Мы попросили Георгия Кадыкова-Орбелиани, президента серии Russialoppet, технического делегата Международной федерации лыжного спорта, рассказать, как он решил объединить лыжные марафоны в одну серию, и объяснить, почему лыжи — это лучшая альтернатива бегу зимой и прекрасный способ лучше узнать свою страну.

— Мой отец был большим любителем туристических походов, а мама — лыжница, участвовала в первенствах Московской области. Так что ни у меня, ни у старшего брата особого выбора не было — оба стали лыжниками. Хотя до «официального» прихода в лыжную секцию, где меня и так все знали с рождения, я успел активно позаниматься плаванием, водными лыжами и волейболом.

 

В Дубне — моём родном городе — благодаря высокой концентрации интеллигенции в 70—80-е годы произошёл бум развития сразу нескольких видов спорта: водные лыжи, лыжные гонки, бег и волейбол. За каждым стояли яркие личности, тренеры-профессионалы, невероятные энтузиасты. Братья Нехаевские создали непобедимую в СССР и в мире воднолыжную команду, Леонид Якутин — секцию бегунов и календарь городских забегов, а мои первые лыжные тренеры, друзья родителей — Фёдор Кондрашков и Анатолий Юденков, — открыли лыжную секцию, которая воспитала более тысячи ребят. В общем, пройти мимо было невозможно. Просто без шансов.

— Мне было 14 лет, когда я впервые принял участие в любительском соревновании — в гонке на призы заслуженного мастера спорта Николая Зимятова, на родине самого «короля лыж». Я получил первое незабываемое ощущение массового старта: неконтролируемое волнение перед началом гонки, мандраж, контакты и падения на трассе и раздача слонов (подарков) на финише.
После 30 лет в моей жизни был период, когда на один сезон я существенно снизил соревновательную активность — участвовал всего лишь в одном или двух лыжных марафонах — и набрал вес. Но потом за лето я быстро вернул прежнюю форму и впервые финишировал в беговом марафоне.

В 1995 году я придумал и организовал лыжный марафон «Николов перевоз», а в 1997 году пришла мысль создать серию Russialoppet по аналогии с известной серией Worldloppet (международная федерация лыжных марафонов, объединяющая более 20 лыжных стартов). В тот период я был аспирантом сначала физического, а затем экономического факультета МГУ. Благодаря активной деятельности в качестве организатора и тесному взаимодействию со спонсорами одна из компаний пригласила меня на работу. Так вместо поиска себя в науке я начал карьеру в индустрии спорта. Я работал в компаниях «Фишер», «Спортмастер», но «венцом карьеры» стала позиция руководителя соревнований по лыжным гонкам в оргкомитете Олимпиады-2014.

 

После Сочи я с головой погрузился в проект Russialoppet. И теперь это моя основная работа. У нас небольшая команда из нескольких человек, и практически все из МГУ.

— Главной причиной создания марафона «Николов перевоз» и серии Russialoppet стало моё активное участие в гонках Worldloppet. Переполненный идеями этой мировой серии, вдохновлённый общением с её лидерами, я принялся строить похожую марафонскую семью в России. Название было выбрано по аналогии с Worldloppet — во-первых, я был буквально «пропитан» словом loppet, а во-вторых, с таким названием не нужно было объяснять зарубежным друзьям наши принципы и цели. И так всё понятно.

Кстати, идея организовать серию лыжных стартов возникла во многом благодаря известнейшему в России и мире журналисту-бегуну, поэту-песеннику Борису Прокопьеву, а точнее, одному из его детищ — журналу «Лыжня». Именно в нём я увидел календарь нескольких российских марафонов. В календаре были указаны контакты организаторов. Я отметил наиболее интересных, позвонил, рассказал о своей задумке — и одиннадцать из них согласились. Серия Russialoppet была готова. Должен сказать, что немалую информационную поддержку в первые два года оказал журнал «Лыжные гонки» (сейчас «Лыжный спорт») Ивана Исаева. Спасибо ему за это.

