Как быть, когда чего-то не хватает
Большая часть людей в нашей команде — это именно те, кто занимается сборкой заказов. Так как у нас нет складов и мы не собираем заказы с вечера, работа у нас начинается рано, в 6:30 утра, а в 9:00 курьер уже отправляется развозить первые заказы. Сейчас Moscow Fresh находится в процессе превращения из маленькой истории для друзей в коммерчески выгодный проект. Наши расчёты оправдались — такой сервис нужен людям, они рекомендуют его друзьями и сами регулярно заказывают у нас продукты. Если вдруг вылезает какой-то косяк, допустим, яблоко внутри коричневое, мы всегда готовы заменить испорченный продукт и дать скидку на следующий заказ. Людям нравится такой персонализированный подход, хотя, честно сказать, они к этому не привыкли.
Когда каждый помидор имеет значение
Самый опасный продукт — это арбуз. В нём полно нитратов, и зимой его лучше не покупать. Да, сейчас арбузы привозят с разных концов света и вовсю продают, но мы измерили уровень нитратов — вся шкала красная. Вкусно, но вредно — не наш вариант. До июля никаких арбузов. То же самое с рыбой — мы не продаём какую-то суперэкзотическую и редкую рыбу, с которой совершенно непонятно, что делать. Мы делаем ставку только на знакомые нашим покупателям варианты — форель, карп, стерлядь. Знакомые и свежие. Самый ходовой товар — это то, чего нет в магазинах, например хорошие вкусные помидоры. В магазине они безвкусные, а у нас настоящие.
У нас нет цели вырасти в крупную корпорацию. Такой рост неизбежно приведёт к потере качества. Сейчас у нас индивидуальный подход к каждому клиенту и индивидуальный подход к каждому помидору. Я это ценю. Мне не стыдно за то, что я делаю. Мне не стыдно рассказать друзьям, чем я занимаюсь. Мне не стыдно рекомендовать людям наш сервис. Если мы станем крупной компанией с 1 000 заказами в день, то это уйдёт. Мы превратимся в обычный сервис доставки продуктов. Да, и мы сами не сможем работать с такими большими объёмами — мощности рынка перестанет хватать, нам придётся организовывать свои склады. Я совершенно этого не хочу. Сотня заказов в день — этого достаточно, чтобы быть окупаемыми, и достаточно, чтобы действовать в рамках существующей бизнес-модели, когда мы несём ответственность за каждую покупку, совершённую на нашем сайте.
Почему работа в Яндексе и Moscow Fresh — по сути, одно и то же
До того как у меня появился ребёнок, я много занимался йогой — до 10 часов в неделю, но сейчас времени хватает только на зарядку. К тому же тогда я работал на копанию, а сейчас на себя — это гораздо приятнее, но требует существенно больших временных затрат. Не могу сказать, что для меня Moscow Fresh — это история на всю жизнь. Пять лет — оптимальный срок, необходимый мне, чтобы достичь всех целей, которые я перед собой поставил. А дальше нужно придумывать что-то новое.
О чём должен помнить начинающий бизнесмен, решивший открыть своё дело: памятка от Льва Воложа
- Не стройте иллюзий — существует суровая статистика, которая говорит о том, что скорее всего у вас ничего не получится. Скорее всего ваш бизнес закроется, а деньги сгорят.
- Имейте в виду — скорее всего у вас не получится в полной мере осуществить то, что задумали изначально. Под давлением обстоятельств ваш проект претерпит ряд изменений или в принципе трансформируется во что-то другое.
- Работа на себя требует ещё большей увлечённости, чем работа «на дядю». Даже самая тяжёлая работа в офисе не сравнится с собственным бизнесом. Работа должна сниться, а если она не снится, значит, вы делаете что-то не так, и скорее всего у вас ничего не получится.
- Приготовьтесь нести ответственность за то, что делаете. Если работая в компании вы располагаете своеобразной несгораемой суммой (зарплата), которую получите в любом случае, вне зависимости от результата вашей работы, то имея собственный бизнес вы полностью отвечаете за все убытки. Не получилось — всё потеряли.
- Прежде чем начать что-то делать, важно очень чётко ответить на вопрос о том, как именно вы собираетесь привлекать своих клиентов. В случае с Moscow Fresh я понимал, что делаю сервис для друзей и друзей друзей. Условно: у меня в фейсбуке 1 000 друзей, я написал пост о том, что запустил проект, а дальше сработало сарафанное радио. К тому же у Moscow Fresh есть огромное преимущество — это сервис повседневного использования. Еда нужна каждый день — если человек заказал продукты вчера, то следующий заказ он сделает уже завтра.
- Верьте в то, что у вас всё получится (да-да, несмотря на все предыдущие пункты). Первое время вы будете только тратить и при этом не иметь прибыли, а это очень болезненный процесс. И вот вы тратите и тратите в надежде, что когда-то наступит уровень самоокупаемости и всё станет нормально. В зависимости от бизнеса этот уровень может достигаться долгими, долгими годами. Нужно быть уверенным в себе, в своих расчётах и своей команде, чтобы все эти годы вкладываться в надежде, что скоро все затраты окупятся.
- Прислушивайтесь к советам окружающих — слушайте, взвешивайте, делайте выводы, но поступайте по-своему.
- Везение — важный элемент успешного бизнеса. Вопрос лишь в том, что опытный предприниматель в меньше степени нуждается в везении, чем начинающий бизнесмен. Но, так или иначе, очень много факторов должно сойтись в одной точке, чтобы всё получилось, а это большая удача.
- Следите за состоянием рынка — за тем, что диктует спрос и предложение. Если спрос и предложение находятся в благоприятном для вашего бизнеса положении, значит, вы сможете заработать. В моём случае спрос — это нехватка свежих продуктов, а предложение — рынки, которым не хватает проходимости. В итоге мы сделали рынкам гарантированные продажи, а покупателям — удобный сервис доставки свежих и качественных продуктов.
- Соберите команду — сделать что-то в одиночку невозможно. В моём случае практически весь костяк команды перешёл из Яндекс.Мастер, всех остальных людей я искал через знакомых. Идеальный сотрудник для меня — это тот, кто хочет работать, причём много работать.