Как правильно подобрать гидрокостюм, какой велосипед выбрать начинающему триатлету и зачем нужно покупать две пары одинаковых кроссовок — всё, что вам нужно знать об экипировке для триатлона, в этом материале.
Мы попросили самых крутых ребят, для которых триатлон — это образ жизни, раскрыть все подводные камни, которые ждут атлета на каждом из этапов гонки, и подробно рассказать, что из экипировки нужно взять с собой, чтобы как можно быстрее и комфортнее (да-да) преодолеть всю дистанцию. Читайте скорее! Ведь главные старты этого года уже совсем близко — подробный календарь соревнований ищите ЗДЕСЬ.

Плавательный этап

 

Кирилл Медведев

генеральный директор TYR RUSSIA
— Главная особенность плавательного этапа в триатлоне — это открытая вода и массовый старт. Одновременно стартуют сотни спортсменов, и здесь важно правильно рассчитать, в какой момент прыгнуть в воду. Начинающему триатлету не стоит лезть вперёд, так как в первой «волне» обычно стартуют быстрые ребята, которые его просто затолкают и затопчут. Лучше всего держаться подальше от толпы и прыгать во второй «волне». Второй важный момент — это ориентирование. В отличие от бассейна, где вы плывёте вдоль дорожек в прозрачной спокойной воде, в открытой воде встаёт вопрос об ориентации в пространстве. И здесь уже главную роль играет то, насколько хорошо вы научились ориентироваться по маркерным буям. Так что обязательно включите в свой тренировочный план проработку этих двух важнейших составляющих (массовый старт и ориентирование) — это поможет вам лучше подготовиться к старту и не испытывать дополнительный стресс во время гонки.

Гидрокостюм для холодной воды

Если температура воды в день старта ниже 24 градусов, то вам понадобится гидрокостюм. Во-первых, он спасёт вас от холода, во-вторых, повысит вашу плавучесть, а в-третьих, улучшит скольжение по воде, что существенно сократит время прохождения водного этапа и поможет сохранить силы для следующих дисциплин. Гидрокостюмы для открытой воды отличаются неопреном, из которого они сделаны, и чем эластичней неопрен, тем комфортнее вы будет ощущать себя во время плавания. Главное — не ошибиться с размером: гидрокостюм должен сидеть плотно, но при этом не сжимать грудную клетку. Я рекомендую TYR HURRICANE CAT 5, так как этот гидрокостюм сделан из высококачественного и суперэластичного неопрена Yamomoto, который создаёт ощущение «второй кожи», а технология R.O.M. (свобода движений) позволяет преодолевать большие дистанции без напряжения в области плеч. К тому же он полностью водонепроницаемый, а строение и крой в зоне лодыжки позволяют быстро его снять — в транзитке это очень приходится.

Гидрокостюм для тёплой воды

Если температура воды в день старта выше 24 градусов, то использование гидрокостюмов для холодной воды запрещено. В таких случаях можно плыть в стартовом костюме (костюм, в котором триатлет проходит все этапы) или использовать специальные гидрокостюмы для тёплой воды. Такие гидрокостюмы более тонкие — они созданы из гидрофобных тканей, основной задачей которых считается снижение сопротивления воды и увеличение скорости на плавательном этапе. Гидрокостюм для тёплой воды TYR Torque PRO является самой популярной моделью на Чемпионате мира по триатлону на длинной дистанцию в Коне (США). Он обладает превосходной эластичностью (никаких ограничений в движениях) и имеет гидрофобный внутренний слой, к тому же оснащён специальной молнией, которая сохранит вам секунды в транзитке.

Очки для открытой воды

Как уже было сказано раньше, ориентирование в открытой воде коренным образом отличается от ориентирования в бассейне, поэтому обычные очки для плавания вам не подойдут. Лучше всего обзавестись очками с поляризационными линзами, такими как TYR Special OPS 2.0. Они сделают ориентирование в воде максимально комфортным — уберут блики, смягчат солнечные лучи, а благодаря продуманному периферическому обзору позволят вам видеть всё, что происходит вокруг вас. Плюс эта модель уже обработана антифогом и не требует повторной обработки в течение первых 5—10 стартов.

