Семён Берчанский, основатель мотокафе «Энтузиаст», о самом классном мотофестивале в мире, о том, почему езда на автомобиле — это «просмотр телевизора» и с какими трудностями приходится сталкиваться мотоциклисту в России.

Мотоцикл как образ жизни

— Впервые с мототехникой я познакомился в 2010 — вместе с друзьями мы путешествовали на маленьких мопедах. Вспоминая это сейчас, не понимаю, как на них вообще можно было ездить. Но мы как-то умудрялись — ездили даже до Санкт-Петербурга и Выборга. Позже в Москве мы стали всё чаще встречать людей, катающихся на серьёзных и красивых мотоциклах, и заинтересовались этой темой всерьёз. В итоге я пересел на мотоцикл. После этого началась история рождения мастерской, в которой мы создавали свои первые мотоциклы — покупали старые хонды и переделывали их, и мотокафе «Энтузиаст». Так образовалось наше маленькое мотосообщество. И однажды, три года назад, меня совершенно случайно позвали на мотофестиваль Wheels & Waves во Франции, о котором я на тот момент ничего не знал. Я подумал: «почему бы и нет» и согласился, хотя у меня не было ни мотоцикла, ни документов, ни денег для этой поездки. Выручил друг — он одолжил мне мотоцикл. Wheels & Waves основали трое ребят из SouthSiders Motocycle Club. Фестиваль проходит в городе Биарриц, и в этом году он состоялся вот уже в пятый раз. Тогда, впервые приехав на фестиваль, я был поражён — я встретил тех людей, о которых пишут в книгах, которые создают превосходные мотоциклы и занимаются их кастомайзингом. Я увидел огромное скопление крутых и уникальных мотоциклов в одном месте. И с облегчением понял: я не один сумасшедший, которые так любит мотоциклы и увлекается ими.

Изначально организаторы Wheels & Waves рассчитывали, что к ним будут приезжать 100—150 человек, но с каждым годом это число увеличивалось — в прошлом году их посетили 10 000 человек. Фестиваль растёт очень быстро, и ребята, откровенно говоря, не грандиозно с этим справляются — каждый год он под угрозой закрытия. Появляется не та публика и ведёт себя не так, как хотелось бы. Приезжают настоящие тру-байкеры, которые создают много шума, и жители города этим недовольны. Из-за этого организаторы очень сильно рискуют. Все, кто приезжает на фестиваль с самого начала, говорят: Wheels & Waves уже не тот. Да, сначала это был камерный фестиваль, на котором все были друзьями. Но фестиваль даёт огромную возможность — там ты можешь познакомиться с теми людьми, с которыми в обычной жизни никогда не встретишься и не заговоришь. Я познакомился с парнем, который меня вдохновил и из-за которого появился «Энтузиаст». То есть можно сказать, что я его фанат. И это невероятно круто. Этот фестиваль будет актуален до того момента, пока туда будут приезжать именно такие личности. Этот фестиваль — настоящий, в нём нет позёрства. Если человек идёт в старой куртке, значит, это его любимая, а возможно, и единственная куртка. Если человек закручивает детали в старом мотоцикле, значит, это его любимый мотоцикл. Там нет ничего придуманного. Люди живут мотоциклами.

Одно из мероприятий, которое проводится на фестивале — райд в горы. Есть ещё сёрф-контест, флеттрек-рейсинг. Но райд в горы — это что-то невероятное. Это невероятно круто и невероятно страшно. Чтобы там ездить, нужен навык. В первый год я чувствовал, будто еду на трёхколёсном велосипеде — я очень отставал от других ребят. Повороты под 180 градусов, обрывы — всё это тяжело давалось с непривычки. До того момента я никогда не ездил в горах. А тут ты влетаешь в слепой крутой поворот, а навстречу тебе едет грузовик — в общем, кошмар. И когда я добрался до первой остановки, у меня тряслись руки. Потом подходит мой друг и говорит: «Знаешь, у тебя заднее колесо сносит». Я окончательно растерялся, ведь с таким держаком (сцеплением колёс с асфальтом. — Прим. ред.) опасно куда-либо ехать. Но я двинулся дальше, пришлось останавливаться перед каждым поворотом. Это было очень смешно. Особенно когда мимо тебя проезжает куча мотоциклистов, которые легко и играючи заходят в поворот и спокойно едут дальше. Но несмотря на это я безумно люблю поездки в горы. Сотни крутых мотоциклистов на невероятных байках едут по горе — это очень красиво. Это как приехать на рок-фестиваль и осознать, что все вокруг — твои друзья, ведь вам нравится одна и та же музыка. Так и здесь, на Wheels & Waves. Просто поехать одному в горы неинтересно — это другой кайф, другие ощущения.

Мотоцикл как способ стать независимым

Для меня мотоцикл создан не для того, чтобы ездить на нём до работы или на другие короткие расстояния. Для меня мотоцикл — это райд в горах, это путешествия с палаткой, это свобода. Когда ты путешествуешь на мотоцикле, ты не отделяешь себя от природы. Идёт дождь — ты его чувствуешь, шумит ветер — чувствуешь, скосили траву на соседнем поле — ты чувствуешь этот запах, прошла гроза — тоже чувствуешь. Всё происходит с тобой здесь и сейчас. А в горах ты вообще ощущаешь смену температуры на каждом метре. Всё это формирует твоё отношение к мотоциклу как к определённому инструменту, который даёт тебе свободу и позволяет быть независимым. Не могу сказать, что сталкиваюсь с какими-то непреодолимыми трудностями (разве что с погодой — она непредсказуема) — всё решаемо. Всё можно купить, починить. У меня есть комплект вещей, который всегда стоит в неразобранном виде и который я беру с собой в путешествия на мотоцикле. Там нет ничего особенного: водонепроницаемые сумки, которые вешаются на байк, дождевик, инструменты для ремонта колёс, компактный спальник, маленькая палатка, замок для шлема и другие мелочи.

