Второго октября шестеро смелых парней отправятся в экспедицию — они пересекут половину земного шара за рулём советских «Волг» и преодолеют больше 24 000 км, чтобы в конечном счёте оказаться на легендарном острове Бали. Мы попросили Илью Михальченкова, идеолога проекта, открыть нам все секреты предстоящей поездки.

Путешествие как диалог цивилизаций

— Так как я музыкант и вот уже много лет занимаюсь различными проектами — как своими, так и не своими, — у меня возникла потребность в поиске нового творческого контекста. Согласитесь, экспедиция подходит для этой цели как нельзя лучше. К тому же меня всегда притягивала Азия — возможно, зов корней сыграл свою роль (иногда смотрю на себя в зеркало и понимаю, что я татаро-монгол), возможно, моё увлечение восточной культурой и различными духовными направлениями. Так или иначе, все эти факторы сошлись в одной точке — в отправной точке нашего путешествия.

 

Наша экспедиция называется «Восход», а наш проект — это творческая коллаборация. Музыка, поэзия, кинопроизводство — такой микс всевозможных форм нельзя отнести к какому-то конкретному жанру, но тем не менее именно он определяет лицо нашего творческого коллектива. Одна из основных целей экспедиции — это съёмка документального фильма о локальной азиатской сцене. Не могу сказать, что мне очень близка азиатская музыка, но тот факт, что в той же Индонезии или Малайзии сцена активно развивается, делает эти страны особенно привлекательными. Ощущение, будто там сейчас девяностые или нулевые — куча эмоций, куча всего происходит. У людей взгляд направлен вдаль — они хотят чего-то нового, они готовы пробовать. Местные ребята, которые делают наши азиатские концерты (а у нас будет 12 концертов в Юго-Восточной Азии), легко пошли на контакт — нам не пришлось их ни в чём убеждать, мы просто скинули им нашу музыку, они послушали и предложили свою помощь.

«Восход» — это шесть парней, среди которых кто-то играет музыку, кто-то рисует, а кто-то снимает кино. При этом помимо творческих функций каждый участник должен делать что-то и для самой экспедиции. Я, например, не только играю на басу и пою, но и отвечаю за идейное содержание поездки. Гитарист занимается документооборотом и общается с комьюнити путешественников. Ведь чтобы организовать такую большую экспедицию, нужно как минимум поговорить с большим количеством людей и как максимум с ними взаимодействовать. С нами также едет художник Максим Техник, создатель марки одежды «Юность», едет Коля Беликов, очень талантливый режиссёр, который до этого в основном специализировался на музыкальных клипах. Я, между прочим, очень долго искал режиссёра, близкого нам по духу. А Коля как раз такой человек. К тому же он действительно очень круто снимает. Здорово, что мы друг друга рассмотрели. Ну а на случай непредвиденных обстоятельств на дороге с нами едет «человек-пассатижи» — его зовут Саша, и если где-нибудь в Тибете что-то развалится, он будет это чинить.

 

Машины — это отдельная история. Мы готовили их полгода. В этом нам помогала спортивная команда из Нижнего Новгорода — ребята строят из 24 кузовов (мы едем на «Волгах» 24-02, универсал) спортивные тачки и гоняют на них по нижегородскому кольцу. Специально для нас они собрали две машины для высокогорья. «Волги» практически полностью оригинальные, из неоригинальных частей там только мосты и пятиступенчатая коробка передач (от 31-й «Волги»). То есть там даже 402-е двигатели оригинальные — на них ещё в те далёкие времена ездили. Плюс — у нас есть отдельные карбюраторы для высокогорья.

 

Почему именно «Волга»? Потому что «Волга» — это символ. «Волга» — это мы, наши корни. Мы были рождены в то время, когда эти машины блистали. У моего отца была «Волга», и я очень хорошо помню её запах. Я не могу сказать, что «Волга» была признаком успеха, нет, она скорее была символом движения вперёд — к чему-то большому и светлому. Это символ советского общества и советской культуры. Так что «Волга» — это то, что мы хотим рассказать там о себе. Это не политический лозунг, скорее социокультурное и духовное послание.