Антифог

Антифог поможет сохранить линзы очков сухими и не даст им запотеть во время гонки. Лучше всего использовать антифог на спиртовой основе, так как он абсолютно безопасен и при попадании в глаза не вызывает раздражения. TYR Anti-fog — отличный вариант. Но помните: очки нужно обработать антифогом заранее — лучше всего накануне старта. Если они не новые, их необходимо предварительно сполоснуть прохладной водой и протереть мягкой тряпкой — ни в коем случае не трите линзы пальцами, иначе вы рискуете поцарапать защитное напыление. После чего обработайте внутреннюю поверхность линз антифогом. Когда линзы полностью высохнут, ещё раз протрите их мягкой тканью.

Велосипедный этап

 

Юрий Меркулов

триатлет, ультрамафонец, партнёр компании IMPulse Sports — эксклюзивного дистрибьютора Argon 18 в России
— Велосипедный этап — самый длинный в триатлоне. Он, с одной стороны, позволяет наверстать упущенное на плавание время и, если получится, отыграть преимущество для бегового этапа, но с другой — протяжённость дистанции привносит в гонку свои особенности, которые необходимо учитывать.

 

Тактика прохождения велоэтапа зависит от выбранной вами дистанции — спринт, олимпийка или IRONMAN. Универсального подхода не существует. На коротких дистанциях (спринт и «олимпийка»), как правило, разрешён драфтинг — движение в разреженном потоке воздуха за другим гонщиком или в группе велосипедистов. Отработанные на тренировках навыки езды и взаимодействия в группе позволят вам преодолеть этот этап максимально эффективно. Для справки: чтобы в одиночку поддерживать ту же скорость, что и в группе, вам придётся увеличить собственную мощность на 30%.

 

На длинных дистанциях драфтинг запрещён, и здесь на первый план выходит эффективность и удобство посадки гонщика. На «полужелезной» дистанции вам понадобится в среднем 2,5—3 часа на прохождение велоэтапа, на «железной» — больше пяти часов. Так что обязательно перед гонкой пройдите процедуру настройки посадки велосипеда (bike fit) под триатлон. Правильная посадка должна не только уменьшить лобовое аэродинамическое сопротивление воздуха и увеличить мощность педалирования, но и сделать долгую езду максимально комфортной. Не забывайте про лежаки — на длинных дистанциях они разрешены.

Велосипед

Для коротких дистанций подойдёт обычный шоссейный велосипед: выбирайте модели с аэродинамичной формой рамы — это позволит затрачивать меньше сил и не терять при этом в скорости. Велосипед должен быть довольно жёстким — это даст вам преимущество на ускорениях. Да, жёсткие велосипеды менее комфортны, но один час на «олимпийской» дистанции можно и потерпеть. Лежаки на коротких дистанциях чаще всего запрещены. К тому же, если вы уверенно едете в группе, они вам просто не понадобятся.

 

На длинной дистанции очень важны комфорт и аэродинамичность посадки. Здесь лучше подойдёт велосипед для гонок с раздельным стартом (Time Trial, ТТ) или специальные модели для триатлона, которые не только обеспечивают высокоаэродинамичную посадку, но и позволяют сохранить её в течение длительного времени (что существенно экономит силы для бегового этапа). Стоит обратить внимание на возможность регулировки и настройки велосипеда под особенности конкретного гонщика. Например, модели канадской марки Argon18 E-119 Tri и Tri+ не только обладают отличными аэродинамическими характеристиками, но и предлагают большой диапазон настроек посадки благодаря уникальному интегрированному кокпиту ONEness 3.0.

Начинающим триатлетам подойдут универсальные модели, которые могут быть настроены под разные условия гонок. Например, на рынке появились отличные аэрошоссейники, которые благодаря особой конструкции подседельного штыря позволяют выставить как шоссейную посадку в рамках требований UCI, так и триатлонную с сильно сдвинутым вперёд седлом. В линейке Argon18, например, это Nitrogen. Вы ставите седло в шоссейную позицию и получаете превосходный аэрошоссейник. Переставляете седло в триатлонную позицию, устанавливаете лежаки — и вуаля, у вас триатлонный болид. Похожие модели есть и у других производителей. Использование электронной системы Shimano Dura-Ace Di2 или Ultegra Di2 позволит установить дополнительные кнопки переключения передач и облегчит управление велосипедом.

