По просьбе The Challenger журналист Милослав Чемоданов перечисляет фильмы, которые вышли в российский прокат в 2018-м (и те, что так и не добрались до России). Они точно не хуже более известных кинокартин, которые собрали многомиллионную кассу.

«Восьмой класс» (Eighth Grade)

Режиссёр: Бо Бернэм.

В ролях: Элси Фишер, Джош Хэмилтон.

В дебютном фильме Софии Копполы «Девственницы-самоубийцы» одна из юных героинь, лёжа в больничной палате, отвечает на вопрос, что заставило её попытаться покончить с собой: «Доктор, вы, видимо, никогда не были 13-летней девочкой». Стоит признать, что эту территорию, жизнь 13-летних девочек, с тех пор лучше не изучили. Она оставалась загадочной, пугающей и категорически непонятной, пока в 2018-м туда не решился зайти Бо Бернэм. И похоже, продвинулся дальше, чем кто-либо прежде.

В своём режиссёрском дебюте 27-летний комик и актёр Бо Бернэм делает героиней 13-летнюю Кейлу. Одноклассники считают её серой мышкой, и она отчаянно пытается измениться. Она ведёт видеоблог, ведь в Сети гораздо проще быть смелой и лучшей версией себя, но каждый шаг в реальной жизни даётся ей так же сложно, как Русалочке, только что вышедшей на берег. Ранимость — вот, наверное, главное в «Восьмом классе». Она здесь в каждой сцене, в каждом происшествии, с которым сталкивается Кейла, в её попытках завести друзей, понравиться мальчику, выйти на люди в купальнике. Ранимость делает «Восьмой класс» историей почти героической — о том, как же, чёрт побери, это порой нестерпимо трудно, просто прожить ещё один обычный день в шкуре 13-летнего подростка. При всей неловкости и наивности Кейлы, кажется, нам всем найдётся чему у неё поучиться. А узнавая себя в ней, невозможно не улыбаться.

«Проект Флорида» (The Florida Project)

Режиссёр: Шон Бэйкер.

В ролях: Бруклин Принс, Брия Винайте, Уиллем Дефо.

Компания шестилеток наслаждается солнечной жизнью в полумёртвом пригороде «Диснейуорлда». Они добывают бесплатное мороженое, восторгаются соседкой-пенсионеркой, загорающей без лифчика, и забираются обследовать заброшенные дома. Их мамаши-одиночки — сами недавние дети — в это время задействуют всю свою фантазию, чтобы свести концы с концами. За этой трагикомичной оравой приглядывает управляющий третьесортного отеля, где они живут (восхитительный Уиллем Дефо).

Это самый «тихий» из кандидатов на главный «Оскар-2018» (фильм собрал в России лишь четыре миллиона рублей. Кажется, больше заработал даже «Зови меня своим именем», шедший исключительно специальными фестивальными показами). В нём нет больших звёзд (прости, Уиллем Дефо), а сюжет никак не тянет на блокбастер. Что в нём есть, так это невероятно милые и при этом совсем не сахарные юные герои, которые влюбляют в себя за считаные минуты и за которых ты переживаешь не меньше, чем герой Уиллема Дефо. Этот фильм максимально непохож на те, что рассчитываются специально под награды, критиков или массовую любовь зрителей. В нём вообще не видно никакой формулы, зато очень напрашивается слово «душа».

«Как разговаривать с девушками на вечеринках» (How to Talk to Girls at Parties)

Режиссёр: Джон Кэмерон Митчелл.

В ролях: Алекс Шарп, Эль Фаннинг, Николь Кидман.

Главное имя, которое стоит за этой картиной, — Нил Гейман, автор «Звёздной пыли», «Американских богов» и «Коралины в стране кошмаров». «Как разговаривать с девушками» — экранизация его одноимённого рассказа о том, как в 1970-е трое подростков из Лондона случайно забрели в тайное гнездо инопланетян, ошибочно приняв его за очень продвинутую вечеринку. И как это стало для них самым романтичным и необычным в сексуальном плане событием в жизни.

