Джеймс Бенке (James Behnke), 55-летний руководитель Pillsbury, вышел поприветствовать гостей. Было видно, что Джеймс волновался, но он также надеялся на успех сегодняшней встречи, которую организовал он и ещё несколько руководителей пищевых компаний с целью решить проблему лишнего веса в Америке. «Мы были очень обеспокоены тем, что ожирение становится серьёзной проблемой, — вспоминает Бенке. — Появились слухи о налогах на сахар, что давило на продовольственные компании». Чтобы главы компаний не перешли на разговоры «ни о чём», Бенке и его соратники распланировали встречу, тщательно прописав темы разговоров. «Руководители компаний пищевой промышленности обычно не инженеры, и они некомфортно себя чувствуют на собраниях, где люди из сферы технологий сыплют техническими терминами на технические темы, — говорит Бенке. — Они не хотят чувствовать себя не в своей тарелке и брать на себя обязательства. Они хотят сохранить свою индифферентность и автономию».
Обсуждение этой проблемы началось в аудитории Pillsbury. Первым выступил вице-президент Kraft Майкл Мадд (Michael Mudd). «Я рад, что получил возможность поговорить с вами об ожирении детей и других испытаниях, ожидающих нас, — начал Мадд. — Позвольте мне сразу сказать, что это совсем не простой вопрос. Не существует лёгких путей решения поставленной проблемы, то есть нельзя однозначно сказать, что должно делать здравоохранение, и что должна делать индустрия, как и непонятно, кто несёт ответственность за происходящее. Для тех из нас, кто пристально следит за здоровьем нации или здоровьем персонала компании, ясно одно: то, чего мы не должны делать — это бездействовать».
Затем Мадд сделал немыслимое. Он провёл аналогию с последней вещью в мире, с которой гендиректоры пищевых компаний хотели, чтобы их продукты сравнили — с сигаретами. Сначала он привёл цитату профессора психологии и общественного здоровья Келли Браунела (Kelly Brownell) из Йельского университета, который был ярым сторонником идеи, что индустрия, производящая модифицированную пищу, должна рассматриваться как угроза национальному здоровью:
Государственные и продовольственные компании за прошедшее десятилетие со времени той встречи поняли, что сладкая, солёная и жирная пища вредит нам в тех количествах, в которых мы её потребляем. Так почему же количество больных диабетом, ожирением и гипертонией выходит из-под контроля? Дело здесь не просто в недостатке силы воли у потребителей или желании производителей дать людям всё, что они только пожелают. За четыре года исследований в лабораториях, посещений курсов по маркетингу и продуктовых рядов, я обнаружил, что для того, чтобы «подсадить» людей на быструю и недорогую еду, ведутся специальные работы. Я поговорил более чем с тремя сотнями людей: с работниками (или бывшими работниками) компаний, производящих модифицированные продукты, с учёными, маркетологами и с гендиректорами. Некоторые охотно общались со мной, другие же отмалчивались, когда я показывал им несколько сотен страниц секретных записей, полученных от инсайдеров продовольственных компаний. Далее я приведу несколько результатов исследований, способных пролить свет на то, как создаётся еда и как она продаётся людям, которые пусть и не бесправны, но невероятно уязвимы и легко попадают в капкан продовольственных компаний и маркетинга.
Келли Браунел
профессор психологии и общественного здоровья Йельского университета