Определите свою целевую аудиторию, её отношение к продукту и проанализируйте конкурентов. Так вы поймёте, востребована ли продукция и будет ли она продаваться. Например, при запуске проекта FOODCODE проведённый анализ показал, что безглютеновые продукты актуальны не только для людей с непереносимостью растительного белка — их готовы покупать около 50% населения. Ищите информацию о ёмкости рынка и представленных на нём продуктах в Интернете — на сайтах пищевых ассоциаций, в открытых обзорах, рейтингах.
Адаптируйте прототип для производственных линий. Стартовый продукт обычно формируется чуть ли не вручную. Чтобы наладить его выпуск на промышленном оборудовании, нередко требуется изменение рецептуры и технологии. Ошибки на этом этапе могут привести к увеличению расходов на производство в 3–5 раз.
Заранее продумайте стратегию выхода на рынок. Большие бренды выпускают пробные партии для продажи. Стоимость одной составляет примерно 0,5–1 млн долларов. Далее — в зависимости от выбранной стратегии — или «заходят» постепенно, или выбирают вариант экспансии, как FOODCODE: хлеб, булочки и маффины этого бренда в мае 2020 года, в разгар локдауна из-за COVID-19, массово появились на ведущих маркетплейсах «Утконос», «Озон», «Азбука вкуса», «Перекрёсток», «Беру.ру». Как только в Москве ввели послабление карантинных мер, продукцию стали вводить на полки в офлайн-сетях.
Стартапу лучше начать с продаж через соцсети. Кормите друзей, знакомых, пробуйте «зайти» в точки формата «у дома», участвуйте в фуд-маркетах и городских мероприятиях.
Светлана Шмакова
соосновательница бренда FOODCODE