Кино получило много низких оценок, что могло повлиять на чьё-то решение — смотреть фильм или нет. Сказалась и сексуальная небанальность, и то, что некоторые зрители по какой-то причине решили, что фильм — это попытка показать историю становления британского панк-движения, возмутительно неудачная попытка. Стоит признать — панк-движение и Камден (район Лондона. — Прим. ред.) 1970-х становятся здесь фоном по единственной причине: именно они были фоном юных лет самого Нила Геймана. Но так ли важны документальные подробности твоей первой любви? Создателям фильма было важнее передать волнение и безумие первого контакта с существом с другой планеты, каковым для мальчика в какой-то период становится девочка. С этим они справились — и в весьма изобретательной манере.

«Не оставляй следов» (Leave No Trace)

Режиссёр: Дебра Граник.

В ролях: Томазин МакКензи, Бен Фостер.

Тринадцатилетняя Том, сколько себя помнит, живёт вдвоём с отцом в палатке в лесу, подальше от цивилизации. Отец прошёл войну в Ираке и больше не находит себе места среди «обычных» людей. Он учит Том школьным предметам, жизни без стен и всему хорошему, что знает сам. В это время государство пытается придумать, как «спасти» эту семью и вернуть к нормальной жизни.

Год был богат на умные фильмы про взросление, и этот — один из самых сильных. Помимо интересного и при этом вполне реалистичного сюжета, очень хочется отметить юную актрису Томазин МакКензи. Режиссёр Дебра Граник вновь показала класс в определении никому не известной девочки на сложную главную роль. Предыдущий художественный фильм Дебры «Зимняя кость» восемь лет назад открыл миру Дженнифер Лоуренс. К слову, в фильме «Не оставляй следов» не в последних ролях можно увидеть и актёров из «Зимней кости», таких как Исайя Стоун и Дейл Дикки.

«Не в себе» (Unsane)

Режиссёр: Стивен Содерберг.

В ролях: Клер Фой, Джошуа Леонард, Джуно Темпл.

Российские любители ужасов в 2018-м голосовали рублём за новые серии таких давно известных проектов, как «Хэллоуин» и «Проклятие монахини», а заодно и за «Тихое место», которое только готовится стать франшизой. При этом промелькнули в кинотеатрах и ленты пострашнее. Например «Не в себе», снятая Стивеном Содербергом на айфон-семёрку. По сюжету героиня Клэр Фой, измученная преследованиями одержимого поклонника, обращается за помощью к психиатру, а в итоге оказывается заперта в странной клинике для душевнобольных. Вскоре она узнаёт в одном из сотрудников того самого сталкера. Содерберг заставляет зрителя до финала сидеть в напряжении и в придачу сомневаться, чему и кому здесь можно верить.

«С любовью, Саймон» (Love, Simon)

Режиссёр: Грег Берланти.

В ролях: Ник Робинсон, Кэтрин Лэнгфорд, Александра Шипп.

Первый случай мейнстримной голливудской романтической ленты с геем-старшеклассником в качестве главного героя. Эксперимент оказался успешным, в том числе и в коммерческом плане — «Саймон» заработал 66 миллионов долларов. В российском прокате, правда, так и не побывал. А жаль: это по-хорошему простая, забавная, немного олдскульная история про первую любовь, без ухода в артхаус или драму. Из тех милых подростковых ромкомов, что были чрезвычайно популярны лет 15—20 назад и каких сейчас выходит совсем немного. И ориентация героя здесь не играет центральной роли.

По сюжету подросток — тот самый Саймон — никак не решается рассказать даже самым близким друзьям, что он гей. Как-то он натыкается на анонимный пост другого ученика, где тот признаётся в своей гомосексуальности. Между ними завязывается переписка, тоже анонимная. В какой-то момент Саймон осознаёт, что умудрился по уши влюбиться в того, кого даже не знает лично. Или знает? Саймон затевает расследование, чтобы выяснить, с кем из учеников у него роман по переписке, параллельно отбиваясь от шантажа подлого одноклассника, который случайно узнал его тайну и теперь грозится сделать её достоянием всей школы.

«Дикая жизнь» (Wildlife)

Режиссёр: Пол Дано.

В ролях: Эд Оксенбульд, Кэри Маллиган, Джейк Джилленхол.

