Ира Моргунова поговорила с Максимом Балаховским — легендой отечественного фрирайда, гидом хели-ски и фотографом — о том, без чего нельзя отправляться в горы, как попасть в самые далёкие уголки планеты и почему сноуборд — это больше, чем просто адреналин.

Фрирайд как образ жизни

— Я родился на самом севере Камчатки, в посёлке Усть-Камчатск (в моём детстве он ещё был городом). Когда мне было три года, мы переехали в Петропавловск-Камчатский, мама устроилась работать на горнолыжную базу «Эдельвейс», а меня по умолчанию отдала туда тренироваться. Трассы, слалом, гигант, супергигант, скоростной спуск — эти базовые дисциплины мы штудировали все дни напролёт. У меня был только один выходной в неделю, а всё остальное время — лыжи. Помню, либо после, либо до школы, но я всегда бежал на тренировку. В общей сложности я занимался горными лыжами 15 лет, но в какой-то момент осознал: лыжные трассы мне надоели. Хотелось чего-то нового, чего-то совсем другого.

 

Я работал дизайнером в небольшой компании, когда мои руководители попросили помочь им освоить лыжи. Мы стали закупать специальное снаряжение, и в одном из прайс-листов я увидел позицию «сноуборд» и попросил, чтобы мне его заказали. Этот момент можно считать началом новой и самой главной истории моей жизни, ведь так совершенно случайно ко мне в руки попал первый сноуборд.

На Камчатке тогда сноубордом занимался только один человек — Андрей Базанов. Он был одиночкой: катался один, никого не вовлекая в это дело. У меня получилось совсем иначе: буквально через пару месяце после того, как я встал на сноуборд, за мной потянулись друзья. На Камчатке не так много курортов — всего пять лыжных баз, и все они очень простые, так что живя среди вулканов, я понял, что у меня только один выбор, и этот выбор — фрирайд (а именно, одна из его разновидностей — хели-ски). На мой взгляд, фрирайд — это вообще вершина горных лыж и сноуборда. А хели-ски (внетрассовый спуск по неподготовленным склонам) — самое красивое, самое интересное и самое сложное направление.

 

Поначалу, конечно, было непросто: не было никого, кто бы мог показать, как правильно кататься, объяснить технические моменты. В основном я черпал информацию из журналов, но её катастрофически не хватало. Помню, когда увидел картинку, на которой человек едет по рейлу, то подумал, что это скорее всего какое-то упражнение — вот он забрался как-то на этот рейл и теперь балансирует. Я тогда и представить не мог, что на этом кадре зафиксирована доля секунды всего движения. Сначала человек разгоняется, запрыгивает на рейл, скользит по нему и спрыгивает. Всё это на скорости. И если сейчас можно уже за два дня вставать на сноуборд и в принципе поехать, то у меня на это ушёл месяц. Ведь до всего приходилось доходить самому, а правильные движения рождались на уровне ощущений.

Как увлечение превратилось в успешный бизнес

Сами понимаете, Камчатка — это такой край, где вертолёт — основной вид транспорта. У нас всегда было много друзей-вертолётчиков, которые в любой момент были готовы куда-нибудь полететь вместе. Так что мы без особого труда собирали человек десять, брали с собой взрослых горнолыжников в качестве гидов и летели кататься. Я сейчас понимаю, что назвать их гидами можно разве что с очень большой натяжкой, ведь как такового опыта катания в серьёзных горах у них не было. Изначально мы катались только своей компанией, но вскоре столкнулись с тем, что всё больше и больше людей хотели к нам присоединиться. Мы стали собирать группы, искать гидов, осваивать маршруты. Так шаг за шагом любимое занятие превратилось в бизнес. Чуть позже мы построили собственную базу, которая стала центром всех наших движений. Для её строительства нашли невероятное место — прямо рядом с вулканом, в окружении гор. Теперь у нас есть своя база на Камчатке, с горячими источниками и правильной инфраструктурой, которая работает круглый год. Естественно, летом вектор деятельности смещается в сторону приключенческого и экотуризма. Плюс так сложилось, что наши команды по лыжному фристайлу и сноуборду проводят у нас летние сборы. Ведь совсем рядом вулкан, на котором снег лежит до середины августа.

Если в самом начале катались человек шесть, то года через три — уже несколько тысяч. И это количество постоянно растёт. В 1997 году мы создали Камчатскую ассоциацию сноуборда, которую я и возглавил. В рамках этой ассоциации мы организовывали соревнования, экспедиции, открыли собственную школу по подготовке горных гидов с мировыми специалистам в качестве преподавателей (например, в 2001 году первые курсы проводил Кевин Боэкхолт). Сейчас, в дополнение ко всему, помогаем снимать лыжные и сноубордические фильмы (иногда и сами в них участвуем). В общем, катаемся, тренируем и вовлекаем всё больше людей. И, кажется, мы добились неплохих результатов: книжки издаются, фильмы снимаются.

