Боди-балет становится всё более популярным способом поддерживать себя в форме — а классическая балерина прямо сейчас превращается в одну из главных фитнес-героинь современности. Катя Кулиничева рассказывает историю Мисти Копленд, первой темнокожей примы в истории Американского театра балета.
Читая многие мемуары и интервью выдающихся танцовщиц, трудно отделаться от мысли, что они вряд ли оценили бы предложение стать лицом спортивного бренда. Ведь классический балет — не про «физику», а про душу и умение выразить её порывы одним движением прекрасной пластичной руки. А Мисти Копленд, первая темнокожая прима-балерина Американского театра балета (American Ballet Theatre, или АВТ), строит на этом свою карьеру поп-звезды и общественного деятеля, спокойно чувствует себя в компании баскетболиста Стефена Карри, футболиста Тома Брейди и американских сборных по гимнастике и вместе с классическими партиями готовит книгу советов о здоровье, тренировках и питании.

 

Вот как это получилось.

Биография Копленд на самом деле удивительно напоминает типичные истории спортивных знаменитостей. В ней можно легко заменить балет, например, на любой вид спорта — в основе всё равно будет история о том, как человек преодолел собственную природу, превратил свои слабости в достоинства и добился в жизни всего, чего хотел.

 

У Мисти было не слишком обеспеченное детство, с шестью братьями и сёстрами, жизнью в недорогих мотелях и бесконечно меняющимися отчимами. Её первой героиней в детстве после увиденного как-то телефильма стала спортсменка — выдающаяся гимнастка, пятикратная олимпийская чемпионка Надя Команечи. Мисти начала заниматься балетом случайно, в 13 лет — по общепринятым меркам слишком поздно для профессиональной карьеры. До этого вся её хореографическая подготовка ограничивалась повторением движений из клипов Мэрайи Кэри. Но однажды в группе черлидеров, где Копленд оказалась вслед за старшей сестрой, её приметил педагог с балетным прошлым и посоветовал начать брать уроки. Через несколько лет она победила на первом конкурсе, потом прошла отбор на летние стажировки в престижные школы — и закрутилось.

— Поздний старт карьеры имеет свои преимущества. Есть балетные танцоры, которые перегорают уже к подростковому возрасту. А я всё ещё была «голодна». Моё тело не было истерзано, а организм не изношен. И у меня не было зависимости от постоянного одобрения других — она возникает, когда ты начинаешь учиться балету в три или четыре года. Я танцевала просто ради танца, потому что любила это.


Мисти Копленд первая темнокожая прима в истории Американского театра балета

В 15 лет девушка пережила судебную битву между собственной матерью и педагогами, у которых жила долгое время. Но в итоге всё же не бросила танец и оказалась в молодёжной труппе Американского театра балета, одной из главных компаний США. Там и началась другая история, которая сделала Мисти ролевой моделью для многих женщин.

Тело Мисти сегодня называют атлетичным, скульптурным, способным составить конкуренцию спортсменам-олимпийцам. И всё это правда. Хотя на самом деле она не всегда была нетипичной балериной. Совсем наоборот, в 18 лет её взяли в АВТ как раз благодаря идеальным для балета классическим линиям, «скроенным» точно по рецепту Жоржа Баланчина.

 

Но вскоре у Мисти диагностировали серьёзную травму — компрессионный перелом поясничного отдела позвоночника, который на год оставил девушку без балета. К тому же врачи порекомендовали ей гормональную терапию. Тогда и появились те самые изгибы, округлости и мышцы, которыми сейчас знаменита Мисти. Ситуацию усугубило неправильное питание: балерина была слишком занята и в результате часто ужинала пончиками и фастфудом. Дело предсказуемо закончилось стрессом, требованиями похудеть, давлением на работе и расстройством пищевого поведения.

 

«Впервые в жизни я не могла танцевать как было нужно, потому что была слишком занята тем, чтобы скрыть собственную грудь. Через несколько месяцев меня вызвали на разговор. После той встречи я начала так стыдиться собственного тела, что стала на тренировках надевать футболку и шорты поверх купальника и лосин. Впервые в жизни я пошла в спортзал просто ради того, чтобы сжечь калории. Это было ужасно и не помогало», — признаётся Копленд в своей книге «Жизнь в движении. История нетипичной балерины».

— Будучи танцовщицей, ты всегда стоишь перед зеркалом в поисках изъянов. Ты привыкаешь к критике — от себя и от других, так что становится сложно вспомнить, что твоё тело — это нечто, чем следует наслаждаться, а не проект, требующий постоянного исправления и доработки.


Мисти Копленд первая темнокожая прима в истории Американского театра балета

По словам балерины, ей понадобилось около пяти лет, чтобы найти «общий язык» со своим телом, понять, как оно работает и как сделать свои мышцы более «сухими». Она разобралась с питанием, забыла телефон пончиковой, стала есть больше овощей и рыбы, почти отказалась от красного мяса и домашней птицы. Мисти признаётся, что по-прежнему любит сладкое и иногда ест капкейки и банановый пудинг. Но тщательно следит за размером порции и не использует десерты как средство заедать стресс.

