По данным ВЦИОМ, 60% россиян следят за своим питанием. Вместе с интересом к здоровой еде растёт и заинтересованность бизнесменов в фуд-проектах. Светлана Шмакова, соосновательница бренда FOODCODE, вложила вместе с супругом более 1 млрд рублей в производство безглютеновых продуктов.
Задумайтесь о подборе и развитии команды на старте проекта, а не в процессе реализации. Это нужно для того, чтобы при масштабировании бизнеса можно было создавать качественные рецептуры с нужными характеристиками и сроком хранения и проводить грамотную дистрибуцию.

Определите свою целевую аудиторию, её отношение к продукту и проанализируйте конкурентов. Так вы поймёте, востребована ли продукция и будет ли она продаваться. Например, при запуске проекта FOODCODE проведённый анализ показал, что безглютеновые продукты актуальны не только для людей с непереносимостью растительного белка — их готовы покупать около 50% населения. Ищите информацию о ёмкости рынка и представленных на нём продуктах в Интернете — на сайтах пищевых ассоциаций, в открытых обзорах, рейтингах.

Светлана Шмакова

соосновательница бренда FOODCODE
— Рынок продуктов здорового питания в России далёк от насыщения. Только в безглютеновом сегменте его ёмкость составляет более 200 млн евро в год. Спрос на продукты без глютена огромный, растёт на 20% ежегодно. Увеличивается он и на другую полезную еду. Например, сегмент мюсли в прошлом году вырос на 11%, натуральных каш — на 29%, соков — на 22%. Поэтому найти свою нишу могут все, кто этого захочет.
Создайте минимально жизнеспособный продукт (MVP, minimal viable product). Попробуйте собрать предзаказы, сделайте по ним небольшую партию и получить обратную связь. Ещё один вариант — создайте проект на краудфандинговой площадке.

Адаптируйте прототип для производственных линий. Стартовый продукт обычно формируется чуть ли не вручную. Чтобы наладить его выпуск на промышленном оборудовании, нередко требуется изменение рецептуры и технологии. Ошибки на этом этапе могут привести к увеличению расходов на производство в 3–5 раз.

Заранее продумайте стратегию выхода на рынок. Большие бренды выпускают пробные партии для продажи. Стоимость одной составляет примерно 0,5–1 млн долларов. Далее — в зависимости от выбранной стратегии — или «заходят» постепенно, или выбирают вариант экспансии, как FOODCODE: хлеб, булочки и маффины этого бренда в мае 2020 года, в разгар локдауна из-за COVID-19, массово появились на ведущих маркетплейсах «Утконос», «Озон», «Азбука вкуса», «Перекрёсток», «Беру.ру». Как только в Москве ввели послабление карантинных мер, продукцию стали вводить на полки в офлайн-сетях.

Стартапу лучше начать с продаж через соцсети. Кормите друзей, знакомых, пробуйте «зайти» в точки формата «у дома», участвуйте в фуд-маркетах и городских мероприятиях.