Второй маршрут для прогулок и пробежек по Москве (первый мы опубликовали пару дней назад) специально для «Челленджера» составила архитектор Ксения Деева. Даже если вы не любите бегать или живёте не в столице, советуем всё равно прочитать материал — узнаете кучу интересного об истории Москвы.

Цветной бульвар

Между Самотёчной и Трубной площадями однажды разбили бульвар и назвали его Трубный. В середине XIX века сюда перевели торговлю цветами. В начале бульвара установили два деревянных павильона для торговли саженцами и рассадой, на аллеях устроили цветочную торговлю. Вскоре бульвар сменил название и стал Цветным.

 

Во второй половине XIX века это было не лучшее место для вечерних семейных прогулок. Дневная торговля цветами с наступлением сумерек сменялась на иной промысел: в соседних переулках Сретенской горы располагался квартал «красных фонарей» с многочисленными домами терпимости.

 

В 1880-м на левой стороне Цветного бульвара по проекту архитектора Августа Егоровича Вебера возвели здание цирка Альберта Саламонского — до сих пор знаменитого цирка на Цветном бульваре. Правда, современное здание на месте прежнего, пришедшего в ветхое состояние, построили совсем недавно — во второй половине 1980-х годов.

Неглинная улица

По обеим сторонам Неглинной улицы во второй половине XIX — начале ХХ века построили целый ряд зданий с торговыми помещениями на первых этажах.

 

На улице сохранились памятники, которые государство взяло под охрану как объекты культурного наследия. К их числу относятся: доходный дом с магазинами Московского купеческого общества (ул. Неглинная, д. 8), комплекс доходных домов купцов Архангельских (ул. Неглинная, д. 18), ресторан «Эрмитаж» (ул. Неглинная, д. 29, стр. 1).

Площадь Бове

Новую площадь на пересечении Столешникова переулка и улицы Петровки привели в порядок и благоустроили по программе городского ремонта. До 1927 года на этом месте стояла церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Столешниках. В память о храме в 1997-м на участке возвели часовню, которая относится к Богородице-Рождественскому монастырю.

 

Площадь Архитектора Бове располагается недалеко от дома в Петровском переулке (дом 6, строение 1), где некоторое время жил знаменитый зодчий со своей супругой Авдотьей Трубецкой. Здание сохранилось до наших дней и считается памятником архитектуры.

Доходный дом Воронцовой — Евдокимова — Шориной

В доме работали дорогие часовые, ювелирные, парфюмерные магазины и магазины одежды, а ещё знаменитая на всю Москву парикмахерская «Теодор», одним из клиентов которой был Антон Чехов.

 

В годы нэпа в здании разместилось издательство «Московский рабочий», оно выпускало «Пионерскую правду», журналы «Барабан» и «Октябрь». В последнем печатались самые известные поэты и писатели СССР, включая Сергея Есенина и Владимира Маяковского. Осенью 1927-го именно в это здание Михаил Шолохов принёс рукопись «Тихого Дона».

Доходный дом Хомякова

Владельцами участка земли в этом районе были дворяне Хомяковы. На рубеже XIX—XX веков здесь построили доходные дома. Роскошный угловой дом отдали в аренду банку и мебельному отделу фирмы «Мюр и Мерилиз», жилые квартиры на верхнем этаже тоже сдавались.

 

Часть дома оставалась жилой и после революции. В 1931-м надстроили два этажа, и здание передали Министерству речного флота СССР. Сегодня его занимает Федеральное агентство морского и речного транспорта. Кстати, именно в этот дом приходят на работу сотрудники в фильме «Служебный роман».

«Мюр и Мерилиз» (ЦУМ)

Одним из главных магазинов Петровки второй половины XIX века был торговый дом, основанный шотландскими коммерсантами Эндрю Мюром и Арчибальдом Мерилизом. Когда магазин сгорел, его владельцы (не Мюр и Мерилиз, они к тому времени уже умерли) заказали новое здание архитектору Роману Клейну. Новый семиэтажный универмаг, в котором работали одни из первых лифтов в столице, открылся на Рождество 1908 года.

