Ира Моргунова составила список самых крутых мотивирующих фильмов, после просмотра которых хочется жить, творить и любить. Лучший вариант для начала нового года (и новой жизни).

Билли Эллиот

11-летний Билли Эллиот, сын шахтёра, влюблён в балет, но всё его окружение (в том числе и семья) даже слышать про это не хочет, считая что балет — это развлечение для девчонок, а для настоящих парней есть вещи поважнее. Этот фильм вполне мог стать заурядным рассказом-сказкой о талантливом мальчике, который вопреки общественному мнению хочет найти свое счастье. Могла бы, но благодаря тонкому вкусу и кинематографической чуткости режиссёра Стивена Долдри не стала. Каждая сцена наполнена деталями, которые и создали невероятно реалистичный и правдивый образ, а все персонажи фильма «живут» в кадре, в них нет ни грамма фальши. Здесь вы не увидите гения или сверхчеловека с безграничными возможностями, напротив, история Билли трогает душу и запоминается именно своей честностью. Это рассказ про жизнь со всеми её обстоятельствами и случайностями, в центре которых всегда стоит человек и его воля. Человек и его мечта.

Маленькая мисс Счастье

В семью Гуверов влюбляешься уже с первых кадров: отец — патологический неудачник, брат — подросток, ненавидящий всех вокруг и соблюдающий обет молчания, дедушка — наркоман, дядя — литературовед, пытавшийся покончить жизнь самоубийством из-за несчастной любви, и мама, перманентно балансирующая на грани нервного срыва. Самый младший член семьи и главная героиня картины, семилетняя Олив, бредит победой в конкурсе «Маленькая мисс Счастье», и чтобы исполнить мечту, вся семья отправляется в Калифорнию. Тут начинается самое интересное — за 140 минут вы не раз от души посмеётесь, а в некоторых сценах даже смахнёте слезу. Невероятно интересно смотреть этот фильм вместе со своей семьёй — поверьте, вы сможете найти много общего и провести массу параллелей. Но что делает этот фильм по-настоящему особенным, так это многослойность сюжета: режиссёры легко и без нарочитой философии обыгрывают актуальные социальные темы, такие как «глянцевость» окружающего мира и погоня за пресловутой «американской мечтой», до последнего кадра отстаивая право человека просто быть собой. При этом здесь есть незримое сходство с некоторыми произведениями Керуака: главное — это не пункт назначения, а сама дорога. Это невероятно доброе и искреннее кино оставляет практически физическое ощущение теплоты и чувство, что всё вокруг стало чуточку светлее (спасибо калифорнийскому солнцу за это!).

Общество мёртвых поэтов

Этот фильм можно пересматривать бесконечно: талантливая игра актёров в совокупности с самобытным небанальным сюжетом позволяет всякий раз открывать для себя что-то новое. Методы преподавателя словесности Джона Китинга, которого блестяще сыграл Робин Уильямс, сильно отличается от традиционных: он не навязывает свою точку зрения, напротив — призывает к свободомыслию. Carpe diem — его любимая фраза, и именно этому он пытается научить своих учеников: ловить каждый момент, искать себя и действовать. Да, возможно, совершать ошибки. Да, возможно, попадать в трудные ситуации. Но преодолевая их, они познают себя, познают жизнь и учатся. В этом фильме есть всё: дружба, первая любовь, взросление, вечное противостояние отцов и детей, истинная роль учителя, неуверенность в себе и недоверие к окружающему миру. Эта живая и пронзительная история преподаёт очень важный урок: время нельзя тратить, напротив — его нужно ценить и, что ещё важнее, любить.

Если наступит завтра

«Если наступит завтра», многосерийный фильм по роману Сидни Шелдона — идеальный выбор для долгих зимних вечеров. Основной плюс этого фильма в постоянно развивающемся сюжете, так, главная героиня Трэйси Уитни успеет практически выйти замуж, попасть в тюрьму, отомстить своим обидчикам, влюбиться и найти свое счастье. Криминальная мелодрама, пропитанная характерным для всех произведений Шелдона авантюризмом, не позволяет ни на секунду отойти от экрана. Это кино — отличный пример того, что какие бы испытания не выпали на долю человека, ему под силу с ними справиться. Причём не только справиться, но и выйти победителем, чьи мечты сбываются.

Дэвид Бекхэм: Путешествие в неизведанное

Сюжет прост: Дэвид Бэкхем вместе с друзьями отправляется в путешествие по Бразилии на мотоциклах. Безусловно, это коммерческий проект, но благодаря искренности и простоте главного героя он стал настоящим откровением. Зритель видит перед собой не гламурную суперзвезду, зацикленную на комфортной жизни, а уставшего и запутавшегося человека, которому также необходимо выключить телефон и уйти от повседневности. К тому же джунгли — это идеальная и, по сути, очевидная среда, которая обличает человека, показывает, чего он на самом деле стоит. Бэкхем не без труда справляется со всеми трудностями и делится своими ощущениями — он никогда не спал в гамаке, он всегда хотел поиграть с местными ребятами в пляжный футбол, но характерная для англичан закрытость не позволяла ему это сделать. И что на первый взгляд удивительно, а на второй — вполне естественно, Бэкхем не так много говорит о футболе, семья, вот что для него на самом деле важно: хороший ли он муж и достаточно ли времени он уделял своим детям. Каждая последующая минута фильма всё больше стирает грань между зрителем и главным героем, и в конце приходит понимание: вне зависимости от национальности и профессии каждого отдельного человека ценности у нас одни и те же. Мы просто хотим быть чуточку лучше для своих детей.

