Первый этап
— Первым делом нужно отобрать слова, которые вы хотите выучить. Учить все незнакомые иностранные слова подряд неэффективно. Выбирайте универсальные и интересные для вас слова и фразы — те, которые могут пригодиться в разных ситуациях. В английском языке насчитывается около 500 тысяч слов — и только три тысячи из них, по мнению экспертов, англичане используют в повседневной жизни. Это, конечно, не значит, что для успешного и свободного владения английским языком нужно выучить всего лишь эти три тысячи слов. Это число — количество словарных единиц, составляющее так называемый активный словарный запас. Есть ещё и пассивный словарный запас. Это слова, значение которых мы знаем, но не используем их постоянно. Пополнять необходимо оба словаря. При отборе слов сфокусируйтесь на тех, которые кажутся вам наиболее полезными. Например, если вы используете язык на работе, вам необходимо добавить в список слов клише, термины и понятия, которые характерны именно для вашей профессиональной сферы.
Второй этап
Слова отобрали, как их учить? Классика на все времена — зубрить. В психологии принято выделять несколько типов восприятия: аудиальный, визуальный и кинестетический. Так вот, считается, что методы изучения языка и способы пополнения словарного состава отличаются в зависимости от типа восприятия. Например, визуалам, чтобы выучить слово, достаточно несколько раз прочитать список слов. Аудиалам важен акустический образ слова, поэтому им необходимо проговаривать слова вслух. Кинестетикам рекомендуется прописывать слова в строчку. Я рекомендую использовать разные виды памяти: зрительную, слуховую и моторную.
Есть различные сервисы и приложения, при помощи которых можно разнообразить процесс заучивания. Например платформа Quizlet. Она предлагает разные виды активностей: карточки и даже игры. Списки слов можно составлять самостоятельно или пользоваться уже готовыми. Бонус: здесь можно послушать, как произносится слово.
Важно учить слова в контексте. Иностранный язык, который вы учите, может сильно отличаться от русского: другая грамматика, порядок слов и их сочетаемость. Например, вы выучили английский глагол need — «нуждаться», и теперь хотите использовать его в предложении. Кто-то думает: раз в русском языке мы говорим «Мне нужна книга», то по-английски надо сказать — Me need a book. Человек применил логику русского языка в английском предложении и получили абракадабру. Правильно говорить — I need a book. Русским людям иногда сложно понять логику английского языка, как и многих других языков. Поэтому рекомендую учить не один глагол need, а целиком предложение I need a book. Так вы уже будете знать готовый речевой образец и не допустите ошибки.
Третий этап
Для того чтобы хорошо и надолго запомнить слово, нужно не только его выучить, но и научиться его использовать. Возьмём то же предложение — I need a book. Вот вы его выучили, а теперь давайте немного видоизменим его (глагол need может понадобиться и в других контекстах, вот и потренируем разные варианты). He needs a book. Who needs a book? Do you need a book? They don’t need a book. She doesn’t need a book. They needed this book yesterday. Вот так вы потренировали не только глагол need, но и грамматику. Просто берите простое предложение и играйте с ним, старайтесь придумать как можно больше вариантов. При этом сильно усложнять предложения не нужно — есть риск допустить ошибку. Далее придумывайте предложения с несколькими выученными словами или даже целые истории, рассказы, стихи.
В общем, необходимо всячески использовать слова. Когда вы говорите на иностранном языке, не нужно зацикливаться на словах, которых вы не знаете, и обращаться каждый раз к словарю (вы так всё равно их не запомните). Вырабатывайте привычку использовать тот словарный запас, который у вас есть. Поверьте, даже имея небольшой вокабуляр, можно выразить много идей (тренировка с глаголом need как раз этот навык и отрабатывает).
Четвёртый этап
Для того чтобы лучше запомнить информацию, её нужно несколько раз повторить. Есть техника на основе концепции «забывания» немецкого психолога Германа Эббингауза. Согласно его идее, 60% полученной информации люди забывают уже через час. Рекомендуется следующая схема повторения: сразу после заучивания, через 20 минут после первого повторения, через день после второго, через две-три недели после третьего, через два-три месяца после четвёртого. Схема сложная, но она действительно работает. Рекомендую выделять на заучивание и повторение слов десять — пятнадцать минут ежедневно, а не раз в неделю или месяц. Это должна быть ежедневная привычка.