Многие зарубежные предприятия приостанавливают свою деятельность на территории нашей страны, а российские — сокращают штат в ожидании кризиса. В 2022 году безработица в стране может вырасти до 10%. Терять любимую работу всегда тяжело. The Challenger подготовил план действий на этот случай — с его помощью пережить трудные времена будет немного проще.

Примите свои эмоции

Потеря работы — событие, которое круто меняет жизнь. При этом нормально проходить через все стадии принятия неизбежного: отрицание, гнев, торг, депрессию. Эти стадии не обязательно будут следовать одна за другой: в один из дней вы можете почувствовать подъём сил, а потом снова испытать подавленность и растерянность. Не торопитесь и дайте себе время пережить эти эмоции: горевать и печалиться — вполне естественно. 

Найдите время, чтобы записать то, чем вы гордитесь. Как вы поддерживали свою команду в трудные периоды? Какие проекты вам удалось сделать особенно хорошо? Вспомните всё, чего вы достигли. Это не только способ позаботиться о себе, но и хороший задел на будущее: о своих успехах вы сможете рассказать рекрутеру, когда будете проходить собеседование на новую позицию.

Придерживайтесь распорядка дня

Дайте себе возможность погрустить и принять происходящее, но всё же не задерживайтесь в этом состоянии надолго. Когда привычный распорядок дня будет разрушен, вам может показаться, что время остановилось. Создайте собственное расписание и стремитесь придерживаться его. Не нужно заполнять делами каждую минуту, но хотя бы вставайте и ложитесь спать в одно и то же время. По утрам делайте то, что заряжает вас энергией. Например, отправьтесь на быструю прогулку, попрактикуйте медитацию, почитайте, выполните физические упражнения. Планируйте приёмы пищи, время на разговоры с друзьями и семьёй. Каждый вечер делайте то, что помогает вам справляться с тревогой: пишите благодарности, читайте вслух, ведите дневник.

Возможно, вы обнаружите, что у вас больше энергии в определённые часы, а в другое время вам сложнее справляться с задачами. Используйте эти знания, когда будете готовы искать новую работу и выбирать расписание.

Позаботьтесь о документах

Как бы вам ни было трудно из-за потери работы, есть вопросы, которые нужно решать быстро, а именно:

  1. Договоритесь с начальством об условиях увольнения. Какая запись будет сделана в вашей трудовой книжке? Каким будет размер выходного пособия? Есть ли у вас варианты поиска работы в филиалах компании? Не поддавайтесь давлению со стороны работодателя и защищайте свои законные права.
  2. Обсудите условия медицинский страховки. Возможно, вам удастся на какое-то время сохранить свой план медицинского обслуживания.
  3. Приготовьтесь сдать рабочий компьютер. Если у вас есть рабочий ноутбук, вам, вероятно, придётся его вернуть. Конечно, необходимо соблюдать условия трудоустройства в отношении интеллектуальной собственности и данных, но как минимум вы можете сделать заметки о проделанной работе, с помощью которых позже обновите своё резюме.
  4. Подайте заявление на получение пособия по безработице. Чем быстрее вы оформите документы, тем быстрее средства начнут поступать на ваш счёт.

Общайтесь с друзьями и коллегами

Общение с людьми важно для поддержания эмоционального здоровья. Когда у вас появится свободное время, используйте его для нетворкинга. Общайтесь с коллегами, заводите новые знакомства, ходите на профильные конференции. Расскажите всем, что вы ищете возможность трудоустройства. Обратитесь за помощью к людям, которые работали с вами в прошлом, возможно, они смогут дать вам рекомендацию. Сложно предсказать, где появятся новые возможности для роста.

Продолжайте встречаться с друзьями и не стесняйтесь рассказывать им о происходящем в вашей жизни. «Сарафанное радио» как способ построения карьеры особенно хорошо работает среди женщин. Если вы расскажете подруге, что ищете работу, а она расскажет о вас другим своим знакомым, это может приблизить вас к работе мечты.

Разберитесь с финансами

Без лишних эмоций оцените своё финансовое положение. Надолго ли хватит ваших сбережений? Учитывайте рост цен и возможные непредвиденные расходы. Если денег в запасе не так много, следуйте этой инструкции:

  1. Оцените свои расходы. Изучите выписки из банковских счетов и разберитесь, на что вы тратили деньги в последнее время. Разделите все траты на две группы: важные — те, от которых вы не можете отказаться; неважные — те, которые вы можете при необходимости исключить. Подумайте, где вы могли бы покупать продукты и одежду по более приемлемым ценам.
  2. Решите, что делать с обязательными платежами. Изучите свой договор об ипотеке, возможно, в нём прописаны условия по отсрочке платежей. Попробуйте договориться об отсрочке оплаты аренды жилья, а также проверьте, не полагаются ли вам льготы по кредитам.
  3. Подумайте о возможных источниках дохода. Если у вас есть недвижимость, которую вы не используете, задумайтесь о том, чтобы начать сдавать её. Найдите временную подработку, например, удалённо консультируйте клиентов или проводите обучение для сотрудников.

Погрузитесь в поиск работы

Вы уже достаточно поразмышляли, пришло время провести инвентаризацию ваших навыков и талантов, а затем — обновить резюме. Создайте краткое описание того, кто вы, что вы делаете и почему, для кого вы это делаете, насколько хорошо, какую работу вы ищете. Так вы сможете лучше оценить собственные способности и поставить себе новые карьерные цели.

Даже в нестабильные времена многие предприятия не приостанавливают свою деятельность. Какие организации вас вдохновляют? Что они имеют общего? Как ваши знания, навыки и опыт могут применяться в отрасли? Почему вы хотели бы работать именно в этих компаниях? Откликнитесь на несколько вакансий, которые вам понравится. Ходите на собеседования и не стесняйтесь задавать рекрутерам вопросы, которые вас волнуют.