Шлем

Большинство шлемов известных производителей одинаково хороши по степени защиты — они все проходят соответствующую сертификацию. Выбирая шлем, в первую очередь обращайте внимание на то, хорошо ли он сидит на голове — шлем не должен болтаться или сдавливать голову. Аэродинамический шлем-капля может быть полезен, если вы должны преодолеть длинную дистанцию на скорости выше 30 км/ч. Но такой шлем нужно подбирать под особенности вашей посадки. И даже идеально подобранный аэрошлем перестаёт «работать», если гонщик часто выпрямляется или крутит головой. Шлем-капля в большинстве случаев вентилируется хуже, чем традиционная «корзина». Кстати, некоторые современные модели дорожных шлемов практически не уступают «каплям» по аэродинамическим показателям.

Очки

Никому не хочется сойти с дистанции из-за мухи, которая на скорости 40 км/ч попала в глаз. Очки — обязательный элемент безопасности на велоэтапе. Выбирайте любую спортивную модель, которая вам понравится. Обратите внимание на следующие моменты: очки не должны искажать изображение и мешать обзору. Перед покупкой очков проверьте, не ограничивает ли оправа видимость в важных зонах, например, когда вы оборачиваетесь, чтобы посмотреть назад. Выбирайте модели с 100% защитой от ультрафиолета и с безопасными линзами. Фотохромные линзы очень удобны на трассах, где много тоннелей, например на стартах IRONSTAR в Сочи.

Велотуфли

Специальные велотуфли для триатлона имеют бесшовную подкладку, чтобы можно было использовать их без носков, и дренажное отверстие, благодаря которому мокрые после плавания ноги быстро высыхают. Петля на пятке позволяет закрепить туфли на велосипеде и облегчить переодевание.Некоторые модели туфель, например Specialized, имеют открывающуюся пятку, что позволяет просто вставить в них ноги как в домашние тапочки. Всё это может дать вам несколько сэкономленных секунд на короткой дистанции. Увы, во время длинной гонки эта экономия будет незначительной, поэтому если вам удобно в обычных велосипедных туфлях, то смело используйте их. Некоторые атлеты, например, заранее крепят обувь к раме велосипеда и, выбегая из транзитной зоны босиком, запрыгивают на велосипед и на ходу влезают в туфли. Но, конечно, такой способ требует определённой сноровки и предварительной практики.

Запаска, насос и инструменты

Да, наличие насоса, запаски и минимальных инструментов не поможет улучшить время, но позволит избежать обидных сходов с дистанции из-за элементарных проколов или поломок. Инфлятор с баллончиком позволит накачать колесо быстрее, чем обычный насос, но с ним могут возникнуть проблемы при прохождении досмотра в аэропорту. Так что необычный компактный насос никогда не помешает. Но его тоже нужно подобрать правильно: трубки, в отличие от камер, требуют более высокого давления, которое не каждый насос может дать. Могут пригодиться компактные монтажки — обычно их продают по три штуки, но двух более чем достаточно. Запасную камеру или трубку как следует заверните в плёнку или ткань, чтобы не повредить её инструментами. Изучите, какие ключи могут понадобиться для вашей модели велосипеда. Не гонитесь за их количеством — скорее всего, вы сможете обойтись инструментом с парой шестигранников и 1-2 отвёртками. Убрать всё это лучше в компактную сумку под седло или в старую бутылку для питья, закреплённую в стандартном держателе. Существуют даже специальные боксы для инструментов, выполненные в виде питьевой бутылки. Кстати, некоторые модели велосипедов, такие как Argon 18 E-119 Tri+ и E-117 Tri+, уже имеют встроенный бокс для инструментов.

