Специально для читателей The Challenger архитектор Никита Шилов составил маршрут (его можно пройти пешком, а можно и пробежать), который проходит через через одни из главных объектов современной архитектуры Москвы и особенно понравится тем кто, живёт в Хамовниках или давно хочет изучить этот район.
Стартуйте от метро «Парк Культуры». Финиш — метро «Кропоткинская».

Бизнес-центр «Мамонтов»

Здание построили в 1897-м. Как бизнес-центр его запустили в эксплуатацию в ноябре 2004 года, а в 2005-м он получил звание «лучший бизнес-центр класса «В»» по версии издания Commercial Real Estate. БЦ «Мамонтов» — первое реконструированное здание на территории делового квартала «Красная Роза 1875». Архитектурная мастерская Сергея Киселёва разработала градостроительную концепцию всего квартала. Якорный арендатор — концерн «Калашников».

Бизнес-центр «Морозов»

В XVIII веке на том месте, где расположились корпуса «Красной Розы», стояла усадьба Всеволожских. После революции фабрику национализировали. К этому времени на территории бывшей усадьбы Всеволожских появилось уже около 60 фабричных строений. В 1924 году по просьбе коллектива фабрики её переименовали в «Красную Розу» — в честь Розы Люксембург. Сейчас это штаб-квартира Яндекса.

Бизнес-центр «Строганов»

Бизнес-центр класса В «Строганов» — третье реконструированное здание делового квартала «Красная Роза 1875». Интересный приём — не прятать коммуникации, а сделать их частью фасада. Поэтому фасад формируют вентиляционные короба и пожарные лестницы.

ЖК «Литератор»

Элитный жилой комплекс. Раньше здесь располагался Хамовнический пивоваренный завод — один из старейших в России. Авторство архитектурной мастерской «Сергей Киселёв и партнёры». Каждый объём авторы складывают из двух «половинок» — белой и красной, причём от дома к дому их порядок меняется, благодаря чему каждый двор приобретает индивидуальный облик.

ЖК Skuratov House

Дом на улице Бурденко — заметная постройка. Она продолжает и развивает любимые темы архитектора Сергея Скуратова: дом фактурно-скульптурный, с шершавым и разнотоновым кирпичным фасадом. В некоторых ракурсах дом похож на крепостную башню. Он состоит из трёх разных объёмов, каждый из которых обозначает или реагирует на один из типов окружающих зданий. Середина дома — пятиэтажная, она «ловит» масштаб доходных домов и стоящего рядом дома 1959 года постройки. И наконец, на границе со Счётной палатой, где невозможно было построить ничего высокого из-за инсоляции, появилась встроенная в дом городская вилла — роскошь нашего времени.

ЖК «Белгравия»

Ощущение того, что это здание «оттуда» — из жутковатых, но стильных тридцатых, — не выветривается. Забавно, что изначально дому дали название «Кандинский». В соседнем доме в 22-й квартире с 1914 по 1916 год действительно жил великий русский художник. Он знаменит не только тем, что стал первопроходцем нелинейного абстракционизма, свёл воедино поиски немецкого «Синего всадника» и русского «Бубнового валета», соединил в своём творчестве живопись и музыку. Но и тем, что его авангардные произведения очень красивы, всем нравятся и прекрасно продаются.

ЖК «Кленовый дом»

Автор проекта — архитектурное бюро «Остоженка». В отделке фасадов используется объёмная керамика германского производства и титан-цинк. Фасад корпуса с квартирами имеет интересную волнообразную форму, изюминку внешнему облику придаёт рисунок кленовых листьев на окнах, выполненный методом шелкографии. Такой вариант окон имеет не только эстетическую функцию: со стороны улицы источники света выглядят как непроницаемое зеркало. Изначально на первой линии улицы находился ЖК «Остоженка Парк Палас», но после строительства клинового дома видовые квартиры элитного комплекса стали смотреть в окна нового здания.

ЖК «Кристал Хаус»

Вся эта красота возникла, как принято в Москве, исключительно ради инсоляции — чтобы дать больше света на вторую линию. О том, делать ли здесь единый длинный дом или разбить его на несколько объёмов, спорили долго, но архитекторы смогли уйти от монотонности даже при 150 метрах. Причём не модным приёмом сбитого ритма оконных проёмов, а парой весьма оригинальных стеклянных «опухолей». За одной из которых — автономный «дом в доме» с персональным бассейном наверху, что одновременно и типологическое новшество, и, наоборот, отсылка к традиции частного дома. Ведь ими ещё недавно был застроен весь этот квартал между Остоженкой и Москвой-рекой.

