Анна Ковтун, хореограф, танцор команды Jack’s Garret, участница танцевального спектакля «Red Bull изнанка», называет себя «пухленькой» и говорит, что её фигура далека от стандартов танцевального мира. Мешает ли ей это быть востребованной и получать удовольствие от любимого дела? Нисколько.

Как решиться на перемены

— Вообще-то, мама хотела, чтобы я занималась фигурным катанием — однажды она даже привела меня к Тамаре Москвиной, которая, посмотрев на меня, сказала: «Для фигурного катания девочка будет крупной. Ей нужно танцевать». Мама прислушалась и отдала меня в кружок бальных танцев. Но так как там всегда беда с партнёрами, я переключилась на спортивный хип-хоп. И уже из хип-хопа попала в уличное течение. Попала — и всё изменилось.

 

Сейчас, анализируя свои вкусы, я понимаю: меня с детства тянуло к ямайской музыке. Точнее, так: я не знала, что Faithless имеют ямайские корни, не заморачивалась, откуда Боб Марли и Шэгги — я просто слушала их музыку и мне она очень нравилась. Дэнсхолл появился в моей жизни в 2002—2004 году благодаря клипу Baby boy Beyonce и Sean Paul. При этом я никогда не разучивала движения по видеоклипам (только вдохновлялась ими), так как понимала: копировать нельзя, нужно делать что-то своё. И каково же было моё удивление, когда, уже осознано занимаясь дэнсхоллом, я поняла, что многие движения, которые характерны для этого направления, я давным-давно «придумала» сама.

 

Для танцора это очевидно: музыка сама говорит, что делать, и, по сути, все движения уже в ней заложены. Тебе даже не нужно ничего придумывать — достаточно только услышать.

Ещё в детстве я решила, что у меня будет одна «нормальная» работа и будут танцы — открою школу, начну преподавать. Но в 11 классе, когда все вокруг решали, куда поступать, я тоже рассматривала разные варианты (даже хотела пойти в МЧС), но меня ничто не цепляло. И в какой-то момент я подумала — чего я парюсь! Если есть то, что мне нравится, и то, что у меня хорошо получается, зачем мучиться и искать что-то другое? К счастью, и мне и родителям хватило мозгов (и смелости, что тоже немаловажно) развить эту идею. В итоге я начала искать что-то подходящее именно для меня. И это что-то нашлось очень быстро — дорога вывела меня к университету культуры и искусств. Там как раз был открыт набор на новую специальность — продюсирование и постановка пластико-хореографических программ. По сути, нас учили всему, но по чуть-чуть: ты и продюсер, и режиссёр, и немного сценограф, и хореограф, и танцор. Но я рада, что всё сложилось именно так. В университете я познакомилась с Аней Дельцовой и Тоней — с ними мы и танцуем в команде Jack’s Garret.

 

Я знаю многих людей, которым в жизни приходилось делать такой судьбоносный переход — от того, что тебе не нравится (но ты делаешь это каждый день), к тому, что ты по-настоящему любишь. Такой переход в своё время сделал и мой папа. Несмотря на то что у него всегда была регбийная команда, в которой он был тренером, он всё равно параллельно работал то охранником, то личным водителем. И в какой-то момент папе это надоело — надоело, что он сам себе не принадлежит. Он хотел быть в гуще событий — со своей семьёй, со своей командой. Помню, мне было 13 лет, когда он сказал: «Аня, сейчас будет нелёгкое время. Я очень хочу заниматься только тем, что мне нравится, и только этим зарабатывать деньги». Папе тогда было 40 — довольно серьёзный возраст для таких кардинальных перемен. Но он решился, и всё получилось. Сейчас папа тренирует юношескую сборную России по регби и гоняет по всему миру со своей командой. И я им очень горжусь.

Что на самом деле главное — и в танцах, и в жизни

«Red Bull изнанка» — это без преувеличения лучшее, что было (и есть) в моей жизни. Мы с ребятами по команде давно мечтали сделать свой спектакль, но у нас, как это часто бывает, никак не доходили руки. И неизвестно, когда бы они дошли, если бы в один прекрасный день череда случайностей не привела к тому, что самолёт Ани Дельцовой задержали. И Аня, которая в составе жюри ездила по городам России и отбирала участников для следующего батла, разговорилась с одним из его организаторов — Олей Нелюбиной. Видимо, разговор зашёл о планах, и Аня рассказала о нашей задумке сделать спектакль. Оле эта идея понравилась, и впоследствии компания предложила нам сделать спектакль вместе (от чего мы, честно говоря, офигели и были на седьмом небе от счастья). Правда, эйфория быстро прошла и началась работа. Огромная работа. Огроменная.