 

Впервые я принял участие в заседании конгресса Worldloppet в 1998 году. Моей следующей мечтой — после организации гонки и серии — было включение России в члены этой международной федерации. Естественно, первая заявка (читай: первая попытка) была сделана от Мурманского марафона — традиционно самого заряженного марафонским духом события в России. Но так как мурманчане никак не смогли дотянуть до 1 000 человек на финише, через какое-то время инициатива ушла к «Дёмино», и я подключился, чтобы им помочь.

— Самыми необычными марафонами я бы назвал марафоны «на льду» — «Николов перевоз» и «Байкальский». Авачинский марафон тоже особенный — с его трассы виден одноимённый вулкан.
Среди 25 российских марафонов Russialoppet шесть включены в календарь FIS, две гонки являются членами Euroloppet, а одно соревнование входит в Worldloppet и Кубок FIS Worldloppet.

Лыжное движение в России имеет несколько направлений: любительский массовый спорт, полупрофессиональный спорт, спорт высших достижений и фитнес без акцента на результат. Приятно отметить, что в марафонах Russialoppet участвуют представители каждого направления и их количество год от года растёт. Особенно я рад прибавлению участников в последней группе. За 20 лет серии мы накопили базу результатов свыше 100 000 финишей, из которых число уникумов составляет 40 000 человек. Это число лыжников, которые смогли финишировать марафонскую дистанцию в 50 километров. Думаю, что примерно такое же количество людей мы охватили своими дистанциями-спутниками — от 25 до 5 километров. В прошлом сезоне на все марафоны серии зарегистрировались около 10 000 человек. Это успех.

 

Самое трудное в нашем деле — это ограничение, а порой и вовсе отсутствие какого-либо ресурса. А самым сложным и вместе с тем самым интересным фактором стала работа в условиях региональных особенностей каждого организатора.

К пониманию того, что спортивный туризм — это основной движок развития марафонов, я пришёл после финиша Байкальского марафона. Мы тогда поехали с лыжником из Эстонии немного покататься и пофотографироваться. Я стал записывать его на видео, и в процессе съёмок у нас родилась фраза, которая впоследствии стала слоганом серии и одноимённым хештегом — #тамгдетыникогданебыл.

 

Спортивный туризм гораздо дешевле обычного — это связано с тем, что люди перемещаются группами, получают различные бесплатные или льготные сервисы от организаторов (трансфер, экскурсии, паста-пати и прочее). Спорт сам по себе недешёвое удовольствие с точки зрения приобретения профессиональной экипировки, поэтому если человек хочет, чтобы его затраты в лыжах поскорее окупились, то вперёд — за билетом на Камчатку.

 

Ещё один плюс лыж заключается в том, что это отличная альтернатива любому циклическому летнему виду спорта и единственный массовый зимний вид спортивной активности на свежем воздухе. Кстати, помимо бегунов и велосипедистов многие гребцы также используют лыжи как «зимовку», ведь объём лёгких у них такой же большой, как и у нас — лыжников. И поэтому их (лёгкие) нужно держать в тонусе.

Советы новичкам, которые мечтают о своём первом лыжном старте

  • Прежде чем участвовать в марафоне, обязательно нужно пару раз «продышаться» на «пятнашке» и проверить себя «тридцаточкой». Тогда — через пару недель — можно получить отличный результат. Естественно, всему этому должна предшествовать вкатка километров 300—500 для финиша в марафоне «через не могу» и километров 800—1 000 для марафона «в удовольствие».
  • Первый старт лучше выбирать с минимальным числом участников — это позволит не гнаться сломя голову, а сосредоточиться на технике и самочувствии.
  • Одну цель нужно поставить обязательно, без неё никуда. Мне лично с большим трудом удаётся тренироваться, если нет цели. Другое дело, что она должна быть разумной, не завышенной. Совсем не обязательно, чтобы цель была связана с результатом, гораздо более важным в занятиях лыжным спортом я вижу стимул не болеть и всегда оставаться в тонусе.
  • Новичку я бы посоветовал марафон на Байкале и «Николов перевоз», но только когда он проводится по ледовому руслу.