Даша Кондрашова вспоминает своё первое восхождение на Белуху под Новый год. Снежные пещеры, бездонное звёздное небо, раздвоение личности и горная болезнь — приготовьтесь, будет очень интересно.
— Я всегда была немножко безбашенной. Сложные задачи привлекали меня и заставляли сердце биться чаще. Эти эмоции и были главной мотивацией к действию.

Мои друзья в основном были такие же. И вот в один прекрасный сентябрьский день подруга предложила: «А почему бы нам не взойти с друзьями на Белуху и не встретить там Новый год? А что? Это же будет круто!». С тех пор мы стали мечтать о восхождении, хотя почти никто из нас не был в горах и походах. Я же тем летом как раз впервые попала к подножию Белухи — ходила в поход с туристами на Аккемское озеро. Величие и красота белоснежных вершин так меня впечатлили, что не было сомнений — я должна была вернуться туда, да поскорее.

Очень быстро набралась группа отважных безумцев в количестве 12 человек. Так мы решили встретить новый, 2013 год в горах.

Белуха — самая высокая гора в Сибири, её высота составляет 4 506 метров. Мало кто может добраться до её вершины из-за непростой погоды — летом температура достигает -20, зимой же нередко опускается ниже -50. Да и идти каждый день нужно по 12 часов — согласитесь, это выдержит не каждый. Помимо прочего, каждого альпиниста ждут и другие опасности — дикие звери и расщелины, которые можно не заметить под слоем снега.

В общем, «подписались» мы на настоящее испытание.

На подготовку у нас было три месяца. Всего три месяца! За это время нам предстояло подготовиться и физически, и морально. Мы должны были освоить базовую альпинистскую подготовку и научиться хотя бы вязать узлы, пользоваться страховкой, карабинами, ледорубами, завязывать кошки на ботинках и ходить в них, уметь ходить в связках по ледникам, научиться обходиться без еды и сна. А ещё нам предстояло стать настоящей командой, так что мы распределили обязанности и назначили за них ответственных. Я отвечала за физическую подготовку и питание.

Прежде чем начинать натаскивать команду, я стала изучать, как альпинисты готовятся к восхождениям. И чем больше я читала книг и статей, тем больше понимала, что мы безумцы. У одного нашего товарища, Саши, папа был альпинистом. Никогда не забуду, как он однажды сказал: «Мой отец делал по 80 «пистолетиков» каждый день». Для полноты картины скажу, что из нас никто не мог сделать и одного.

Но программу подготовки я всё же сделала достойную. Мы бегали, приседали, отжимались, учились делать ненавистные «пистолетики» и бегали по лестницам в подъездах. С питанием оказалось чуть сложнее. Оказалось, что вся наша группа — вегетарианцы, а некоторые вообще практиковали сыроедение. Но несмотря на все трудности мы решили, что в горах будем продолжать придерживаться своих режимов.

Время шло, мы готовились, постоянно корректировали планы подготовки, закупали снаряжение альпиниста, одежду, медикаменты и еду. Так незаметно наступил декабрь. Когда пришло время паковать вещи и выезжать на Алтай, подруга, которая и предложила это безумство, решила отказаться от похода. Нам же отступать было некуда.

Примерно к 15 декабря все мы собрались на Алтае. Несколько дней жили всей толпой в крошечном домике в деревне. Правда, слово «жили» тут вряд ли подойдёт. Ведь мы ютились в одной комнате вместе с кучами из нашей одежды, обуви и снаряжения. Там же мы отмеряли и резали верёвки, распределяли кошки и ледорубы, примеряли обвязки, привязывались к батарее, чтобы точно запомнить, как пользоваться жумаром и восьмёркой. Ну а спали на полу.

Ещё до восхождения мы решили разделиться на две группы. В одной было 8 человек, в другой — 4. В первой группе должны были быть «лоси» — им предстояло бежать вперёд, разведать обстановку, перетащить грузы, повесить перила и накопать пещеры. Вторая группа была послабее, им нужно было только догнать «лосей». Я почему-то оказалась в первой группе. Вместе со мной было ещё 2 девушки и 5 парней.

В последнюю ночь мы почти не спали — выезжать предстояло ещё до наступления утра. Хорошо, что мы решили нанять лошадей, которые отвезли большую часть снаряжения и питания к Аккемскому озеру. Тем не менее наши рюкзаки нельзя было назвать лёгкими.

Загрузили лошадей и ступили на тропу. Вокруг — белое снежное безмолвие. Мы шли друг за другом, и никто не понимал, что нас ждало впереди. А от Аккемского озера нас отделяли два дня похода.

Первый день мы шли почти без отдыха, остановились на ночёвку в лесу когда уже стало темнеть. Как только добрались до места, стали искать дрова в снегу и ставили палатку с фонариками. Для ночёвок у подножия горы у нас была зимняя палатка с печкой. Никогда не забуду, как в первую же ночь я постоянно просыпалась от ужасной жары и страха спалить свой спальник. А печка светилась и напоминала огненное привидение.

