Невинность воспоминаний
Роман Нобелевского лауреата Орхана Памука «Музей невинности», вышедший в 2008 году, рассказывает о герое, который, потеряв возлюбленную, начинает создавать музей собственных воспоминаний о ней. Туфли, чашка, платок, сигаретные окурки с отпечатками красной помады, статуэтки — он старательно собирает вещи, которые либо связаны с любимой, либо о ней напоминают. С самого начала работы над книгой у Орхана Памука возникла идея создать реальный музей старинных вещей по мотивам романа — объединить вымышленное и реальное. В апреле 2012 года двери музея были открыты для первых посетителей — пять этажей вещей, которые описывают быт и культурную жизнь Стамбула 1970 года (время действия романа). Камера Гранта скользит вдоль шкафов и витрин, доверху заполненными воспоминаниями, которые подобно бабочкам, прикованным булавкой к стене, навечно останутся здесь, но ни на миг не потеряют своей красоты. «Невинность воспоминаний» — это фильм-сновидение про стирание границ между личной и коллективной памятью, про трансформацию любви в наваждение, про возвращение во время, которое безвозвратно ушло.
Когда земля кажется лёгкой
Каково это — быть подростком в стране, где всё новое неизменно вступает в конфронтацию с вековыми традициями? Каково это — быть подростком и рассуждать о любви, когда всё вокруг пытается заключить тебя в рамки? Ответ на этот вопрос дают главные герои ленты «Когда земля кажется лёгкой»: кататься на скейте и создавать собственный мир. Товарные поезда, канатные дороги, заброшенные взлётные полосы аэропорта, пустые бассейны, безжизненные акведуки — это не тот Тбилиси, который видят каждый день тысячи туристов, это их Тбилиси. Здесь нет церкви с её догмами и предписаниями, здесь нет политики с её ложью и пустословием, здесь есть только скейт, длинные волосы, футболки c Iron Maiden, татуировки на предплечьях, бесконечные ссадины от падений и припекающее солнце. Режиссёру картины Тамуне Карумидзе удалось поймать и сохранить на плёнке этот невесомый и ускользающий от взрослых глаз мир. Мир, откуда мы все, по сути, родом.
Фонко
Лента «Фонко» не о той Африке, которую мы привыкли видеть по телевизору. Она о той Африке, которую нам совсем скоро предстоит узнать. Ангольский кудуро, котдивуарский купе-декале, западноафриканский азонто, южноафриканский хаус — все эти музыкальные и танцевальные направления возникли как ответ на глобальные социальные изменения, произошедшие в обществе за последние несколько лет. Новая африканская музыка — это главный «голос» этих перемен. Городские музыканты экспериментируют — они сочетают электронные биты с этническими мотивами, чтобы найти своё звучание. Найти новую африканскую идентичность, сформировать новый менталитет — свободный и независимый. Такой же, как эти ритмы.
Алёна Бочарова
организатор Beat Film Festival
Это история о том, что молодые люди из Йоханнесбурга или Лагоса ничем не отличаются от нас. Они так же, как и мы, пользуются соцсетями, и так же, как и мы, в курсе всего происходящего. Сейчас в Африке происходит, с одной стороны, музыкальная, а с другой — национальная революция, связанная с тем, что люди обращаются к своим музыкальным корням, экспериментируют со стилями и параллельно размышляют над местом Африки в современном мире.
Реквием по американской мечте
В картине «Реквием по американской мечте» острый на язык профессор подробно излагает свои взгляды на современное устройство общества и его будущее, разнося в пух и прах существующий в США государственный строй. Фильм разделён на 10 глав, каждая из которых соответствует одному из 10 принципов капитализма. Именно эти принципы позволяют власть имущей элите сосредоточить все ресурсы страны в своих руках. Хомский, посвятивший много лет изучению инструментов пропаганды, видит всю систему насквозь. Несмотря на слово «реквием» в названии фильма, сам профессор не говорит о том, что всё потеряно. «Многое можно изменить, если люди объединятся для борьбы за собственные права, как они делали это раньше», — на последних минутах заключает великий интеллектуал. А ему можно верить.
Знакомиться с людьми просто
Грант Джи снял фильм о внутренней «кухне» легендарной группы, на которую в одночасье обрушилась мировая слава. Нет, здесь вы не увидите ни алкогольных вечеринок в гостиничных номерах, ни громких заявлений и звёздной болезни — Том, Колин, Джонни, Эд и Фил предстают перед зрителями вдумчивыми и слегка растерянными от всей этой шумихи людьми, привыкшими общаться с миром посредством своей музыки. А мир в лице миллионов поклонников, напрягая до предела голосовые связки, готов в ответ построчно скандировать каждую их песню. Не связанный общим сюжетом калейдоскоп концертов, интервью, перелётов, съёмок кадр за кадром сплетается в единую картину — вы стали свидетелем подлинного откровения и, кажется, полюбили эту музыку ещё больше.
Алёна Бочарова
организатор Beat Film FestivalВ это году к нам на фестиваль приедет очень много интересных гостей. Режиссёры фильма «Фонко» будут ставить пластинки в кафе «Энтузиаст» и параллельно рассказывать про новые ритмы Африки. Грант Джи, режиссёр фильма про Radiohead (который мы тоже покажем), представит свою новую работу «Невинность воспоминаний» и примет участие в дискуссии в рамках форума Британского совета Future of the World. Ну и, конечно же, last but not the least, Адам Кёртис — наша главная звезда в этом году.
Мы уже точно знаем фильм-фаворит 2016 года — это лента, снятая великим американским документалистом Д. А. Пеннебейкером о Зигги Стардасте. Концертный фильм, в котором, по сути, нет ничего, кроме зафиксированного выступления Дэвида Боуи. Примечательно, что тот концерт стал последним выступлением музыканта в образе Стардаста. Да, Дэвид Боуи, бесспорно, персонаж нашей аудитории, но тем не менее для нас самих показ этой ленты — возможность отдать дань памяти великому артисту.