Беговой этап

 

Виктория Шубина

тренер, руководитель направления «Триатлон» в World Class, триатлет, IRONMAN, участница чемпионата мира
— Как бы это странно ни звучало, но чаще всего ошибки бегового этапа начинаются на велоэтапе, а иногда уже и на плавании. Дело в том, что от прохождения каждого из этапов зависит ваше самочувствие и как следствие — результат на финише. Самая распространённая ошибка — это неправильное питание во время гонки. Часто спортсмен так увлекается процессом, что забывает в нужный момент съесть гели и выпить воду (или солевые таблетки, или изотоник). Такая забывчивость приводит к быстрому истощению организма, а в некоторых случаях — и к обезвоживанию. В результате спортсмен не может поддерживать заданную интенсивность движения и начинает терять время. В некоторых случаях атлет в принципе не может продолжать гонку и сходит с дистанции. Так что правило номер один: соблюдайте режим питания и гидратации во время гонки и грамотно распределяйте свои силы.

 

Вторая самая распространённая ошибка заключается в том, что некоторые атлеты надевают непроверенную или новую, только что купленную форму. Иногда, конечно, может и обойтись, но чаще всего не обходится. Как результат — стёртые до крови ноги и натёртые в самых разных местах части тела. Так что вот правило номер два: для гонки выбирайте только проверенную на тренировках экипировку. Кстати, то же самое касается еды: ешьте и пейте только проверенные на тренировках гели, батончики, изотоники и солевые таблетки. Иначе последствия могут быть непредсказуемыми.

 

И ещё один лайфхак: по возможности перед гонкой уже на месте проверьте рельеф трассы. Беговой этап может пройти совсем не так, как вы планировали, если вы окажетесь не готовы к рельефу местности и выберете неправильный темп. Лучше всего перед гонкой проехать весь этап на велосипеде и попробовать пробежать 2—3 километра по трассе. Если такой возможности нет, то хотя бы посмотрите рельеф трассы на сайте организатора.

Кроссовки

Невозможно рекомендовать одну марку или одну модель кроссовок-фаворитов, которые подойдут всем и каждому. Помните: кроссовки могут помочь бежать, могут просто не мешать, а могут усугубить уже существующую проблему и сделать невозможным прохождение дистанции. Так что перед тем как покупать беговую обувь, сделайте анализ техники бега и проконсультируйтесь со своим тренером.

 

Существуют несколько общих рекомендаций для выбора беговой обуви, которые всё-таки лучше знать и учитывать. Например, чем ниже уровень беговой тренированности и чем меньше вес спортсмена, тем больше он нуждается в амортизации и тем жёстче должна быть пятка для поддержания стопы. Этот же принцип действует и наоборот: чем сильнее стопы и мышцы ног, тем меньше они нуждаются в амортизации. «Марафонки» подходят только высококвалифицированным спортсменам, любители же просто «убивают» в них свои ноги и получают травмы, от которых потом очень долго восстанавливаются.

Если вы нашли «свои» кроссовки, то лучше купить сразу две пары: для тренировок и для соревнований. Через пару тысяч километров амортизационные свойства кроссовок ослабевают и нужно покупать новые, чтобы не получить травму. И не забывайте про носки: стёртые ноги не дадут вам качественно тренироваться и подготовиться к следующему старту. Плюс для самой гонки лучше всего приобрести специальные эластичные шнурки на карабинах, чтобы ускорить процесс прохождения транзитной зоны.

Стартовый костюм

При выборе стартового костюма учитывайте длину дистанции. На «железную» и «полужелезную» дистанцию есть смысл надевать раздельный стартовый костюм, так как вы можете захотеть в туалет. А если ваша кожа восприимчива к солнечным лучам, выбирайте модель с плечами или даже с длинными рукавами — это спасёт вас от ожогов.

Кепка

Кепка служит отличной защитой от солнца. Идеально подходят модели, у которых одна часть сделана полностью из сетки — это позволит легко полить голову водой при необходимости.

Часы

Спортивные часы — это важнейший элемент экипировки. Без них невозможно не только готовиться к гонке, но и в принципе выходить на старт. Используя часы таких брендов, как Garmin, Polar, Suunto, вы сможете найти правильный темп и грамотно распределить свои силы.