А мы уже знаем, что вы будете делать ближайшие две недели. Откуда? Да потому что сами будем делать то же самое — смотреть крутое кино.
С 26 мая по 5 июня в Москве пройдёт седьмой Международный фестиваль документального кино о новой культуре Beat Film Festival. В этом году программа фестиваля дополнилась новыми темами, которые простираются далеко за пределы музыкального мира. Мы уже успели рассказать вам о двух фильмах: «Бег — это свобода» — о людях, которые сделали бег культовым видом спорта, и «Златан. Начало» — о непростом нраве легендарного шведского нападающего Златана Ибрагимовича. Но это ещё не всё — теперь мы готовы представить вам нашу пятёрку фаворитов.
 

Алёна Бочарова

организатор Beat Film Festival
— Не могу сказать, что решение об изменении концепции фестиваля далось нам особенно тяжело. Совсем нет — мы понимали, что речь идёт не об искусственных переменах, а о новом органичном этапе развития проекта. Уже в прошлом году мы представили программу, которая не ограничивалась исключительно фильмами о музыке. Так, в 2015 году особой популярностью среди наших зрителей пользовались ленты о писателе Уильяме Берроузе, о модели Айрис Апфель и о бурлящей жизни западного Берлина начала 80-х. Стало очевидно, что аудитория фестиваля растёт, а интересы каждого отдельного зрителя — равно как и наши интересы — не ограничиваются одной только музыкой. А так как фестиваль — это, с одной стороны, очень личный, а с другой — абсолютно зрительский проект, мы всегда ориентируемся на то, что интересно и зрителям, и нам самим. Кто-то, например, следит за политикой и обожает фильмы Адама Кёртиса, а кто-то не может представить свою жизнь без утренних пробежек, поэтому первым делом пойдёт на «Бег — это свобода». Но, так или иначе, у всех фильмов в программе есть одно общее — они все пересекаются с поп-культурой. Тот же Златан Ибрагимович — персонаж не только футбольного мира. Он часть массовой культуры в той точке, где она соприкасается с профессиональным спортом. Именно по этому принципу была сформирована программа фестиваля. Кому-то это может показаться смелым тематическим отступлением, но уже сейчас можно говорить о том, что такая схема работает — люди, которые любят кино про музыку, с таким же энтузиазмом реагируют на другие темы, находящиеся внутри их повестки дня.

 

В это году к нам на фестиваль приедет очень много интересных гостей. Режиссёры фильма «Фонко» будут ставить пластинки в кафе «Энтузиаст» и параллельно рассказывать про новые ритмы Африки. Грант Джи, режиссёр фильма про Radiohead (который мы тоже покажем), представит свою новую работу «Невинность воспоминаний» и примет участие в дискуссии в рамках форума Британского совета Future of the World. Ну и, конечно же, last but not the least, Адам Кёртис — наша главная звезда в этом году.

 

Мы уже точно знаем фильм-фаворит 2016 года — это лента, снятая великим американским документалистом Д. А. Пеннебейкером о Зигги Стардасте. Концертный фильм, в котором, по сути, нет ничего, кроме зафиксированного выступления Дэвида Боуи. Примечательно, что тот концерт стал последним выступлением музыканта в образе Стардаста. Да, Дэвид Боуи, бесспорно, персонаж нашей аудитории, но тем не менее для нас самих показ этой ленты — возможность отдать дань памяти великому артисту.

Мы выбрали пять фестивальных фильмов, которые, на наш скромный взгляд, пропустить ну никак нельзя.

Невинность воспоминаний

Ночь — это время воскресших воспоминаний и сентиментальных путешествий. Это зыбкое пространство сглаженных углов и оживших призраков. Это победа фантазии над безапелляционной чёткостью реальности. Фильм Гранта Джи «Невинность воспоминаний» погружён в ночь, так как это единственное время суток, когда сам автор и его герои чувствуют себя живыми.

 

Роман Нобелевского лауреата Орхана Памука «Музей невинности», вышедший в 2008 году, рассказывает о герое, который, потеряв возлюбленную, начинает создавать музей собственных воспоминаний о ней. Туфли, чашка, платок, сигаретные окурки с отпечатками красной помады, статуэтки — он старательно собирает вещи, которые либо связаны с любимой, либо о ней напоминают. С самого начала работы над книгой у Орхана Памука возникла идея создать реальный музей старинных вещей по мотивам романа — объединить вымышленное и реальное. В апреле 2012 года двери музея были открыты для первых посетителей — пять этажей вещей, которые описывают быт и культурную жизнь Стамбула 1970 года (время действия романа). Камера Гранта скользит вдоль шкафов и витрин, доверху заполненными воспоминаниями, которые подобно бабочкам, прикованным булавкой к стене, навечно останутся здесь, но ни на миг не потеряют своей красоты. «Невинность воспоминаний» — это фильм-сновидение про стирание границ между личной и коллективной памятью, про трансформацию любви в наваждение, про возвращение во время, которое безвозвратно ушло.

