Пока в Лос-Анджелесе киноакадемики решали, кто достоин «Оскара» в 2017 году, мы вспомнили шесть фильмов о спорте, которые в разные годы получали главную американскую кинопремию. Между прочим, отличный список для тех, кто уже видел «Ла-Ла Ленд» и «Прибытие».

«Чемпион» (Кинг Видор, 1931 год)

Награды: лучшая мужская роль, лучший сценарий.
Номинации: лучший фильм, лучший режиссёр.
Кинг Видор был одним из первых режиссёров, попытавшихся исследовать тему спорта в кино. Его «Чемпион» — это история известного в прошлом боксёра Энди Перселла, который из-за проблем с алкоголем и неконтролируемой любви к азартным играм не только остаётся без работы, но и почти теряет своего восьмилетнего сына Динка. Мать мальчика, о которой Динк не слышал уже много лет, неожиданно появляется снова и забирает его жить к себе. Динк сбегает к отцу, и тот впервые бросает пить и начинает готовиться к серьёзному бою — чтобы сын мог им гордиться. С поддержкой мальчика у Энди, кажется, всё получается. Почти.
Кино о спорте и о жизни. О том, что борьба имеет смысл только тогда, когда есть ради кого бороться. О богатстве, которое не заменит родного человека. И о настоящей любви, которая, к сожалению, не всесильна.

«Гордость янки» (Сэм Вуд, 1942)

Награды: лучший монтаж.
Номинации: лучший фильм, лучшая мужская роль, лучшая женская роль, лучший сценарий, лучший адаптированный сценарий, лучшая работа оператора, лучшая работа художника, лучший звук, лучшие спецэффекты, лучший саундтрек для драматических/комедийных картин.
Американский институт киноискусства включил «Гордость янки» в число самых вдохновляющих фильмов в истории. И есть за что. Сюжет основан на биографии легендарного бейсболиста Лу Герига — «железного человека», который за 15 лет ни разу не был в отпуске (трудоголикам есть к чему стремиться!) и провёл на поле 2 130 матчей.
Красивое чёрно-белое кино, в котором есть всё, что должно быть в фильмах о спортивных звёздах: мама, стремящаяся вырастить из сына инженера; друг, который помогает добиться успеха в любимом деле; отец, скрывающий спортивные достижения сына от своей жены; счастливая история любви. А ещё — пронзительная концовка. У Лу Герига обнаруживают редкое неизлечимое заболевание —  боковой атрофический склероз, от которого легенда медленно умирает.
Каждый должен прожить свою жизнь. Никто не проживёт твою вместо тебя.

Огненные колесницы (Хью Хадсон, 1981)

Награды: лучший фильм, лучший сценарий, лучшие костюмы, лучший оригинальный саундтрек.
Номинации: лучшая мужская роль второго плана, лучший режиссёр, лучший монтаж.
Фильм «Огненные колесницы» основан на реальных событиях. Это рассказ о соперничестве двух атлетов-бегунов, представлявших Великобританию на Олимпийских играх 1924 года в Париже: студента Кембриджа, еврея Гарольда Абрахамса и шотландского миссионера Эрика Лиддела.
Кино о конкуренции и вечных спорах. О том, почему люди воюют и соревнуются на спортивных площадках. О том, как два человека отстаивают каждый свои ценности и собственную точку зрения, и о том, на что они готовы ради этого.
— Если у меня нет шанса выиграть, я не побегу. — А если ты не побежишь, у тебя не будет шанса выиграть.

«Рокки» (Джон Г.Эвилдсен, 1976)

Награды: лучший фильм, лучший режиссёр, лучший монтаж.
Номинации: лучшая мужская роль, лучшая женская роль, лучшая мужская роль второго плана (Берт Янг), лучшая мужская роль второго плана (Бёрджесс Мередит), лучший сценарий, лучший звук, лучший саундтрек.
Есть легенда, что Сильвестр Сталлоне создал историю Рокки Бальбоа за три дня, а вдохновением для него послужил реальный чемпионский бой между Мохаммедом Али и Чаком Уэпнером. Сам Сталлоне говорит, что, когда писал, ни на какие прототипы внимания не обращал. «Рокки» — это фильм, который не только позволил своим создателями заработать миллионы, но и завоевал огромную любовь зрителей. Скромный парень, который готов на всё, чтобы победить, стал кумиром целого поколения. И многие любители спорта искали и до сих пор ищут вдохновение в фильмах о Рокки Бальбоа.
Это кино о цели. И о том, что её можно добиться. А ещё о том, что, имея настоящую цель, можно справиться со всеми страхами.

Бешеный бык (Мартин Скорсезе, 1980)

Награды: лучший актёр, лучший монтаж.
Номинации: лучший фильм, лучший режиссёр, лучший актёр второго плана, лучшая актриса второго плана, лучшая операторская работа, лучший звук.
Незаслуженно обделённая «Оскаром» за лучший фильм картина Мартина Скорсезе. Строгая чёрно-белая история с Робертом Де Ниро в главной роли (Де Ниро специально для этого фильма набрал 27 килограммов) по мотивам мемуаров известного боксёра-профессионала Джейка Ла Моты. Из-за своего крутого нрава Ла Мота теряет семью, разрывает отношения с братом, ставит под угрозу свою карьеру. Но справиться с собой оказывается очень сложно. Многие критики называют этот фильм лучшей киноработой 80-х. Ну а Скорсезе считает, что этот фильм и вовсе спас ему жизнь, вернув его к работе после тяжёлой передозировки наркотиков.
Кино о том, что даже очень неприятный человек может вызывать сочувствие, если вы попытаетесь понять его. О том, что самый главный враг любого — он сам. И о том, что все эмоции, которые разрывают тебя изнутри, лучше оставлять на ринге.

«Малышка на миллион» (Клинт Иствуд, 2004)

Награды: лучший фильм, лучшая женская роль, лучшая мужская роль второго плана, лучший режиссёр.
Номинации: лучшая мужская роль, лучший адаптированный сценарий, лучший монтаж.
История 31-летней официантки Мэгги Фицджеральд, которая приходит в зал к тренеру и промоутеру Фрэнки Данну. Тот сначала отказывается готовить «девчонку», но потом, видя её упорство, понемногу смягчается. На первый взгляд, это классическая история преодоления: не отступай ни перед чем на пути к своей цели. Таких, вроде бы, много. Но фильм Клинта Иствуда не только об этом.
Это кино про то, что, как бы ты ни старался, в жизни не всегда получается побеждать. Нужно быть готовым к удару исподтишка и уметь проигрывать достойно. А ещё хорошо, если с тобой рядом будет хотя бы один близкий человек.
Каждый день в мире кто-то умирает, подметая пол, убирая тарелки… И последняя мысль такая: «Я не использовал свой шанс». Но её мечта сбылась. Если она сегодня умрёт, знаешь, о чём она подумает в последнюю секунду? «Я сделала все правильно и теперь могу умереть».