Почему адреналин — не главное

Иногда, конечно, бывает страшно — правда, чаще всего не за себя, а за клиентов. Горы не прощают легкомысленного отношения, и случается — к счастью, очень редко — когда кто-нибудь из-за невнимательности возьмёт и заедет не туда, а потом его, висящего над скалой, приходится снимать. Большинство маршрутов мы уже изучили досконально, знаем все сложные и потенциально опасные участки. Но если идёт съёмочный процесс, и я уже в роли райдера, то всё воспринимается иначе. Ведь я должен проехать так, чтобы удивить, показать что-то зрелищное, по сути, превзойти самого себя. От этого, конечно, дух захватывает.

 

Летом сезон не заканчивается, мы катаемся в Чили и в Новой Зеландии. В Чили летаем чаще всего, так как там просто потрясающие возможности — Анды имеют настолько длинный хребет, что исследовать его можно бесконечно. Мы восемь лет катались в одной зоне вокруг Сантьяго, теперь спускаемся вниз в сторону Патагонии, исследуем новые места. Сейчас готовимся к зимнему сезону, открывать его в этом году будем в Австрии. Катаемся обычно каждый день (рекорд — 20 спусков в день), и к концу мая уже так укатываемся, что небольшое межсезонье в начале лета приходится очень кстати.

Helipro — это в меньшей степени история про адреналин, это история про друзей. Я практически никогда не катаюсь один и уже привык к нашей команде. Вместе ищем трамплины, вместе прыгаем, подстёгиваем друг друга. Люди — вот что мне нравится больше всего в этом деле. Хотите узнать человека — съездите с ним горы. Там всё и все как на ладони, без масок и фальши. Были люди, с которыми наши пути разошлись уже после первой поездки. Но чаще всего горы, наоборот, объединяют и сплачивают. За столько лет поездок у нас уже сформировался «костяк» людей, которые постоянно общаются друг с другом, дружат семьями и даже делают совместный бизнес. И вот сейчас они ждут не дождутся, когда мы уже наконец встретимся все в аэропорту, с лыжами и сноубордами, и полетим в Австрию, в горы.

 

Для меня сноуборд — это полноценная жизнь, в которую я погружён с головой. Меня окружают замечательные люди, я постоянно в движении, в поиске новых маршрутов, новых ракурсов. Я бываю в таких местах, где до меня вряд ли ступала нога человека. Природа дарит невероятные пейзажи, от которых перехватывает дыхание. Хочется и дальше развиваться, осваивать новое оборудование, чтобы иметь возможность в полном объёме запечатлеть эту удивительную и недоступную для других красоту. Хочется ею поделиться, ведь таких мест ещё очень много, а попасть в них сложно. И хотя мы всё ещё называемся туристической компанией, но из рамок коммерческого проекта Helipro уже вырос в нечто большее. Мы говорим не просто про билеты и гостиницы, мы про те путешествия, которые меняют жизнь.

Советы от Максима Балаховского для тех, кто только готовится встать на сноуборд

  1. Подберите правильное снаряжение
    Хорошее снаряжение — не всегда самое дорогое. Я часто встречал людей, которые подбирали себе доску, исходя из принципа «чем дороже, тем лучше», и в результате просто теряли деньги. Перед тем как покупать сноуборд, посидите в Интернете, поизучайте, обычно в начале сезона спортивные компании проводят тесты: можно взять доску напрокат, покататься и посмотреть, подходит она вам или нет. Ну или совсем идеальный вариант — найти опытного в этом деле человека, который поможет вам выбрать. И если вы созрели для бэккантри (внетрассовое катание), то обязательно позаботьтесь о полном комплекте лавинного снаряжения: лавинный датчик, щуп, лопата и лавинный рюкзак. Без этого в горы ни ногой!
  2. Катайтесь только с гидом
    Если вы приезжаете на курорт или на бэккантри, то первым делом займитесь поиском гида. Кататься одним просто опасно. Причём важно найти не просто опытного гида, а человека из местной школы, который знает досконально все маршруты и потенциально опасные участки.
  3. Не будьте легкомысленными
    Горы нужно уважать, это ваше будущее, так что относитесь к ним предельно серьёзно. Вы же хотите получить только удовольствие от катания, не так ли?

Если вам понравилcя этот материал, можете подписаться на нашу страничку в «Фейсбук» или «Вконтакте». С нами вы будете знать, как следить за своим здоровьем, и станете таким красивым, что все вокруг просто обзавидуются.

 

Наш сочный Instagram — вот по этой ссылке