— Мои формы — часть меня как танцовщицы балета, а не то, что я должна потерять, чтобы стать ею.


Мисти Копленд первая темнокожая прима в истории Американского театра балета

История Копленд — не про то, как убиваясь у станка стать берёзкой. А скорее, о том, как перестать ненавидеть собственное тело, научиться заботиться о нём и только тогда начинать думать о работе над формами. Для современного человека это, возможно, куда важнее, чем эффективные упражнения для кубиков на прессе. Тем более что без комплексного подхода последние, скорее всего, окажутся бесполезны.

 

Со временем наладилась и карьера. В 2007 году Копленд повысили до солистки. Но из времени, проведённом в кордебалете, она вынесла несколько важных жизненных уроков.

 

«Если ты смог пережить второй акт «Лебединого озера», то ты сможешь всё, — призналась Мисти в одном из интервью. «Это мука, это агония, так что тебе нужно мысленно где-то укрыться. Когда я была в кордебалете, я слушала музыку прямо перед выступлением, а на сцене тихонько напевала себе, пока танцевала. Время пролетало незаметно, потому что я пела Джастина Тимберлейка вместо того, чтобы фокусироваться на боли».

 

В 28 лет Мисти, наконец, получила шанс всей жизни — главную партию в «Жар-птице». Уже постфактум стало известно, что балерина танцевала премьеру с серьёзной травмой ноги — множественным стрессовым переломом берцовой кости. И никто в театре не знал об этом. «Мне было 28 лет. Второго такого шанса у меня бы не было. И это окупилось», — заметит Копленд несколько лет спустя.

 

Получив восторженные рецензии, Мисти, наконец, решилась на операцию. Частью её восстановления было плавание, пилатес и специальная программа тренировок, представляющая собой балетные движения, которые человек выполняет, лёжа на полу. Эту систему разработала бывшая танцовщица Марджори Либерт.

В 2013 году Мисти Копленд вернулась на сцену и, по отзывам многих, стала танцевать совсем на другом уровне. Именно в последние несколько лет она получила свои главные классические партии, о которых мечтала очень давно. «Мисти технически могла бы исполнить все те роли, которые у неё есть сейчас, ещё 10 лет назад, но тогда она была не готова», — говорит о ней художественный руководитель АВТ Кевин Маккензи.

 

В их числе была и главная роль Одетты/Одиллии в главном балетном спектакле мира — «Лебедином озере».

 

«Этот спектакль — это и есть балет», — поясняет Мисти. «Это как покорить вершину. Это самый большой вызов. Но получить эту роль, будучи темнокожей — это даже нечто большее».

 

«Вам кажется, что вы всё ещё должны доказывать миру, что можете танцевать всё, несмотря на цвет кожи?» — спросили Копленд в том же интервью.

 

«Думаю, это никогда не закончится. Понадобится очень много времени, чтобы мир балета воспринимал темнокожую балерину как нечто обыденное. Не думаю, что моей жизни на это хватит».

 

Осенью 2015 года Мисти Копленд стала первой темнокожей прима-балериной в истории Американского театра балета, исполнив свою давнюю мечту. К тому моменту она уже имела статус знаменитости и ролевой модели — и не только благодаря своим ролям.

В 2014-м Барак Обама сделал Копленд членом президентского совета по фитнесу, спорту и питанию. В том же году Мисти стала лицом спортивного бренда Under Armour. Сотрудничество получилось взаимовыгодным. Этот контракт, как говорят, существенно перекрывает её доходы от балета. А реклама с участием Мисти оказалась одной из самых успешных в истории бренда и заметно подняла продажи. Ролик «Я буду тем, кем захочу» (I will what I want) обыгрывает всё ту же тему необычного для балета атлетичного, скульптурного тела (и демонстрирует на крупных планах потрясающие икроножные мышцы и другие части её великолепных ног). Хотя главный драматургический приём — письмо с отказом из балетной академии, которое зачитывает за кадром балерина, с указанием на её фигуру и возраст — на самом деле сочинили специально для этой рекламы.

Общественное мнение вроде бы не против этого нового имиджа балета. Если Анна Павлова рекламировала пудру, почему бы Мисти Копленд не представлять бра, леггинсы и кроссовки? Журнал The New Yorker написал по поводу появления на улицах билбордов с Копленд: «Приятно видеть, как женщина, которая делает в жизни нечто большее, чем просто заботится о внешности, становится знаменитостью-идолом того типа, который в первую очередь ассоциируется со звёздами ESPN» (ещё одна спортивная ассоциация!).

 

Статус Мисти Копленд как wellness-героини должна закрепить её будущая книга «Тело балерины» (Ballerina Body) — сборник советов о здоровье, фитнесе и правильном питании для танцовщиков и обычных людей. Выход книги запланирован на начало 2017 года.