По большому счёту, чтобы путешествовать на мотоцикле, не нужно ничего, кроме работающего мотоцикла. Да в принципе можно и с неработающим — так даже интереснее.
Но есть всё-таки одна проблема, с которой мы с друзьями зачастую сталкиваемся — это планирование. За три года, что ездим на фестиваль, мы так и не смогли её решить. У нас никогда не было чёткого плана, и даже если мы что-то спланируем, у нас всё равно всё идёт не так. Мы хотели ввести новое правило — ставить палатку до темноты и до шести вечера знать, где мы будем ночевать. Но у нас не получилось его соблюдать — каждый раз хочется проехать как можно больше и как можно дальше. Но все эти спонтанные направления и пути и формируют рассказ, историю. Ведь знать, где ты будешь завтракать, где ужинать, а где будешь завтра в конкретное время — скучно. Благодаря мотоциклу твой маршрут может быть абсолютно любым. Два города связаны разными путями, вариантов тысяча, и любая дорогая — твоя. И это главное преимущество путешествий на мотоцикле.

В Европе люди относятся к путешественникам на мотоциклах как к путникам, поэтому охотно им помогают. Главное — быть дружелюбным, милым и иметь много классных и интересных историй в запасе. Конечно, бывают исключения — в этот раз нам попалась француженка на заправке, которая отказывалась наливать 20 литров бензина за наличные. Картой тоже не мог расплатиться — заблокировали бы 120 евро, что очень много для ограниченного бюджета. Пришлось разбивать палатку прямо там и ждать новую смену. В России тоже помогут — найдут и сделают всё, что тебе нужно, по максимуму.

 

Но ездить по России мне не нравится. Каждый раз возвращаясь с фестиваля и пересекая границу, мне хочется слезть с мотоцикла. Состояние дорог и отношение водителей автомобилей к мотоциклистам отбивает желание продолжать путь на байке.

В каждой стране у жителей разное отношение к мотоциклистам. В России их не любят, не замечают. Особенно такая проблема у молодых водителей — они в принципе не думают о том, что может проехать мотоциклист. Во Франции мотоциклистов уважают, воспринимают как полноправного участника движения, понимают, что это средство передвижения, а не выпендрёж.
Но даже это не главное — в Москве попросту негде кататься. Есть пара дорог, на которых мы с друзьями гоняем, но это всё не то, я не получаю такого удовольствия. Если мне хочется прокатиться, я сажусь и еду в Питер, в Таллин. Кстати, Приморское шоссе — очень красивое, это 100 километров дороги, от которой ты действительно кайфуешь. В 100 километрах же от Москвы нет ничего, и это одна из проблем нашей мотоциклетной культуры. Сейчас мы с друзьями хотим организовать маленький фестиваль на острове Сааремаа в Эстонии. Туда будем добираться из Питера (я как считал, что трасса Москва—Санкт-Петербург — это дорога смерти, так и продолжаю считать). А под Питером и в Эстонии прекрасные дороги. На самом острове организуем кемпинг на живописном мысе, будем кататься по острову, заезжать в красивые места, на заброшенные маяки. Кроме того, там нет машин.

Да, мотоцикл — это опасно. Может случиться всё что угодно. Всё зависит от того, какую ты молитву читаешь по утрам, и я не имею в виду религиозную — важен настрой и, конечно, удача, везение. Есть мотоциклисты, которые ездят по 70 лет и у них ничего случается. А есть те, кто покупает мотоцикл и разбивается через пять минут.
Я также езжу на машине и проезжаю на ней тысячи километров. И когда ты пересаживаешься с мотоцикла на автомобиль, появляется ощущение, будто ты включил телевизор — идёт дождь, закончился дождь, всё равно ты этого не ощущаешь. Тебе просто показывают, как ты едешь по дороге. Проехать 2 000 километров на машине легко — ты по большому счёту ничего не делаешь, лишь иногда реагируешь на какие-то ситуации на дороге. А проехать 2 000 километров на мотоцикле — это преодоление. На мотоцикле каждая секунда — приключение. Если у тебя просто зачесался лоб, тебе нужно снять перчатку, как-то открыть визор, зажмурить глаза и только потом почесать. Не дай бог, если опять захотелось попить или сходить в туалет.

 

После каждого путешествия на мотоцикле ты рад, что смог пройти через все трудности. Ведь не проблема поехать на машине или полететь на самолёте. Когда ты преодолеваешь расстояние на мотоцикле, считай, что ты идёшь пешком — ты чувствуешь и знаешь абсолютно всё, что происходит вокруг тебя. Я знаю, как выглядит дорога от Москвы до юга Франции, я знаю все повороты, все города. Я знаю, как меняется культура, как меняется отношение людей, я знаю, чем отличаются эстонцы от французов или швейцарцев, да даже чем отличаются северные французы от южных. Но всё равно каждый раз на одном и том же пути я обнаруживаю для себя что-то новое. Мотоцикл — более честная история, это настоящее путешествие.