Чем отличается гироскутер от сегвея, сколько стоит моноколесо и как избежать травм, катаясь на них — разбираемся вместе с инструктором электрокатка Charged Григорием Терещуком и врачом, травматологом-ортопедом, руководителем клиники травматологии и ортопедии медицинского центра «Клиника К+31» Антоном Николаевым.

Сегвей

Сегвей — самое первое электрическое самобалансирующееся транспортное средство в мире — внешне чем-то напоминает колесницу. Главное его отличие от моноколеса и гироскутера — им нужно управлять с помощью руля. Именно изменение положения руля, а не наклоны тела определяет направление движения. Научиться ездить на сегвее может каждый: как правило, на это уходит не больше 15 минут.

 

Цена сегвея варьируется от 25 000 до 700 000 рублей, в зависимости от бренда, максимальной скорости, времени подзарядки и других параметров модели. Те, что можно купить или найти в прокате в России, способны развивать скорость до 25 км/ч. И не забывайте, что периодически вам придётся заряжать его от сети — это занимает от 2 до 8 часов. Без дополнительной подзарядки продолжительность поездки составляет от 15 до 60 км или от 1,5 до 6 часов, в зависимости от модели. Есть и минусы: высокая чувствительность сегвея к влажности и низким температурам делает его использование не всегда возможным.

 

Антон Николаев

врач, травматолог-ортопед, руководитель клиники травматологии и ортопедии медицинского центра «Клиника К+31»
— Езда на сегвее не даёт большой физической нагрузки на организм и полезна для людей, ведущих сидячий образ жизни: вы будете кататься стоя, что очень хорошо влияет на позвоночник.

 

При этом не стоит относиться к устройству как к игрушке: гироскутер, моноколесо и даже сегвей могут представлять опасность для вашего здоровья. При езде на электротранспорте центр тяжести человека приподнят на 20—25 см, что значительно увеличивает травмирующую силу при падении.

 

Опыт общения с пациентами, которые обратились в наш центр с травмами, полученными при езде на современном электротранспорте, показывает, что повреждения чаще всего возникают из-за ошибок в пилотировании и борьбы ездока за сохранение баланса в безнадёжных ситуациях.

 

Когда вы активно стараетесь сохранить равновесие и подаёте датчикам электротранспорта целый ряд противоречащих друг другу команд, устройство не может проанализировать и исполнить одновременно их все, что в итоге приводит к вашему падению. Что можно сделать, чтобы избежать падений в аварийных ситуациях? Немедленно спрыгнуть с электротранспорта.

 

Если травмы избежать не удалось, обеспечьте покой и холод повреждённой конечности. Если боль не проходит в течение долгого времени, обратитесь к врачу. При серьёзных повреждениях костей, суставов или связок врач может назначить хирургическое лечение, бояться которого не стоит: широко используемые сейчас малотравматичные технологии позволят соединить сломанные кости с минимальной травматизацией, а артроскопическая технология позволяет проводить подобные вмешательства через несколько проколов, поэтому вы сможете избежать болевого синдрома и быстро вернётесь к привычному образу жизни.

Гироскутер

Гироскутер — это поперечная планка с колёсами по бокам, управлять которой можно только с помощью стоп ног. Как и в случае с сегвеем, существует заблуждение, что направление движения можно менять с помощью наклона тела, но это не так. Гироскутер управляется только стопами (точнее мысками), при этом корпус должен оставаться строго в вертикальном положении, иначе падения не избежать.

 

Хотя у гироскутера и нет руля (а значит и дополнительной точки опоры), ездить на нём не так уж сложно. Всё, что от вас требуется, это расслабить ноги и сфокусировать внимание на синхронной работе стоп. Движение вперёд осуществляется одновременным плавным нажатием на мыски обеих ног. Для того чтобы повернуть вправо, нужно перенести вес на мысок левой ноги, и наоборот. Когда вы захотите остановиться, просто перенесите вес на пятки.