Здание UniCredit Bank

История создания проекта от Александра Скокана: «Однажды в наш офис пришли три человека, которые представились банкирами и спросили, нет ли поблизости подходящего места для строительства банка. Времена были другие, всё решалось как-то неформально и запросто, сейчас такого уже нет. Мы быстро нашли это прекрасное место на Пречистенской набережной, и всё завертелось. Я даже помню, как мы встречались с представителями банка рядом с метро «Динамо», я передавал им какие-то первые эскизы. Идей было много. Здание стоит на берегу Москвы-реки, и одно время мы хотели сделать на нём корабельный штурвал, но в итоге выбрали другой проект. Это было первым строительством коммерческого банка в стране со времён Октябрьской революции, и мы хотели отдать дань памяти той эпохе, началу XX века».

Бизнес-центр «Эфир»

Так уж исторически сложилось, что все дома в Бутиковском переулке наполнены архитектурным содержанием. Может быть, даже чересчур. Крыша дома сзади скошена — чтобы с той стороны набережной было видно восстанавливаемую колокольню Зачатьевского монастыря. У каждой ламели собственный угол поворота — чтобы создать ощущение движения, чтобы фасад выглядел не механическим, а словно живым. Смотришь с угла — вроде бы и не видно ничего, что внутри происходит — непонятно, но свет везде проникает и создаёт такой мягкий объём. А ночью дом светится изнутри.

ЖК Grand Prix

Один из ранних проектов Скуратова. Лауреат смотра московской архитектуры — 2002 за лучший проект здания, лауреат конкурса на лучшее здание на фестивале «АрхМосква-2003», а также «Золотой диплом», диплом и приз прессы «Икар» на Международном фестивале «Зодчество-2003».

ЖК «Молочный дом»

Этот дом довольно долго — года два! — удерживал славу лучшего дома Москвы. Он собрал все возможные премии, его опубликовали во всех журналах и хорошо приняло архитектурное сообщество — а это в Москве большая редкость. При этом он считался и самым дорогим домом. Квадратный метр продавали за 10 000 долларов, что на то время было рекордом. До этого «элитные» дома практически лишали архитектуры, а интересные проекты чахли в руках нерадивых строителей. Причины парадокса понятны: «непродвинутые» девелоперы не видели в архитектуре фактора, создающего дому добавочную стоимость. Заказав же нестандартный проект, заказчик быстро приходил в ужас от того, сколько же всё это будет стоить, и начинал судорожно экономить.

ЖК Copper House

Комплекс состоит из трёх шестиэтажных корпусов. На уровне земли они объединены галереей-рекреацией. Со стороны главного фасада все три объёма консольно выступают над галереей почти на восемь метров. Для отделки комплекса использовалась патинированная медь. Только северная стена облицована юрским мрамором светло-бежевого оттенка — в рифму к расположенным в переулке постройкам, где натуральный камень — доминирующий материал. При этом стена лишена окон, что объясняется желанием устранить визуальный контакт с соседним зданием, расположенным всего в 12 метрах от «Коппер-хауза». На зелёном фасаде, выходящем в переулок, под разными углами закреплены стеклянные пластины, в которых отражается небо, город, зелень.

ЖК «Новая Остоженка»

Фасады отделаны травертином в оформлении известного художника, скульптора и живописца Юрия Вайса. Травертин для резки специально доставили из Ирана. Там месторождения дают самый интересный по цветовой гамме камень: нежный, медово-бежевый, с неяркими прожилками.

ЖК «Баркли Плаза»

Все пять корпусов «Баркли-плазы» ориентированы каменными плоскостями к Остоженке, стеклянными — к реке. Поэтому, если смотреть с противоположной набережной, все пять фасадов (три по красной линии и два в глубине) сливаются в один стеклянный ряд, тёмный, в цвет речной воды. Получается два типа окружения и два типа фасадов, отвечающих каждый своему контексту: городской «остоженский» белый камень, «речное» стекло. Тем более что за стеклом — интригующее пространство, а стеклянная плоскость неоднородна, тёмные и светлые пластины разной степени матовости чередуются, образуя укрупнённое подобие водной ряби. Интересный факт: из-за ошибки в проекте здание сдвигали на пять метров от набережной.

Клубный дом Nabokov

Фасад монолитного сооружения в шесть этажей по всему периметру облицован светлым мрамором редкого тёплого оттенка, который добывается на западе Португалии. В шахматном порядке чередуются широкие панорамные и узкие окна с французскими балконами. Форма — прямоугольная трапеция в сечении (на каждом этаже есть по одному апартаменту с острым углом).
Материал подготовлен при помощи создателей проекта Архитекторы.рф. Это бесплатная программа профессионального развития архитекторов, проектировщиков, градостроителей и госслужащих, которую реализуют Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» и ДОМ.РФ при поддержке Минстроя России.