Сделать конечным пунктом нашей поездки Бали было моей идеей. Мне там очень нравится — многое в жизни связано с этим местом. А вообще, Бали — это единственная часть исламской Индонезии, где сохранился особый религиозный и культурный климат. Такая законсервированная форма индуизма. Для нас это важно. Я в принципе считаю, что базис нашего общества, его духовные и культурные составляющие очень тесно связаны с Востоком. Мы в большей степени восточная цивилизация, и отрицать это, на мой взгляд, неправильно (вспомните те же строки Блока: «Да, скифы — мы! Да, азиаты — мы, с раскосыми и жадными очами!»). Так что Бали в нашем путешествии — это край восточной культуры и философии, и до этого края через всю Юго-Восточную Азию мы хотим провезти символы нашей самости — то, с чем мы пришли в этот мир.

 

Два года назад, когда задумывался проект, идея бегства от цивилизации ещё не была так популярна. Тогда все ещё занимались гедонизмом, путешествовали по разным классным местам и ни о чём не думали. Но сейчас всё меняется, и мы как художники предчувствовали эти перемены. Почему человек бежит? Потому что общество не может ответить на его вопросы. Всему виной глобальный кризис — кризис экономический, социальный и, как следствие, духовный. У человека возникают вопросы, и он старается пойти туда, где нет информационного шума и лицемерия. Старые схемы продолжают существовать (хотя существовать уже не могут) — в потоке обмана они пытаются сохранить старые модели социального взаимодействия, сохранить старые управленческие структуры. И человек это чувствует. Человека вообще очень сложно обмануть. Рано или поздно он видит ложь.

 

Именно поэтому люди и бегут — они выходят на улицы и понимают: то, что происходит, происходит не по-настоящему. Старые механизмы уже не соответствуют их запросу. И человек бежит. Обратно. На природу.

Когда каждый километр на счету

В проекте, естественно, есть коммуникационная составляющая — за нами можно будет следить и с нами можно будет общаться. Также у нас есть свой сайт, который уже работает как краудфандинговая платформа. По сути, мы придумали бизнес-модель, которая и поможет нам осуществить всё путешествие. Например, мы создали свою марку одежды, продажи от которой будут двигать экспедицию вперёд. То есть добираясь до каждой точки маршрута, мы будем рисовать новые принты, выпускать новые вещи и выкладывать их на наш сайт — любой человек сможет купить их и прибавить тем самым километры в нашу копилку (все цены выражены не в рублях, а в километрах). Но это ещё не всё. К нам на борт можно попасть — одно такое «попадание» мы разыграем среди участников наших групп в соцсетях, а второе место можно будет купить, проинвестировав около 250 километров.
Наверное, моё главное желание сейчас — это доехать. Это было бы здорово. Потому что, откровенно говоря, наша поездка — это большая авантюра. Как эти машины преодолеют перевалы в 5 500 метров в Тибете, я не знаю. Да, мы обкатывали их в России, но всё это, конечно, ничто по сравнению с условиями в горах. И от этого немного страшно. Экспедиция всегда была далеко, а тут вдруг стала близко. Ещё чуть-чуть — и всё произойдёт. Но по нашим расчётам, «Волги» должны справиться. Да, у нас будет куча проблем с ними, куча трудностей, но они должны доехать.

 

Возвращаться домой мы будем из Джакарты — машины поедут в контейнере, а мы на самолёте. Хотя есть вероятность, что вернёмся мы уже не в полном составе. Дело в том, что на нас вышли ребята из балийского комьюнити — они хотят купить у нас одну машину. И сейчас мы как раз решаем все бумажные вопросы. Так что, возможно, оставим одну «Волгу» на острове как связующее звено двух цивилизаций. Как вечную память. Как знак того, что мы там были.

Следить за приключениями ребят вы сможете на сайте экспедиции (это ЗДЕСЬ) и во всех социальных сетях — VK, FBYouTube и Instagram. А ещё вы можете прийти на официальный старт экспедиции  — он состоится 2-го октября в 20.00 на дизайн-заводе FLACON (пространство ЦЕХ). Вход свободный. Будет большой концерт и классное шоу, так что приходите!