная медицина — это основа основ. Весь мир работает по принципам доказательной медицины, и наша страна не исключение. Ну и, естественно, все преподаватели университета знают о доказательной медицине. Без этого никуда.

 

Я будущий акушер-гинеколог. Для меня всегда зарождение новой жизни было чудом. И хотя сейчас я досконально знаю, как это происходит, вплоть до скорости деления клеточек эмбриона, тем не менее чудом быть это для меня не перестало.

Полина Немировская

студентка 6 курса медицинского вуза Беларуси, автор телеграмм-канала Medtimes

— Начиная с детского сада у всех постоянно спрашивают: «Кем вы хотите стать?» И сколько себя помню, я всегда твердила: «Врачом». Мне хотелось быть полезной обществу и помогать людям. Сомнения появились классе в девятом. Все вокруг стали пугать большой нагрузкой, малой зарплатой и большой ответственностью. Но всё же к началу 11 класса я чётко поставила себе цель — поступить в медицинский университет и стать хорошим врачом. О чём до сих пор не жалею.

 

Как ни странно, но шесть лет учёбы ни капли не угнетают, получать знания только в радость, особенно на старших курсах, когда уже не так напряжно. Да и хороший врач учится не шесть лет, а всю жизнь. Ибо медицина — это та сфера, где нужно постоянно изучать большое количество литературы, чтобы быть компетентным специалистом. Каждый день, проведённый в университете или больницах, мы получаем уйму полезной информации, которая пригодится в дальнейшей практике. Особенно радуют занятия с практикующими врачами: они готовят нас к реальной работе, а не по учебникам. Вдохновляют люди, которых можно и нужно называть «Врач с большой буквы». Врачи, которые дни и ночи спасают человеческие жизни. Врачи, которые постоянно совершенствуют свои навыки. Мы рады, что нам выпадает возможность перенять опыт у таких людей.

 

Первые три года проходят занятия в университете: студент получает фундаментальные и общеобразовательные знания, без которых невозможно стать компетентным специалистом. Да, нам не нравились занятия на кафедре социально-гуманитарных наук, мы не понимали, зачем эти предметы в медицинском. Да и не всегда к физиологии и биохимии относились серьёзно: все казалось сложным и скучным. Однако оглядываясь назад понимаю, что зря я не досконально изучила все предметы, сейчас иногда приходится освежать в памяти некоторые темы самостоятельно, но делаю это с бОльшим интересом. Старшие три курса проходят по цикловой системе, то есть это занятия в клинических больницах. В течение нескольких недель мы находимся на одной кафедре, подробно изучая все нозологии не только по учебникам, но и видим всё своими глазами на пациентах. И в связи с этим обучение стало гораздо интереснее.

 

У нас всё обучение строится на доказательной медицине, по-другому работать невозможно. Человеческая жизнь слишком важна, чтобы подбирать лечение, просто тыкая пальцем в небо.

 

Сейчас я прохожу субординатуру по анестезиологии-реаниматологии. Хочу спасать людей, вытаскивая их из лап смерти. Сражаться за жизнь, оставаясь один на один с болезнью. Стремлюсь стать специалистом в своей сфере, прилагая максимум усилий.