Ощущения, которые мы испытываем при прослушивании музыки, отличаются. Если бы нам нужно было ответить на вопрос, чем отличается звук тубы от звука флейты, то мы могли бы сказать что-нибудь в этом роде: звук флейты — высокий и нежный, а звук тубы — низкий и грубый. С точки зрения музыкальной теории мы определили бы эти звуки как разные по высоте, тембру и громкости.
Исследования, проводимые звукозаписывающими компаниями в 1960—1970 годах, доказали, что музыка одинаково влияет на слушателя с физической точки зрения: именно по этой причине толпы людей на фестивалях реагируют на одну и ту же песню одинаково. Но что насчёт эмоционального восприятия?
Римский-Корсаков воспринимал колорит различных тональностей в цветах, характерных для различных явлений природы. Про тональность ля мажор он говорил: «Это тональность молодости, весны — и весны не ранней, с ледком и лужицами, а весны, когда цветёт сирень, и все луга усыпаны цветами; это тональность утренней зари, когда не чуть брезжится свет, уже весь восток пурпуровый и золотой».
Колорит тональности ми-бемоль мажор — «тёмный, сумрачный, серо-синеватый; тон городов и крепостей». Фа мажор — «яснозелёный, пасторальный; цвет весенних берёзок». Ля минор — «бледно-розовый; это как бы отблеск вечерней зари на зимнем, белом, холодном, снежном пейзаже». Си мажор — «мрачный, тёмно-синий, со стальным, пожалуй, даже серовато-свинцовым отливом, цвет зловещих грозовых туч». Соль минор — «без определённой окраски, имеет характер элегико-идиллический». Ля-бемоль мажор — «серовато-фиолетовый, имеет характер нежный, мечтательный».
«Некоторым не нравятся песни группы Pink Floyd, а я даже не могу прочитать текст «Wish You Were Here» и не расплакаться», — делится Адам.
Так как же музыка влияет на нас? Музыкальный теоретик Бернд Уиллимэк считает, что ответить на этот вопрос довольно сложно. «Музыка не может передать какие-либо эмоции, — объясняет Уиллимэк, — она может их только вызвать, если у слушателя установятся с ней какие-либо ассоциации». Подобное происходит при просмотре фильма, когда зритель начинает переживать за главного героя.
Аннэли Хаке также отмечает, что важно понимать разницу между тем, какие чувства музыка вызывает, и тем, какие эмоции она выражает. Например, чтобы заставить человека грустить, одной только грустной мелодии недостаточно. Справедливо и обратное — человек не начнёт радоваться, едва прослушав весёлую мелодию, поскольку у него могут быть свои, даже негативные ассоциации с этой песней (например, разрыв отношений с любимым человеком).
Итан Хейн, профессор музыки в Государственном университете города Монтклер, говорит, что восприятие музыки целиком и полностью зависит от культурной принадлежности слушателя. Вряд ли найдётся такая мелодия, которая на всех произведёт одинаковое впечатление. В качестве примера Итан рассказывает свою историю: «Мне очень нравилась еврейская мелодия «Der Gasn Nigun», которая, как я думал, является погребальной песнью. Позже я выяснил, что это свадебный гимн».
Также уровень «эмоциональности» зависит от музыкальных интервалов. «Счастливые» интервалы являются наиболее созвучными и основываются на простых пропорциях — это октавы (2:1), квинты (3:2), мажорные терции (5:4). Однако всё это опять же зависит от культурной принадлежности слушателя.
Это связано с тем, что в общем музыкальные вкусы разных народов мира формировались независимо друг от друга. «Для западного слушателя корейская музыка звучит грустно, хотя для самих корейцев она звучит празднично и красиво», — сказал композитор Майкл Сидни Тимпсон.
Клэр Элизабет Картер говорит, что для объяснения влияния западной музыки на человека хорошо подходит круговая модель Дж. Расселла — это так называемая модель эмоционального опыта, где эмоции располагаются в следующей последовательности: удовольствие (0°), возбуждение (45°), активация (90°), дистресс (135°), неудовольствие (180°), депрессия (225°), сонливость (270°), релаксация (315°).
«Получается, что быстрая музыка обладает высокой интенсивностью, а медленная — низкой. Что касается тональностей, то мажорная тональность — это положительная валентность, а минорная — отрицательная», — объясняет Клэр.
Музыка может отправить нас в захватывающее приключение и рассказать собственную историю. В ней могут переплетаться консонансы и ритмические синкопы, повествующие о мире и благополучии, которые сменят различные диссонансы, выражающие некий конфликт.
Музыка сопровождает нас всю жизнь — и в печали и в радости. Благодаря ей люди многие века радуются, грустят, отдыхают или концентрируют своё внимание на любимом деле.
Материал подготовил Дмитрий Кабанов, предприниматель в сфере контент-маркетинга и веб-радио.