Laboratory ABC совместно с режиссёром Ильёй Бочарниковсом и драматургом Игорем Гатиным запускает театральную лабораторию «Откровение». В течение 10 дней десять актёров будут готовить спектакль методом полного погружения. Мы поговорили с участниками эксперимента и выяснили, почему лес — это лучшее место для репетиций.
Миссия лаборатории «Откровение» заключается в исследовании переломных событий в жизни общества — событий, в результате которых происходят глубинные перемены в сознании и нравственности людей. В этом году актёрам лаборатории предстоит проанализировать эпоху застоя в СССР по материалам книги Игоря Гатина «Женская общага» — разбившись на две команды, участники эксперимента представят своё сценическое воплощение истории о столкновении юношеских грёз с реалиями взрослой жизни (именно поэтому первый спектакль получил название «Мечта и реальность»).

 

На протяжении десяти дней актёров ждут непрерывные репетиции, обсуждения и постоянный контакт с режиссёрами и драматургом, задача которых — полностью погрузить участников в материал. Фактически они «проживут» жизнь своих героев. Погружению в творческий процесс будут способствовать отдалённость от цивилизации, уникальная латгальская природа и лимитированное использование гаджетов. Итогом первого эксперимента театральной лаборатории станет спектакль, который будет представлен московской публике в конце года.

Мы поговорили с участниками лаборатории и попросили их рассказать, что такое метод полного погружения и чего они ждут от этих десяти дней.  

Игорь Гатин, драматург

— Театральная лаборатория «Откровение» — это сплав опыта, профессионализма и дерзости. Это совместная работа актёров, режиссёра и сценографа над текстом автора. Круглосуточное погружение в материал и, конечно, оторванность от цивилизации. Пьеса буквально дописывается в процессе постановки. Мы планируем и дальше работать с современными произведениями. У нас нет цели дать новое прочтение классике — нет, мы хотим сформировать новую классику. Как говорится, плох тот солдат, который не мечтает стать генералом.

 

Наша главная мечта — это создание гностического театра «Откровение». Театра, призванного в каждом произведении (будь то комедия или драма) задавать вечный вопрос о том, зачем мы здесь, и искать на него ответ вместе со зрителем. Пока же локация будет меняться — в планах сотрудничество с различными площадками, причём как всемирно известными, так и незнакомыми широкой аудитории.

— Наш зритель — это человек, который всё ещё способен вырваться из рутины, чтобы взглянуть на звёзды.
В актёре для меня важны искренность, идеалистическое отношение как к миру, так и к профессии, «незащищённость бронёй» (качество, которое, увы, часто пропадает с возрастом). Профессионалы, способные сохранить в себе юношеское восприятие действительности, — штучные экземпляры.

Илья Бочарниковс, куратор

— Выбор загородной резиденции в заповедном латвийском лесу в качестве основной локации легко объяснить — в Москве у нас бы просто не получилось отдалиться от цивилизации и заставить актёров 24 часа думать только о спектакле. А здесь даже заставлять не пришлось — всё происходит само собой. Даже когда ребята играют в волейбол, они периодически цитируют какие-то реплики из спектакля.

 

Первым материалом была выбрана повесть Игоря Гатина «Женская общага» — повесть об эпохе, которую молодые ребята знают только по фильмам и учебникам истории. Однако они совсем не знакомы с жизнью простых людей тех лет. Не всё было чёрно-белым и не всё было радужным. Не всё было плохо и не всё было хорошо. Кроме того, всегда интересно посмотреть, в какое время и как жили твои родители (сами актёры — ровесники героев произведения).

 

Наш проект — это прежде всего эксперимент. Мы ставим перед собой очень много задач. С одной стороны, у нас есть две команды с двумя режиссёрами, которые работают совершенно в разных театральных направлениях. С другой — мы берём не пьесу, а повесть. Мы исследуем эпоху, время. И безусловно, экспериментируем с театральным повествованием. Кроме того, у нас всего десять дней на то, чтобы решить все эти задачи и к концу года выпустить спектакль в Москве.

Антон Киселюс, режиссёр

— Погружение в процесс и возможность с утра до вечера репетировать — это уникальный, ни на что не похожий опыт. Кроме того, мне в принципе интересно поработать с молодым автором. Игорь Гатин ещё учится, ещё в поиске. Его повесть не что-то застывшее и академическое. Нет, это живое, современное и подвижное произведение.

 

Самое сложное в работе — распределить силы на все десять дней. Нужно, чтобы хватило запала — нам и самому произведению. Чего я жду? От себя я жду совершенно неожиданных предложений. Жду неожиданных вызовов для меня и моей фантазии. Ну и, конечно, хочу посмотреть, что сделает другая команда.

Грета Сабурова, актриса

— В театре, когда я стала, так сказать, дипломированной актрисой, опыта полного погружения у меня не было. Мне в принципе кажется, что любой новый материал — это вызов для актёра. Приходится существовать в разных работах, в разных пьесах, экспериментировать. Хочется надеяться, что и результат мы сможем показать.

 

Я легко согласилась на участие. Авантюризм — характерная для меня черта. Я сначала скажу да, а потом задумываюсь, нужно ли мне это. Впрочем, когда позвонил Антон и предложил присоединиться к лаборатории, я сразу же согласилась и ничуть не пожалела о содеянном. Я считаю, что очень важно доверять режиссёру. И если он говорит: «Грета, надо», я ему верю — надо, значит, надо.

 

Незнание материала — всегда плюс, потому что ты можешь крутить его, как тебе угодно. Однако нужно не забывать, что и он имеет свои рамки, поэтому важно не переборщить, остаться в материале. Тем более что мы работаем напрямую с драматургом Игорем Гатиным. У него своё видение, которое тоже нужно учитывать. Хочется, чтобы путём проб и ошибок мы всё-таки нашли эти важные точки соприкосновения.

Александр Дмитриев, актёр

— Во время обучения в школе-студии МХАТ у меня была возможность вместе с однокурсниками репетировать пьесу на даче любимого педагога. Это как раз и был метод полного погружения. Уникальный опыт, который мы до сих пор вспоминаем с большим трепетом. Так что «Откровение» — мой второй «выезд в леса» (мы так это называем).

 

Погружение изолирует тебя от внешнего мира, придаёт какую-то собранность и концентрацию. Здесь всё новое, всё открытое. Интересные мне люди, интересный материал. Обмен опытом. И если бы была возможность, я бы все спектакли так репетировал.

 

Мне кажется, главным итогом нашего эксперимента станет тот факт, что мы сплотимся. Подружимся. И это всё отразится на нашей работе. Потому что театр — это прежде всего люди.