Весна на Заречной улице

Вопреки стереотипам о советском кинематографе в этом фильме нет ни плакатных героев, ни шаблонных лозунгов, он для человека и про человека. История влюблённости Саши Савченко (рабочего и передовика производства) в новую учительницу Таню Левченко рассказана и показана так искренне и легко, что финальные титры — это как раз то самое многоточие, после которого всё только начинается и наступает весна. Марлену Хуциеву удалось, пожалуй, главное кинематографическое чудо — его персонажи не играют роли, они живут на экране, пытаясь разобраться в себе и найти путь друг к другу, чтобы просто любить и быть любимыми.

Амаркорд

В переводе с итальянского «амаркорд» значит «я вспоминаю», причём так это выражение звучит на диалекте, распространённом в Римини — родном городе Федерико Феллини. Эта история — своего рода коллективное бессознательное того детства, которое было у нас и которого у нас не было. В этой зарисовке, больше напоминающей пёстрый калейдоскоп несвязанных друг с другом событий, скрыта огромная любовь к родному городу и прошлому, которое, казалось бы, безвозвратно ушло, но на самом деле всё ещё продолжает жить внутри каждого из нас тёплыми волнами Адриатики и припекающим солнцем. Это сон, который создал Феллини. Сон, который реальнее действительности. Сон, когда совсем не хочется просыпаться.

Джерри Магуайер

Спортивный агент Джерри, молодой и зажиточный яппи, имеет всё, о чём только можно мечтать. Но как это часто бывает, в один момент его жизнь идёт под откос (причём не без участия самого Джерри) — его увольняют, и все прежние друзья, коллеги и даже любимая девушка отворачиваются от него. Что делать в ситуации, когда оказался на самом дне? Правильно, оттолкнуться и начать движение наверх. Руководствуясь этим принципом, Магуайер решает открыть собственную фирму. В этом ему помогает Дороти, бухгалтер и мать-одиночка, влюблённая в него, и Род Тидвелл, талантливый футболист и по совместительству единственный клиент Джерри (кстати, Кьюба Гудинг-младший, сыгравший Рода, получил Оскара за эту роль). В этом фильме прекрасно всё: первоклассная игра главных героев завораживает, а непредсказуемая сюжетная линия держит в напряжении вплоть до финальных титров. Да, история Джерри во многом о дружбе и вере в себя и в собственные убеждения, но, что ещё важнее, эта история — об оптимизме и страсти. Согласитесь, порой этих качеств очень не хватает.

Головоломка

Этот мультфильм легендарной студии Pixar наделал много шума в ушедшем году — кто-то возводил его создателей чуть ли не в ранг гениев, а кто-то, напротив, считал, что все хвалебные отзывы сильно преувеличены. Но в любом случае попытка «очеловечить» эмоции, под влиянием которых мы перманентно находимся, и рассказать историю 11-летней Райли через призму их взаимодействия (а порой и борьбы) друг с другом, заслуживает тех полутора часов, которые вы уделите просмотру этой ленты. Несмотря на ценз «6+», эта картина будет интересна не только детям, но и взрослым, которые уже давно переросли такую возрастную категорию. Весь секрет в великом множестве задумок, мыслей и посылов, которые создатели умело и очень тонко вплели в канву сюжета, не усложнив его. И всё же главная идея «Головоломки» в том, что «плохих» эмоций не существует, а грустить — абсолютно естественно и порой просто необходимо. Возможно, этот вывод покажется слишком очевидным, но, увы, взрослых, которые не умеют принимать себя и свои чувства, очень и очень много.

Невидимая сторона

Порой сама жизнь со всей её непредсказуемостью и многогранностью становится готовым сценарием для фильма. Так, например, создатели «Невидимой стороны» взяли за основу реальную историю Майкла Оэра, беспризорного неграмотного подростка, которого взяла под опеку благополучная американская семья и вырастила из него перспективного футболиста. Кстати, впоследствии реальный Майкл подписал контракт с «Балтимор Рэйвенс» на сумму 13 миллионов долларов и в 2013 стал победителем Super Bowl. Но это всё случилось потом, а сначала была борьба с собой и с обществом, которое обожает вешать ярлыки и не прощать людям их недостатки. Именно об этом сложном периоде жизни Майкла повествует фильм. Сандра Буллок, которая сыграла приёмную мать будущего футболиста и, кстати, получила «Оскар» за эту роль, блестяще справилась с задачей и сумела показать всю глубину характера миссис Туи. Она предстаёт перед зрителями добрым и одновременно сложным человеком, который много анализирует собственные поступки и мысли, не пасует перед трудностями и готов вкладывать всю душу в нового члена семьи, чтобы тот поверил, что мечты сбываются.