Трейси Эдвардс вошла в историю как женщина, которой удалось собрать команду и отправиться в кругосветное путешествие под парусом. Тогда казалось невероятным, что чисто женская команда может преодолеть такой рискованный маршрут (он пролегал в том числе в суровых широтах неподалёку от Антарктиды). Мы поговорили с Трейси Эдвардс и выяснили, как кругосветка повлияла на её жизнь и почему она планирует повторить это путешествие.

«Мне просто не хотелось готовить»

— После того как меня выгнали из школы, я пошла работать в один из баров в Греции. Там я познакомилась со шкипером, который пригласил меня стать стюардессой на яхте. С этого и началось моё увлечение парусным спортом. Да мне и некуда больше было идти! Шкиперы стали моими наставниками, учиться управлять лодкой было интересно и совсем не сложно.

Когда я захотела принять участие в кругосветной регате Whitbread Round the World Race 1985–1986 годов, меня взяли только на лодку Atlantic Privateer. Работать мне предстояло поваром. Среди 260 участников регаты было только три женщины. И я поняла, что это нужно исправить — доказать, что и женщины могут быть полноценными участниками гонок под парусом.

Я была уверена: женщины и мужчины равны. Поучаствовав в кругосветной гонке, я ещё больше убедилась в том, что моя мечта осуществима.
Честно говоря, мне просто не хотелось готовить, гораздо интереснее было управлять яхтой. Ради этого пришлось создать собственный проект и собрать команду. Но на пути возникло столько трудностей, что я постоянно осознавала: за свои права обязательно нужно бороться.

«Никто не верил в то, что мы выживем»

Собрать команду женщин, которые бы отправились в кругосветное путешествие, оказалось невероятно сложно. В то время практически не было девушек-моряков. Членами экипажа Maiden (такое название получила яхта, на которой Трейси Эдвардс и её команда отправились в кругосветное путешествие. — Прим. ред.) стали представительницы девяти национальностей. Многие из них связались со мной, когда я публично объявила о наборе команды.

Чтобы участие женского экипажа в кругосветной регате стало возможным, нужно было собрать большую сумму. Но как найти спонсора? У нас получилось не сразу, гонка так и осталась бы нашей мечтой, если бы в дело не вмешался король Иордании Хусейн ибн Талал.

Никто из участников мужских команд не верил в то, что мы выживем. Но мы тренировались и шли к цели. С нами работали фитнес-тренер, диетолог и сомнолог (специалист, занимающийся проблемами сна. — Прим. ред.). Они, как и мы, верили в то, что у нас всё получится.

8 августа, на фестивале Beat Film Festival в России, будет показан документальный фильм Maiden — о первой в мире женской кругосветке под парусом. Перед показом состоится паблик-ток «Гонки за мечтой: как спорт помогает женщинам добиваться своего».

«Чувство страха пришло потом»

Когда яхта отходит от берега и вокруг остаётся только океан, меняется сознание и отношение к жизни (команда Трейси Эдвардс приняла участие в кругосветной регате в 1989 году. — Прим. ред.). Это возможность почувствовать себя как никогда близко к природе и начать лучше узнавать себя. Во время кругосветного путешествия невозможно спрятаться от того, кем вы являетесь на самом деле.

Во время регаты команда значит очень много — вы вместе противостоите стихии. В основе этого — очень сильные эмоции. У нас не было конфликтов, мы были настолько мотивированы и сосредоточены на цели (доказать: мы способны преодолеть кругосветку), что времени на ссоры просто не оставалось.

Возле мыса Горн (расположен на одноимённом острове в проливе Дрейка, разделяющем Южную Америку и Антарктиду. — Прим. ред.) мы чуть не утонули. Все свои силы мы бросили на то, чтобы выжить. Некогда было даже испугаться. Чувство страха пришло потом.
Самыми удивительными существами, с которыми мы встретились во время кругосветки, стали альбатросы в Южном океане. Пожалуй, это самые красивые существа на планете. Один из альбатросов мог путешествовать с нами в течение нескольких дней. Когда он улетал, нас начинал сопровождать следующий.

«Вдохновлять женщин и дарить им веру в себя»

Когда мы участвовали в кругосветной регате, мы видели, как меняется отношение к женщинам. Участники из мужских команд стали воспринимать нас всерьёз, журналисты начали писать совсем другие репортажи. Все они были свидетелями того, как мы, женщины, одержали победу на двух из шести этапов гонки, и с этим невозможно было не считаться.

Сразу после кругосветной регаты я получила награду Yachtsman of the Year («Яхтсмен года». — Прим. ред.), впервые в истории её вручили женщине. Я была потрясена! Не могу сказать, что я лучший моряк в мире. Эта награда досталась мне за то, что я смогла собрать экипаж Maiden, и я приняла её с благодарностью и изумлением.

В любом деле главное — внимание к мельчайшим деталям. Во время кругосветки я поняла: все проблемы нужно решать как можно быстрее, пока они не превратились в огромные неприятности.
С тех пор прошло 30 лет, но наш путь продолжается — Maiden снова на плаву, чтобы вдохновлять женщин и дарить им веру в себя. Мы планируем ещё раз отправиться в кругосветное путешествие и поддержать благотворительную организацию The Maiden Factor Foundation, которая помогает женщинам получать образование и идти к цели. Сейчас мы ждём возобновления навигации после пандемии коронавируса, в наших планах — проплыть 150 000 миль (241 350 км. — Прим. ред.), посетив более 60 пунктов назначения более чем в 30 странах.