 

Основная сложность заключалась в том, что ни у кого из нас не было театрального опыта, а тут мы выступали и режиссёрами, и хореографами, и танцорами. Но тем не менее наш первый спектакль, наш первый блин, получился не комом, а прогремел на всю страну — все билеты были раскуплены. Ровно год назад состоялся премьерный показ и большой тур по стране. И сейчас — спустя год — грядёт ещё один тур. Нам очень хочется, чтобы как можно больше зрителей увидели этот спектакль, ведь мы долго и так усердно над ним работали.

С точки зрения внешнего вида, я нетипичный танцор. Если актёрская профессия принимает разные типажи, то в танцах всё иначе — девушки должны быть высокими и очень стройными. А я совсем другая. И честно говоря, я только недавно начала об этом задумываться — размышлять, нужно ли что-то менять — мне ведь, как и всем девушкам, хочется быть лучше, хочется стремиться к совершенству. Тем не менее я никогда не сталкивалась с какой-либо дискриминацией, с ущемлением в плане позиции — я совершенно свободна и когда нужно встаю в первой линии. Плюс я преподаю. Но почему-то люди сами акцентируют внимание на моей фигуре. Они говорят: «Ой, как у тебя получается так круто танцевать? Ты же такая пухленькая». Но я с детства такая и ничего в себе не меняла.

 

Раньше мы считали: да, у танца нет цвета кожи, а вот у танцора есть. Но съездив на Ямайку, я убедилась: ни цвет кожи, ни фигура не имеют ровным счётом никакого значения. Главное, как ты себя несёшь. Гордость и чувство собственного достоинства — всё это я увидела в ямайцах. Да, кто-то бедный, кто-то худой, кто-то толстый, но люди уважают и ценят себя за то, какие они есть. В общем, та поездка научила меня очень многому.

И когда я недавно начала загоняться и переживать из-за своего тела, я сразу же сама себе ответила — в клипах снималась, от работы уже отказываюсь (времени нет). Так что всё-таки фигура тут ни при чём. В принципе все наши удачи и неудачи никак не связаны с нашей внешностью. И не нужно скидывать с себя ответственность и за какие-то промахи винить внешние данные. Ерунда. Всё зависит от твоего хочу, могу и делаю.

Как научиться танцевать: советы для новичков от Анны Ковтун

  1. Я думаю, научиться танцевать может каждый. Кто-то с нуля начинает, кто-то от природы с плюс одного, а кто-то с минус пяти. Но я знаю много примеров людей, которые вылезали из огромного «минуса» и становились профессиональными танцорами. Да, есть те, кто уже рождается с определёнными слуховыми или координационными данными, но всё остальное — вкус и техника — нарабатывается долгими часами тренировок.
  2. Сказать, сколько точно нужно времени для того, чтобы научиться танцевать, нельзя. Всё зависит от сложности выбранного направления. Например, научиться танцевать поппинг за год (с учётом трёх тренировок в неделю) нельзя, брейкинг — тем более, а вот дэнсхолл чуть-чуть освоить можно.
  3. Хотите раскрепоститься? Тренируйтесь. Когда мы делаем новое движение, которым не пользуемся каждый день, наше тело испытывает неудобство, и мы это неудобство путаем с «не получается». Большинство людей, которые начинают танцевать, останавливаются именно на этом моменте: они испытывают дискомфорт в мышцах и думают — всё, у меня ничего не выходит. А нужно всего лишь подождать. Подождать и потренироваться.
  4. Чтобы движения стали танцем, недостаточно просто попадать в ритм, нужно чувствовать музыку — научиться её слушать и слышать. Музыка сама по себе незрима, но когда ты начинаешь двигаться, она благодаря твоему телу становится видимой. Все технические элементы зависят от музыки, и как я уже говорила выше, они в ней заложены — их нужно уметь распознавать.
  5. Когда вы только начинаете танцевать, не так важно, какое направление вы выберете — выберите хотя бы что-нибудь. В идеале нужно пройтись по разным стилям и разным педагогам — чтобы у вас в голове сформировалась реальная картина, что из себя представляет то или иное направление, выбрать то, что понравилось больше всего, и начать заниматься. На каком бы стиле вы ни остановились, первое, чем вы будете заниматься (если вы новичок, конечно) — это развитие координации, чувства ритма и освоение основных алгоритмов движения стоп, рук и корпуса, они во всех танцах практически одинаковые.