 

После революции универмаг закрыли, но в 1922-м вновь открыли под названием «Мосторг», хотя москвичи продолжали по старинке говорить «сходить к Мюру». Современное название — ЦУМ — универмаг получил в 1933-м.

МАрхИ

Во второй половине XVIII века сенатор Иван Воронцов начал реконструкцию старинной городской усадьбы, доставшейся ему по наследству. Предположительно её перестройкой занимался один из лучших архитекторов того времени Николай Львов, который возвёл трёхэтажный дом в стиле классицизма. Впоследствии дом выкупили для медико-хирургической академии, а ещё позже его передали Строгановскому художественно-промышленному училищу.

 

В 1890-м фасад здания обновил архитектор Сергей Соловьёв: он разобрал колонны и декорировал оголённую стену мозаичными панно работы мастеров училища.

 

В 1920-м на базе училища открыли Высшие художественно-технические мастерские. Здесь преподавали лучшие архитекторы, скульпторы и художники. В 1933-м училище стало Московским архитектурным институтом — МАрхИ.

Банк Лазаря Полякова

Во второй четверти XIX века владельцы участка земли в районе Кузнецкого моста и Рождественки купцы Фирсановы продали его Московскому международному торговому банку, основанному финансистом Лазарем Поляковым. В 1898-м по его заказу архитектор Семён Эйбушиц возвёл дом в стиле римского барокко, облицованный жёлтым песчаником и украшенный барельефами в виде обвитых драконами якорей. Стеклянные перекрытия для операционного зала банка спроектировал Владимир Шухов.

 

После революции здание сохранило свой «финансовый статус»: в разное время в нём располагались Центральный сельхозбанк, Центральная сберкасса, Международный банк экономического сотрудничества и Жилсоцбанк СССР. Сегодня здесь также находится центральное отделение одного из крупнейших российских банков.

Дом архитектора Чагина

В 1903-м архитектор-модернист Владимир Чагин получил в наследство двухэтажный дом на Большой Лубянке, построенный на основе сводчатых палат начала XVIII века. К 1907-м Чагин полностью переделал фасад здания в стиле эклектики: дом получил готические стрельчатые окна, дверные проёмы и изящные башенки на крыше. Однако мастер не изменил и любимому им модерну — использовал в декоре фасада характерные для этого стиля растительные орнаменты: обрамления окон украшены каштановыми листьями.

Доходный дом страхового общества «Россiя» (Сретенский бульвар, дом 6/1)

Общий стиль — эклектика с элементами неоренессанса и модерна. Даже французский архитектор Ле Корбюзье (апологет конструктивизма), предлагавший снести весь исторический центр и построить «новую Москву», считал его самым красивым зданием в городе начала XX века.

 

Во времена строительного бума в начале XX века страховое общество «Россiя» тоже возводило дома для сдачи внаём, так называемые доходные. Они появлялись в обеих столицах и провинции. Но это здание было особенным — самым технически совершенным жилым домом Москвы начала XX века.

 

В этом доме в литературном отделе (ЛитО) и редакции газеты «Гудок» в 1923 году работал М. А. Булгаков.

Меншикова башня

Это самое раннее из сохранившихся в Москве зданий в стиле петровского барокко. Летнюю церковь с башней возвели по заказу фаворита Петра I Александра Меншикова.

 

Во время отпевания священника 14 июня 1723 года в шпиль ударила молния и башня загорелась. Пожар уничтожил большую часть церкви, в том числе и уникальные английские куранты.

 

Башню восстановил масон Измайлов в 1770-м, после этого она использовалась для масонских собраний вплоть до 1863 года, когда по приказу митрополита Филарета со стен стёрли масонскую символику — и церковь вновь начала действовать.

 

В 1930 году башню закрыли. В 1945 году Патриарх Московский Алексий I передал башню Антиохийской православной церкви.