Режиссёрский дебют актёра Пола Дано основан на романе большого американского писателя Ричарда Форда и оставляет послевкусие хорошей книги. В центре сюжета — тихий беспроблемный подросток по имени Джо. Сначала он становится свидетелем того, как его отец (Джейк Джилленхол) теряет работу и внезапно уезжает от них с матерью, чтобы тушить лесной пожар, поглотивший полштата. Все ждут, когда придёт зима и огонь утихнет под снегопадом, но проходят недели, а снега всё не видно, пожар не затухает, а мать Джо (Кэрри Маллиган) в тщетных попытках обеспечить семью ищет новые работы или нового мужчину.

На «КиноПоиске» этот фильм называют «пронзительной историей любви», но на самом деле это безнадрывная тонкая история о том, как справляться с неожиданными переменами. Что делать, когда не оправдываешь собственных ожиданий? Что делать, когда муж бросил тебя и сына, чтобы доказать неведомо кому, что он не неудачник, а «настоящий мужик»? Что делать, когда твои родители, кажется, сошли с ума?

«До свидания там, наверху» (Au revoir là-haut)

Режиссёр: Альбер Дюпонтель.

В ролях: Науэль Перес Бискаярт, Альбер Дюпонтель, Лоран Лафитт.

Наследник неприятного миллионера — красавчик и одарённый художник — в пику отцу отправляется на войну, а там становится жертвой м****а командира и оказывается чудовищно изуродован. Выброшенный в тыл, он не возвращается к отцу и прошлой жизни, а вместо этого присваивает себе чужую личность, мастерит гротескные маски и, скрываясь в них, в отчаянии и ненависти к себе пишет вдохновенные полотна. Все, с кем он общается — маленькая девочка-подмастерье и немолодой усатый бухгалтер с разбитым сердцем, бывший однополчанин, которого он спас на фронте. Теперь тот берёт на себя заботу о своём эксцентричном товарище, в том числе решаясь ради него на преступления. Те, кто не следит за мировыми кинопремиями помимо «Оскара» (то есть большинство зрителей), могли легко пропустить триумфатора французской награды «Сезар», а ведь это одна из самых завораживающих трагедий последнего времени.

«Молитва» (La prière)

Режиссёр: Седрик Кан.

В ролях: Антони Бажон, Луиз Гринбер, Дэмиен Шапель.

Фильм принёс приз Берлинского фестиваля за лучшую мужскую роль неизвестному 23-летнему актёру Антони Бажону. «Молитва» предоставляет возможность испытать на себе (хотя бы отчасти) нетривиальный опыт — курс лечения от героиновой зависимости в католическом монастыре в Альпийских горах. Главному герою — юному Тома — не особо хочется туда ехать, но других вариантов он не находит. И там всё оказывается не так, как он ожидал. Неожиданным оказывается и сам фильм, снятый без привычной для жанра «поучительной» чернухи. В нём есть куда больше, чем просто ломки, срывы и бесконечное раскапывание и закапывание никому не нужных ям, которыми занят Тома.

«Молитва» — неглупая и деликатная история ещё одного взросления, пусть и с «отягчающими обстоятельствами». В жизни Тома очень много непонятного. Ему не очень понятно, зачем быть в общине и куда идти из неё, непонятно, как общаться с другими «братьями», как общаться с красивой девушкой из соседнего городка, как общаться с Богом, а главное — как общаться с самим собой.

«Мы, койоты» (We the Coyotes)

Режиссёры: Марко Ла Вия, Ханна Ладоул.

В ролях: Морган Сэйлор, МакКаул Ломбарди.

Один из тех чудесных фильмов, в которых ничего не происходит, но даже незначительные события задевают за живое. Аманда и Джейк ещё совсем молоды, вчерашние школьники, они влюблены друг в друга и мечтают о Лос-Анджелесе. Там у Аманды живёт тетя, и уже есть приглашение на собеседование в хорошую компанию. Ну и у Джейка тоже всё обязательно как-то срастётся — он ведь замечательный. В первый же день всё идёт не как задумано. Знакомо? Чуть ли не каждому вчерашнему школьнику, который отправляется начинать взрослую жизнь в большой город, окрылённый и до смерти напуганный одновременно.

Молодым писателям обычно советуют: писать надо о том, о чём знаешь. Молодые режиссёры Марко Ла Вия и Ханна Ладоул, похоже, тоже следуют этому правилу. В их истории нет головокружительных поворотов, но ей веришь. Это нехитрая и совсем не сказочная лента, в которой тем не менее много любви — не волшебной и не сбивающей с ног, но тем она и ценнее, что выглядит точно как настоящая.