 

Гироскутер может развивать скорость до 15 км/ч и проехать без дополнительной подзарядки до 25 километров (на полную зарядку аккумулятора уйдёт 1,5—4 часа. Весит он не очень много (от 6 до 15 кг), поэтому в отличие от сегвея его можно носить в руках, а значит использовать в сочетании с общественным транспортом.

 

Стоимость гироскутера может составлять от 10 000 до 70 000 рублей. Если вы хотите приобрести устройство, перед покупкой обязательно протестируйте несколько моделей и выберите ту, на которой будете чувствовать себя максимально комфортно. Обратите внимание, что для детей существуют детские гироскутеры. Если вы покупаете устройство на вторичном рынке, то лучше проконсультироваться у эксперта из профильного сервисного центра, который поможет определить, как долго гироскутер вам прослужит.

 

Антон Николаев

врач, травматолог-ортопед, руководитель клиники травматологии и ортопедии медицинского центра «Клиника К+31»
— Так как при езде на гироскутере человеку приходится постоянно поддерживать равновесие, этот вид транспорта помогает тренировать вестибулярный аппарат. Кроме того, при езде на гироскутере активно работает поясница, что полезно для мышц спины. Правильная поза во время поездки подразумевает согнутые колени — это, с одной стороны, тренирует мышцы ног, но в то же время приводит к повышенным нагрузкам на эту часть тела.

 

Гироскутер управляется мысками ног, что также может привести к перенапряжению ступней. И помните, что для этого вида транспорта очень важна хорошая координация движений, тренировать которую поможет стабилоплатформа и занятия горными лыжами.

Моноколесо

Моноколесо (или уницикл) представляет собой колесо с расположенными по обе стороны подножками. На сегодня это самый удобный вид электротранспорта с точки зрения проходимости, скорости и манёвренности.

 

В отличие от сегвея и гироскутера, при езде на моноколесе балансировать приходится полностью самостоятельно, поэтому нужно быть особенно внимательным. Управление очень похоже на гироскутер, также осуществляется только с помощью стоп, а вот поворот можно делать двумя способами: наклоном колеса в сторону поворота или скручиванием корпуса.

 

Не стоит пытаться самостоятельно обучиться езде на электротранспорте. Помните, что моноколесо, гироскутер и сегвей — это полноценные транспортные средства. Только помощь опытного инструктора позволит вам быстро освоить правильную технику и максимально раскрыть весь его технический потенциал, научиться не только быстро доезжать из одной точки в другую, но и танцевать и выполнять различные трюки, избегая при этом травм. Особенно важно обучаться езде на моноколесе. Тренировки должны проходить на специально оборудованной перилами площадке. Для того чтобы научиться держать баланс и ехать прямо, достаточно одного часа, после этого можно приступать к тренировке техники поворотов и объезда препятствий, без чего нельзя обойтись при передвижении по городу.

 

Стоимость моноколеса сегодня — от 20 000 до 100 000 рублей. Максимальная скорость, которую оно может развивать — 35 км/ч, а без подзарядки вы сможете проехать от 10 до 40 км. Для того чтобы полностью зарядить устройство, потребуется от 1,5 до 4 часов.

 

Антон Николаев

врач, травматолог-ортопед, руководитель клиники травматологии и ортопедии медицинского центра «Клиника К+31»
— Моноколесо — отличный тренажёр для мышц поясничного отдела и бёдер. Кроме того, при запрыгивании на бордюры можно накачать заветные кубики на прессе. При этом стоит помнить, что к исполнению подобных трюков можно приступать только после того, как вы освоили управление моноколесом на должном уровне.

 

Самая распространённая травма при падениях с электротранспорта — перелом ключицы. Случается эта травма при падении с опорой на руку, поэтому если вы чувствуете, что теряете баланс, ни в коем случае не вытягивайте руку вперёд. Также очень распространены переломы лодыжек, бедренной и плечевых костей, травмы головы и — при падении набок — травмы позвоночника. Чтобы защитить себя от подобных неприятностей, обязательно используйте средства защиты (налокотники, наколенники, шлем).

 

Поворот при езде на моноколесе осуществляется скручиванием корпуса, что также может быть опасно, поэтому старайтесь поворачивать плавно.