К дню рождения великого баскетболиста Владимир Борисенков решил вспомнить историю создания культовой модели кроссовок Air Jordan, а ещё о том, как один рекламный контракт изменил мир. Игроком Майкл Джордан зарабатывал 30 миллионов долларов в год, а сейчас — 80 миллионов, также в год.
Jordan Brand сейчас — одна из самых крупных спортивных фирм, объём продаж которой уже довольно давно исчисляется миллиардами долларов. Но когда-то и она была лишь небольшой дочерней фирмой Nike, при этом сама компания Nike переживала не самые лучшие времена.

 

1984 год. На рынке спортивных товаров конкурировали между собой Converse, adidas и Nike. В этой борьбе очень сильно проигрывала орегонская компания, и руководство понимало, что если сейчас не сделать что-то по-настоящему громкое и крутое, то фирма так и будет пребывать во втором эшелоне, что, естественно, никого не устраивало. Тогда и было принято решение затеять небольшую революцию в баскетболе — лидером должен был стать многообещающий выпускник университета Северной Каролины Майкл Джордан.

Выбор был сделан, и менеджеры Nike начали обивать пороги дома и университета Майкла, чтобы поговорить о возможном сотрудничестве. Но все их попытки были напрасными, Майкл Джордан решил для себя, что Nike — компания не его калибра, да и Converse с adidas ему были больше по душе, потому что тренер его университета уже раздавал игрокам продукцию этих брендов, и Майкла всё в ней устраивало. Он взял курс на подписание контрактов с одной из этих фирм, но вышло всё совсем не так, как хотел Джордан: в Converse не заинтересовались юным дарованием из-за того, что у бренда и так дела шли отлично (главные спортсмены — Лэрри Берд и Мэджик Джонсон), а менеджеры adidas заявили, что они подумают и дадут знать о своём решении, но позже потеряли всякий интерес к этой сделке и посчитали её бесперспективной. Всё это сыграло на руку Nike, и компания решила пойти ва-банк: менеджеры уговорили агента и родителей Майкла, чтобы те объяснили, как они хотят сотрудничать с новичком «Чикаго Буллс». Все эти манипуляции не прошли даром — Майкл Джордан согласился приехать в офис Nike в Портленд и посмотреть, что там ему приготовили.

 

Майкл, мягко говоря, сотрудничать не рвался, но так как в Nike не было сильных атлетов, которые могли встряхнуть бренд, представители компании бросили все силы и деньги на то, чтобы завлечь к себе Джордана — как только он приземлился в Портленде, ему подали шикарную машину, а в офисе компании показали великолепную видеопрезентацию с его лучшими игровыми моментами в играх за колледж и Олимпийскую сборную США. Но когда главный дизайнер компании Питер Мур продемонстрировал баскетболисту первую модель из готовящейся именной линейки (именные линейки тогда было чем-то вроде знака величия), Джордан не был впечатлён работой Мура и заявил, что кроссовки Nike обладают «дьявольской» расцветкой, поэтому играть он в них не сможет. Вся встреча прошла в полнейшем напряжении, но после её завершения Майкл Джордан сказал фразу, которая стала знаменитой и изменила игру на рынке спортивных товаров навсегда: «Let’s make the deal».

