Что делать, если общение с коллегами в офисе превращается в настоящую пытку? Ответ на этот вопрос есть в книге Имоджен Далл «От выгорания к балансу. Как успокоить нервы, снять стресс и подзарядиться». С разрешения издательства «МИФ» The Challenger публикует отрывок из книги.

Я не могу с ними работать!

Сколько бы потеряли комедийные сериалы без тупиц, болванов и зануд, ошивающихся в офисе! Но если вы сталкиваетесь с таким сотрудником в реальной жизни — вам не до смеха, особенно если вы уже и так вымотаны. Начнём с главного: необязательно дружить со всеми. Человек может вам не нравиться, и всё-таки вы способны с ним работать.

Не принимайте близко к сердцу

Досаждающий вам сотрудник делает это вовсе не для того, чтобы вас позлить (исключение из ситуации — если вы стали объектом травли). Обычно подобное поведение — результат неразрешённых проблем, в числе которых гнев, неудовлетворённость, неуверенность и депрессия. Разумеется, такое поведение нельзя оправдывать, но полезно помнить о том, что оно не обусловлено личным отношением к вам.

Узнайте его поближе

Чем больше времени мы проводим с человеком, тем больше он нам нравится. Если сомневаетесь, что это возможно, — представьте, что вы шпион, охотящийся за секретными сведениями, которые прольют свет на поведение неприятного коллеги.

Отмечайте хорошее

Звучит как совет для родителей малыша, но это и правда помогает. Если вы будете отмечать положительные поступки и перемены и игнорировать отрицательные, сформируется позитивный цикл обратной связи, благотворно влияющий на отношения.

Может, дело не в нём, а в вас?

Когда вы испытываете сильный стресс, содрогаетесь от ужаса при мысли о работе или переживаете личную драму, даже самый милый человек может показаться монстром. Коллега приглашает всех на обед в кафе? Он просто подлизывается. Одна из сотрудниц принесла кексы? Конечно, она хочет, чтобы вы растолстели. А этот начальник с таким непроницаемым выражением лица? Да он наверняка точит на вас зуб! Если вам стало трудно общаться с людьми, стоит понаблюдать за собой. Если вы везде видите белые пятна — может, у вас бельмо на глазу?

Как с ними общаться

Контролёр

«Нужно все сделать правильно, и только я знаю как». Такие люди никогда не уверены в результате и постоянно беспокоятся. Нужно не отталкивать их, а снизить уровень тревоги. Если вы взбунтуетесь, Контролёр решит, что вам нельзя доверять, и ещё пристальнее будет следить за процессом. Помогите ему успокоиться, выясните, что его беспокоит, и займитесь этими вопросами вплотную. Немного лести не помешает: «Вижу, на вас сколько всего свалилось. Я могу чем-то помочь?» Также можно очень подробно докладывать о своих достижениях.

Ещё один приём: прежде чем приступить к работе, обсудите степень участия в ней Контролёра. Аккуратно скорректируйте его стремление быть в курсе всего: напомните, что его задача — осуществлять общее руководство, тогда как вы займётесь деталями.

Плут

Мастер повторять чужие слова и абсолютный чемпион по делегированию. Плут — прекрасный работник на словах, но не на деле. Проблема в том, что все считают его крепким профессионалом, в то время как вы вкалываете за него. Бороться с Плутом можно путём обратного делегирования. Скажите ему, что, поразмыслив хорошенько, вы пришли к выводу, что никто не сделает эту работу лучше него.

Мистер Нетерпение

Такой сотрудник ждёт, что вы мгновенно всё поймете, даже если вам ничего не объясняли или вы приступили к работе только вчера. Обычно такие люди неэффективно управляют собственным временем, поэтому тревожатся, что придётся тратить его ещё и на вас. Выразите им сочувствие по поводу столь напряжённого графика и объясните, что сможете выполнять всё, чего от вас ждут, если получите необходимую информацию и инструменты.

Балласт

Почему он до сих пор работает в компании? Этот вопрос стал вашей головной болью, поскольку вам сейчас нужно, чтобы Балласт всё-таки выполнил определённую работу. Лучше всего прямо сформулировать задачу или адресовать просьбу его начальнику. Если же Балласт — ваш подчинённый, сделайте так, чтобы он был заинтересован в результатах своей работы. Также позаботьтесь о прозрачности процесса, чтобы все видели, кто и чем занят.

Истерик

Беда этого сотрудника в том, что он тащит на работу все свои проблемы. Эмоциональным людям сложно сконцентрироваться, поэтому постарайтесь выяснить, по какому поводу человек расстроен. Используйте нейтральные фразы, например: «Погоди-ка, о чём это ты?» Если Истерик становится агрессивным, психиатр Марк Гоулстон советует: дайте ему выплеснуть эмоции. Потом выдержите паузу в две – четыре секунды и скажите: «Можете повторить это ещё раз? Так вы продемонстрируете свою способность сохранять спокойствие и заставите Истерика прислушаться к собственным словам.

Если вы стали объектом травли, сексуального домогательства или дискриминации

Если коллега не просто досаждает вам, а выходит за рамки и заставляет чувствовать себя дискомфортно либо несправедливо относится к вам, нужно принять более серьёзные меры.

Если вы стали жертвой травли, проверьте, что об этом говорит политика компании. Проконсультируйтесь в HR-отделе, как вести себя в таких случаях.