Более тысячи километров горных переходов, десять килограммов за спиной, полёты на параплане и никакой посторонней помощи. Евгений Грязнов собирается принять участие в одном из самых сложных экстремальных соревнований — гонке Red Bull X-Alps. Мы попросили Евгения рассказать, как вообще к такому можно подготовиться.
Евгений — чемпион России по парапланеризму. В гонке Red Bull X-Alps он принимал участие уже трижды, но останавливаться на этом не собирается. 
— Летать я начал в 2000 году. Мы с приятелем нашли объявление о школе парапланеризма в газете и просто решили попробовать. Прошёл тогда только три занятия, а дальше решил учиться самостоятельно. Сейчас для меня параплан ─ это не только хобби, но и профессия: я работаю инструктором.
Я бы не сказал, что парапланеризм ─ суперэкстремальный вид спорта. Конечно, как и любая физическая активность, он подразумевает определённый риск. Но надо просто с головой дружить, и тогда опасность минимальна. Для того чтобы получать удовольствие от полёта на параплане, должно пройти время. Это довольно долгий процесс, в отличие от прыжков с парашютом, когда ты проходишь короткий инструктаж, потом пять минут эйфории ─ и ты уже стоишь на земле. Поэтому парапланеризм ─ это не только про адреналин, это нечто большее.
— Россияне очень мало летают в Альпах по совершенно объективным причинам: это дорого, и шенгенская виза разрешает находиться в Европе только три месяца в году. И нам приходится брать физподготовкой и энтузиазмом.
Участвовать в гонке Red Bull X-Alps я начал с 2009 года, тогда и добился своего пока самого высокого результата в этих соревнованиях — занял пятое место. Это крупная гонка, которая собирает опытнейших пилотов и стоит особняком в мире парапланеризма. Спортсменам нужно преодолеть сложный маршрут длиной свыше 1 100 километров, пролегающий через Альпы. Участник может только идти пешком и лететь на параплане, обязательно преодолевая turning points, установленные организаторами. В этом году маршрут сделали ещё сложнее, чем раньше.
Лететь в Альпах получается не всегда. Во-первых, в тёмное время суток полёты строго запрещены, во-вторых, спортсмен должен учитывать такие факторы, как погода и ветер. Кроме того, с 11 ночи до 4 утра спортсмену нельзя передвигаться — он обязательно должен отдыхать. Раньше мы могли идти хоть 24 часа, но это практически невозможно ─ ты просто сразу выбьешься из сил, а гонка длится около двух недель. Мы ведь идём не налегке ─ есть определённый перечень стаффа, который должен нести при себе атлет: параплан, запаска, шлем и так далее. Всё это весит около десяти килограммов, а в самом начале истории этих гонок вес оборудования мог достигать 20 килограммов.
Обычно атлет отдыхает в машине своего помощника, который сопровождает его на протяжении всего пути. Это второй человек в команде, он встречает атлета в контрольных точках, кормит, поит, переодевает, даёт пинка под зад, и атлет идёт дальше. Мой помощник ─ это Стэн Радзиковски, он мой хороший друг. В 2014 году он принимал участие в похожей гонке в Пиренеях, поэтому я считаю его опытным и надёжным.
Помощь третьих лиц, например местных жителей, строго запрещена. На гонке существует и довольно серьёзный допинг-контроль: он проходит в начале соревнований, а также любого атлета могут проверить в ходе гонки. Если спортсмен употреблял что-то запрещённое, то его дисквалифицируют. Организаторы и зрители следят за атлетами в режиме реального времени с помощью Live Tracking — Red Bull X-Alps.
Моя подготовка проходит довольно-таки тяжело. Для участия в гонке нужно не просто быть в хорошей форме, нужно уметь летать в Альпах. Не зря здесь всегда побеждают швейцарцы, которые знают Альпы как свои пять пальцев. Россияне же крайне мало летают в Альпах по совершенно объективным причинам: это дорого, и шенгенская виза разрешает находиться в Европе только три месяца в году. И нам приходится брать физподготовкой и энтузиазмом, вот и всё. Поэтому главное в подготовке ─ тренировать выносливость. Много, очень много ходить в горы, хорошо восстанавливаться, повышать свой предел возможностей. Две недели выдержать в таком ритме не каждый сможет. И в этом уникальность и сложность Red Bull X-Alps.
Призы в гонке, конечно, есть ─ за первое место десять тысяч евро и так далее. Но даже это не перекрывает всех затрат на участие в мероприятии. Оно обходится очень дорого ─ около 20 тысяч евро, и это по самым скромным подсчётам. Я участвую в Red Bull X-Alps, потому что это приключение. В конце концов, как говорил Жак-Ив Кусто, если у человека есть возможность вести необычную жизнь, он не имеет права от неё отказываться.