Сегодня, 28 февраля, в повторный прокат выходит отреставрированная версия «Навсикая из Долины ветров» Хаяо Миядзаки. По этому поводу мы собрали десять цитат великого мастера, которые нам больше всего нравятся (это было непросто, потому что каждое интервью Миядзаки — счастье и источник невероятно самобытной жизненной философии).

  • Я скептически отношусь к непреложному правилу о том, что если мальчик и девочка появляются вместе в фильме или книге, между ними непременно должна возникнуть романтическая связь. Я хочу показать другие отношения. Отношения, где каждый вдохновляет другого жить ,— и когда у меня это получается, я, возможно, приближаюсь к тому, чтобы показать истинное выражение любви.
  • Во многих моих фильмах есть сильные героини — храбрые, самодостаточные девушки, которые не думают дважды, прежде чем броситься защищать то, во что верят, и то, что любят всем сердцем. Им нужны друзья и соратники, но не нужны спасители.

  • Я не люблю игры. Вы тратите драгоценное время ребёнка на то, чтобы он был ребёнком. Дети должны больше взаимодействовать с реальным миром.
  • Идея, что вначале нужно изобразить зло, а затем его уничтожить, лежит в основе большинства современных фильмов, но, на мой взгляд, такой подход отдаёт гнильцой. Сама мысль, что у истоков любого злодеяния — в жизни или в политике — стоит конкретный человек, которого можно обвинить и наказать, кажется мне безнадёжной.
  • Персонажи рождаются из многочисленных размышлений над ними, из многократных повторений. Их образы живут у меня в голове. Я сам становлюсь персонажем и в этом качестве мысленно брожу по истории и сюжету. Только потом я начинаю рисовать. Я рисую персонажа много раз, снова и снова. И заканчиваю обычно в последний момент — прямо перед дедлайном.

  • Единственная разница между фильмами для детей и для взрослых состоит в том, что в первых всегда есть возможность начать сначала. В фильмах для взрослых нет возможности что-то изменить. Что случилось, то случилось.
  • Бег разгневанной толпы, бег ребёнка, который изо всех пытается сдерживать слёзы, пока не достигнет дома, бег героини, которая потеряла всё, что было ей дорого и важно, — способность показать на экране удивительную магию бега доставляет мне огромное удовольствие. Бег выражает сам акт жизни, её пульс.

  • Мне нравится выражение «упущенные возможности». Быть рождённым означает быть вынужденным выбрать эпоху, место и жизнь. Быть здесь — в этом самом месте — значит потерять возможность быть кем-то из множества других потенциальных «я». Например, я мог быть капитаном, который плывёт по морю на пиратском корабле вместе с прекрасной принцессой. «Упущенные возможности» — отказ от этой вселенной, отказ от других потенциальных сущностей. Есть бесчисленные варианты «я», которые могли бы быть. И это касается абсолютно всех людей на планете.
  • Современная жизнь такая пустая, поверхностная и фальшивая. Я жду, когда предприятия обанкротятся, Япония обеднеет и всё зарастёт травой.
  • Жизнь — это просто мерцающий в темноте свет.