Второй день мы шли около 12 часов строго по расписанию: 50 минут идём, 10 минут отдыхаем. И так целый день. К вечеру, изрядно измотанные, мы дошли до озера и заселились в бочки МЧС. Я чувствовала, что у моего организма и нервной системы был явный стресс — холод, нагрузка, не хотелось ни пить, ни есть. Так что утром и вечером мы буквально запихивали в себя еду.

Следующие несколько дней нам предстояли заброски. Наша первая группа взяла часть вещей, привезённых на лошадях, и отправилась в путь. Через 6 часов и несколько километров пути мы сделали схрон, а после вернулись обратно на озеро, в тёплые бочки МЧС. Ночёвка, утром вновь отправились в путь. Добравшись до схрона, мы взяли часть вещей — что могли — и отправились на Томские стоянки. Томские стоянки — это известное место среди совершающих восхождение на Белуху. Небольшой железный домик, который стоит прямо под горой. С этого места начинается настоящее восхождение. Вторая группа нагнала нас только спустя несколько дней.

Казалось, эти несколько дней длились бесконечно, и что по камням и льдам мы идём всю свою жизнь. В один из таких дней я чуть было не осталась в горах навсегда. Моё сознание было затуманено, я не чувствовала ничего, кроме холода, особенно в области ног. От этого становилось жутко. Передо мной шёл Андрей. Видя моё состояние, он несколько раз спросил, всё ли со мной хорошо. Я ответила, что всё нормально, так что мы продолжили путь. Спустя какое-то время ноги замёрзли настолько, что боль пропала, я перестала чувствовать что-либо, даже то, как иду. В тот момент у меня как будто началось раздвоение личности — словно я наблюдала за происходящим со стороны. Я понимала, что случилось что-то действительно серьёзное и нужно что-то делать, но говорить было лень. А может быть я просто смирилась с тем, что скоро умру, тем более горы такие восхитительные, зачем думать о каких-то там ногах?

Следующее, что я помню: я сижу на чьём-то рюкзаке, у меня в руках чашка с чаем и шоколад, а ноги — белые, без ботинок — в руках Андрея. Он их нещадно растирал и прижимал к своему животу. Мои «лоси» чудом спасли мне ноги. Кажется, это был урок на всю жизнь. После этого я поняла, что есть в горах жизненно необходимо, даже если очень не хочется, а ещё важно правильно завязывать ботинки и адекватно оценивать обстановку.

Новый год мы встретили вчетвером, на Томских стоянках. Я легла спать 31 декабря в 8 вечера и проснулась 1 января в 8 утра. Остальные наши друзья встретили новый год в снежной пещере, добравшись до неё раньше нас. Там они «познакомились» с горной болезнью и из-за недостатка кислорода все попадали в обмороки. Мы же вчетвером успешно поднялись к ним на следующий день. В снежных пещерах мы жили пару дней. Много разговаривали, разведывали маршруты, фотографировали, бесконечно пили чай и солёный бульон. А самое главное — мы впитывали энергию этих потрясающих гор и медитировали.

Это наше путешествие было весьма суровым. Ведь не каждый день ты растапливаешь снег, чтобы получить воду, не каждый день у тебя почти отмерзают пальцы на руках и ногах. Плюс горная болезнь, потеря сознания, кровь из носа и отсутствие аппетита. И, согласитесь, не каждый день ты сначала выкапываешь снежную пещеру, а потом ещё и ночуешь в ней. Эти пещеры, кстати, стали отдельным испытанием. Воспоминание о моей первой в жизни ночи в снежной пещере до сих пор вызывает у меня приступ клаустрофобии. Так случилось, что я спала между двумя парнями. Я думала, так будет теплее, но они оказались такие высокие и широкоплечие, а пещерка была такой крохотной… Казалось, что потолок нас вот-вот задавит. Но все эти трудности как-то терялись среди восхитительных белоснежных вершин и бездонного звёздного неба по ночам.

Этот поход был настоящим выходом из зоны комфорта, изучением самого себя. За эти недели мы, кажется, сильно изменились. Ведь горы — удивительные, они правда меняют людей. Сталкивают с твоими же «драконами», страхами и слабостями, показывают тебе тебя самого, только с другой стороны. И там ты понимаешь, что на самом деле можешь быть сильным, смелым, добрым, самоотверженнным. Горы испытывают, при этом дарят то, что никто не сможет отнять. И этот стержень, кажется, никогда никто не сможет сломать.

К чему я это всё? Не бойтесь выйти из зоны комфорта и помните, что путь к себе — это всегда очень трудно. И если трудно, значит, вы всё делаете правильно.
Если вам понравилcя этот материал, можете подписаться на нашу страничку в «Фейсбук» или «Вконтакте». С нами вы будете знать, как следить за своим здоровьем, и станете таким красивым, что все вокруг просто обзавидуются.

Наш сочный Instagram — вот по этой ссылке.