Менеджеры выплатили Майклу огромнейшую по тем временам сумму — 2 500 000 долларов за пять лет, плюс украсили всё это великолепие «вишенкой» в виде хорошего процента с продаж и прочих бонусов. Выплата такой большой суммы новичку казалась безрассудным поступком, поэтому привлекла дополнительный интерес СМИ — а именно этого компания и добивалась. Следующим пунктом стала подготовка первых кроссовок Nike. Дизайнер Питер Мур решил не отходить от концепции, которую Майкл посчитал «дьявольской», а лишь добавить фирменный логотип Майкла — баскетбольный мяч с крыльями и надписью Air Jordan.
Как только кроссовки поступили в продажу, они моментально произвели эффект разорвавшейся бомбы — покупатели пришли в восторг. NBA тоже не могла остаться в стороне, поэтому каждый раз штрафовала Майкла на 5 000 долларов за то, что кроссовки Nike не соответствовали правилам лиги (они должны были быть белыми). Стоит ли говорить, что представителей бренда это ничуть не беспокоило, и они аккуратно выплачивали штраф — ажиотаж вокруг Air Jordan I поднялся огромный, продажи взлетели до небес. Менеджеры компании поняли, что на всей этой шумихе можно заработать ещё больше и решили снять рекламный ролик, который впоследствии стал чуть ли не классикой жанра. Компания снова попала в десятку: ролик настолько зацепил покупателей, что продажи Air Jordan I выросли с 870 миллионов в год до заоблачных четырёх миллиардов.
Проблемы пришли оттуда, откуда их никто не ждал: несмотря на то что Air Jordan II, разработанные Питером Муром, были более технологичными и революционными, чем дебютная модель, покупатели, собственно, как и сам Майкл Джордан, не оценили их по достоинству. Даже тот факт, что Джордан провёл в них невероятно успешный сезон и попутно разорвал всех на легендарном слэмданк контесте, не спас компанию от серьёзных убытков. В результате Питер Мур и его помощники ушли, чтобы создать свою фирму — и, как оказалось, очень вовремя. Всё сложилось как нельзя лучше для компании: здесь на сцене появляется главный (после Майкла) по значимости человек в истории Jordan Brand — Тинкер Хэтфилд. Первым его шагом была личная закрытая встреча с Майклом, в ходе которой он обсудил с ним всё — от цвета кроссовок до их формы. Такой подход Тинкера очень впечатлил Майкла, он словно почувствовал, что с этим человеком они создадут нечто грандиозное и великое. Вторым решением Тинкера стал отказ от старого лого в пользу нового, ставшего визитной карточкой бренда — jumpman, идею которого мистер Хэтфилд подглядел в рекламной фотосессии для Air Jordan I. Майкл Джордан принимал непосредственное участие в процессе создания Air Jordan III, и он не скрывал, что ему это очень нравилось, а играть в этих кроссовках в баскетбол было особенно приятно. Собственно, в них он и стал лучшим игроком года, получил звание лучшего защитника и выиграл второй подряд слэмданк контест. Кроссовки были просто обречены на успех, поэтому в Nike решили потратиться на рекламу по-крупному и пригласили для съёмок Спайка Ли, который стал «визитной карточкой» этих роликов. Именно с этой модели началась империя Jordan Brand, которая растёт до сих пор и не собирается останавливаться. В 1997 году Майкл объявляет о том, что его компания отделяется от Nike и становится собственной торговой маркой.

Самые легендарные модели Air Jordan

Air Jordan I

Чем запомнились: взорвали рынок спортивной обуви и изменили правила игры.

Air Jordan III

Чем запомнились: именно с этой модели началась тенденция на снижение высоты кроссовка. Шикарная рекламная кампания, великолепные материалы, инновационные технологические решения — всё это сделало такую модель одной из самых популярных во всей линейке.

Air Jordan IV

Чем запомнились: первые кроссовки из всей линейки, вышедшие на мировой рынок. На старте продаж были представлены в четырёх расцветках.

Air Jordan V

Чем запомнились: первые кроссовки из всей серии с прозрачной подошвой. Также был добавлен лэйслок (держатель шнурков), который стал визитной карточкой этой модели.

Air Jordan VI

Чем запомнились: первое чемпионство Майкла. Технологический прорыв в защите голеностопа.

Air Jordan VII

Чем запомнились: в рекламной кампании снялся кролик Багз Банни. В этих кроссовках Майкл выиграл второе чемпионство подряд и разорвал всех на олимпиаде в Барселоне.

Air Jordan VIII

Чем запомнились: 20 000-е очко в карьере. Третье чемпионство подряд. Завершил карьеру в первый раз.

Air Jordan IX

Чем запомнились: модель вышла в 1993 году, поэтому Майкл никогда в ней не играл в NBA. Эти кроссовки были выбраны для легендарной статуи Майкла Джордана у арены Чикаго Буллс.

Air Jordan X

Чем запомнились: впервые для создания подошвы использовался инновационный материал филон.

Air Jordan XI

Чем запомнились: легендарные кроссовки, которые мелькали в фильме Space Jam, ставшем своеобразным превью к возвращению Майкла в большой спорт. Именно из-за этого модель стала так популярна у сникерхедов всего мира. Четвёртое чемпионство.

Air Jordan XII

Чем запомнились: Тинкер Хэтфилд вдохновлялся на создание японской одеждой XIX века. На боку кроссовка была сделана перфорация в виде кожи ящерицы. Именно в этих кроссовках произошла легендарная Flu Game, во время которой Майкл был болен и играл с высокой температурой. Пятое чемпионство.

Air Jordan XIII

Чем запомнились: во время создания этой модели дизайнеры вдохновлялись строением лапы чёрной пантеры. Шестое, последнее чемпионство Майкла.