Чистые пруды

До XVIII века пруды назывались Погаными. Историки связывают это не с тем, что они были грязными (скорее всего, даже вовсе не были), а с тем, что поблизости находились молельные дома иноверцев, в основном немцев-лютеран. На латыни paganus означает «сельский, деревенский», а сельское население ещё со времён христианского Древнего Рима зачастую отождествляли со старыми языческими верованиями. Для москвичей же XVII века особой разницы между иноверцами — лютеранами, язычниками — не было. Так «поганым» стало сначала население в районе прудов, а затем и сами водоёмы.

 

В XVIII веке окрестные земли купил фаворит Петра I Александр Меншиков, он и повелел переименовать пруды в Чистые: жить рядом с Погаными светлейшему князю было не комильфо, потому что слово это к тому времени уже приобрело отрицательную окраску.

 

Несмотря на то что до наших дней сохранился лишь один пруд, называют место по традиции во множественном числе.

«Дом со зверями»

Заказчиками проекта стали прихожане храма Троицы в Грязех, расположенного неподалёку от Чистопрудного бульвара, семья богатых купцов Оловянишниковых — владельцев крупнейшего колокололитейного завода Российской империи. Дом строили для содержания церковно-приходской школы, её бедных учащихся и вдов прихожан.

 

Главная особенность дома — украшения второго и третьего этажа: терракотовые барельефы сказочных зверей, птиц и растений по эскизам художника Сергея Вашкова, ученика Виктора Васнецова. В Москве сохранилось очень мало зданий с подобным декором.

Фрагмент стены Белого города

В 2007-м во время рытья котлована под парковку рабочие обнаружили древнюю кладку — ею оказался фрагмент фундамента стены Белого города XVI века. Строительные работы приостановили, и в рамках проекта благоустройства «Моя улица» Хохловскую площадь превратили в археологический музей под открытым небом.

Дом-утюг на Хитровке

Владение между Петропавловским и Певческим переулками с конца XVIII века принадлежало старинному дворянскому роду Свиньиных. Владение имело треугольную форму и граничило с двором и кладбищем церкви Святых апостолов Петра и Павла за Яузскими воротами.

 

В 1869-м владение принадлежало уже инженер-капитану И. А. Ромейко. По границе владения вдоль Петропавловского и Свиньинского переулков он построил трёхэтажный доходный дом с тупым углом, выходящим на Хитровскую площадь, который местные жители прозвали «Утюгом».

Петропавловский собор

Высота собора со шпилем — 62 метра. Собор построен в эклектичном стиле, включает в себя элементы модерна, неоготики и романского стиля. Кафедральный собор святых Петра и Павла — один из самых старых лютеранских приходов в России, история его изобилует потрясениями и разрушениями.

 

На территории Лютеранского собора стоит ещё один памятник архитектуры — капелла, которую построил в 1892 году Фёдор Осипович Шехтель.

Дом Черткова

В 1831 году особняк на нынешней Мясницкой, 7 приобрёл предводитель Московского губернского дворянства Александр Чертков, полковник в отставке. Человек весьма прогрессивных взглядов, Чертков превращает свой особняк в столичный центр культуры и науки, предоставив для этого свою богатую коллекцию книг по истории России. Дом предводителя дворянства Черткова посещали такие известные люди, как Пушкин, Жуковский, Гоголь, Погодин.

Биржевая площадь

Своё название Биржевая площадь получила в конце XIX века благодаря Московской бирже, здание которой построили здесь в 1873—1875 годах.

 

Хотя эта площадь не самая известная в Москве, тем не менее она уникальна. Это единственная компактная городская площадь, даже площадка, она сохранилась в плотной исторической застройке и при этом не утратила своего архитектурного окружения, что делает её ценным объектом городской среды.

Материал подготовлен при помощи создателей проекта Архитекторы.рф. Это бесплатная программа профессионального развития архитекторов, проектировщиков, градостроителей и госслужащих, которую реализуют Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» и ДОМ.РФ при поддержке Минстроя России.