Когда земля кажется лёгкой

Тебе 15. Ты идёшь по улице. Рядом с тобой идут друзья. Если бы на вашем пути было море, то оно бы точно расступилось, чтобы дать вам дорогу. На вас смотрят прохожие, кто-то из них смеётся, но вам, кажется, на это наплевать. Что вы сейчас чувствуете? Свободу.

 

Каково это — быть подростком в стране, где всё новое неизменно вступает в конфронтацию с вековыми традициями? Каково это — быть подростком и рассуждать о любви, когда всё вокруг пытается заключить тебя в рамки? Ответ на этот вопрос дают главные герои ленты «Когда земля кажется лёгкой»: кататься на скейте и создавать собственный мир. Товарные поезда, канатные дороги, заброшенные взлётные полосы аэропорта, пустые бассейны, безжизненные акведуки — это не тот Тбилиси, который видят каждый день тысячи туристов, это их Тбилиси. Здесь нет церкви с её догмами и предписаниями, здесь нет политики с её ложью и пустословием, здесь есть только скейт, длинные волосы, футболки c Iron Maiden, татуировки на предплечьях, бесконечные ссадины от падений и припекающее солнце. Режиссёру картины Тамуне Карумидзе удалось поймать и сохранить на плёнке этот невесомый и ускользающий от взрослых глаз мир. Мир, откуда мы все, по сути, родом.

Фонко

Пока западный мир сотрясают всевозможные кризисы, жизнь в Африке кипит — города развиваются, экономика растёт, а местные музыканты создают новые ритмы и мелодии.

 

Лента «Фонко» не о той Африке, которую мы привыкли видеть по телевизору. Она о той Африке, которую нам совсем скоро предстоит узнать. Ангольский кудуро, котдивуарский купе-декале, западноафриканский азонто, южноафриканский хаус — все эти музыкальные и танцевальные направления возникли как ответ на глобальные социальные изменения, произошедшие в обществе за последние несколько лет. Новая африканская музыка — это главный «голос» этих перемен. Городские музыканты экспериментируют — они сочетают электронные биты с этническими мотивами, чтобы найти своё звучание. Найти новую африканскую идентичность, сформировать новый менталитет — свободный и независимый. Такой же, как эти ритмы.

 

Алёна Бочарова

организатор Beat Film Festival
— «Фонко» — один из наших личных фаворитов. Он совершенно не вписывается в ту категорию фильмов о странах третьего мира, к которым мы все привыкли. «Фонко» ставит африканскую культуру на равных с европейской и американской.

 

Это история о том, что молодые люди из Йоханнесбурга или Лагоса ничем не отличаются от нас. Они так же, как и мы, пользуются соцсетями, и так же, как и мы, в курсе всего происходящего. Сейчас в Африке происходит, с одной стороны, музыкальная, а с другой — национальная революция, связанная с тем, что люди обращаются к своим музыкальным корням, экспериментируют со стилями и параллельно размышляют над местом Африки в современном мире.

Реквием по американской мечте

Наом Хомский, профессор Массачусетского технологического института, политический публицист, основоположник генеративной лингвистики и один из самых цитируемых учёных современности, всегда открыт для общения. 87-летний профессор лично отвечает на все электронные письма, назначает деловые встречи и интервью в столовой кампуса и совершенно равнодушен к собственной славе.

 

В картине «Реквием по американской мечте» острый на язык профессор подробно излагает свои взгляды на современное устройство общества и его будущее, разнося в пух и прах существующий в США государственный строй. Фильм разделён на 10 глав, каждая из которых соответствует одному из 10 принципов капитализма. Именно эти принципы позволяют власть имущей элите сосредоточить все ресурсы страны в своих руках. Хомский, посвятивший много лет изучению инструментов пропаганды, видит всю систему насквозь. Несмотря на слово «реквием» в названии фильма, сам профессор не говорит о том, что всё потеряно. «Многое можно изменить, если люди объединятся для борьбы за собственные права, как они делали это раньше», — на последних минутах заключает великий интеллектуал. А ему можно верить.

Знакомиться с людьми просто

Документальная лента «Знакомиться с людьми просто», показывающая гастрольную жизнь группы Radiohead в период релиза культового альбома OK Computer, подлинный шедевр для своих. Ревущим стадионам, вспышкам камер, навязчивым и порой агрессивным журналистам противопоставлены пять уставших музыкантов, которые никак не могут понять, что здесь, чёрт возьми, происходит.

 

Грант Джи снял фильм о внутренней «кухне» легендарной группы, на которую в одночасье обрушилась мировая слава. Нет, здесь вы не увидите ни алкогольных вечеринок в гостиничных номерах, ни громких заявлений и звёздной болезни — Том, Колин, Джонни, Эд и Фил предстают перед зрителями вдумчивыми и слегка растерянными от всей этой шумихи людьми, привыкшими общаться с миром посредством своей музыки. А мир в лице миллионов поклонников, напрягая до предела голосовые связки, готов в ответ построчно скандировать каждую их песню. Не связанный общим сюжетом калейдоскоп концертов, интервью, перелётов, съёмок кадр за кадром сплетается в единую картину — вы стали свидетелем подлинного откровения и, кажется, полюбили эту музыку ещё больше.