«Машина Мюллер»: тело, которое создаёт смыслы

Новая постановка Кирилла Серебренникова «Машина Мюллер» потрясает своей откровенностью. Спектакль может нравиться или нет, но остаться равнодушным невозможно. Мы решили узнать, как артисты готовились к роли — как репетировали, как тренировались и как перебороли страх выхода на сцену абсолютно обнажёнными.

Этой весной в «Гоголь-центре» состоялась премьера самой провокационной постановки Кирилла Серебренникова – «Машины Мюллер». В основе спектакля сложнейшие тексты Хайнера Мюллера, а на сцене — Сати Спивакова, Константин Богомолов, Александр Горчилин и двадцать абсолютно голых молодых людей и девушек. Запредельная откровенность постановки заставляет говорить о себе, спорить и дискутировать. Что мы знаем о теле? Как мы к нему относимся? Почему мы его боимся? Почему мы его стесняемся? «Машина Мюллер» задаёт вопросы и исполнительской наготой исключает любую ложь в ответ.

 

Для того чтобы попасть в заветную двадцатку перформеров, актёры должны были пройти кастинг и приготовиться к ежедневным многочасовым репетициям. Хореограф спектакля Евгений Кулагин полностью управлял всем подготовительным процессом — от хореографии до программы тренировок в тренажёрном зале. Мы попросили Евгения рассказать, как он готовил актёров к роли — как искал новые движения и новые подходы к тренингу. Актриса Екатерина Дар специально для нас написала о том, как «Машина» изменила её тело, образ жизни и образ мыслей.

«Машина Мюллер»: тело, которое создаёт смыслы. Изображение номер 1
Фото: Ира Полярная
 

Кирилл Серебренников

режиссёр, художественный руководитель «Гоголь-центра» рассказывает в интервью журналу «Сноб»
— Мы боимся своего тела. Мы не знаем его, хотя, как правило, начинаем свой день с того, что смотрим на себя в зеркало. Чаще всего с отвращением или растерянностью.

 

К сожалению, тут многое идёт от стереотипов, навязываемых медиа. Включите телевизор и убедитесь сами: с утра до ночи нам показывают, как тело калечат, мучают, кромсают, убивают. Тело — как постоянный объект насилия и как образ непрерывного страдания.

 

Можно ли сегодня освободить тело от этих парадигм? Мне кажется, да. Собственно, этим последние три столетия занимается классический балет. С самого начала его главной миссией и назначением было превратить тело в объект искусства. С детства танцовщик должен овладеть некой системой движений, позволяющей ему вывести тело из привычных бытовых рамок и поместить его в пространство абсолютной красоты. Тело в балете — прежде всего отказ от будничного существования, вызов скучной обыденности и рутине. Неслучайно такие художники, как Марина Абрамович или Олег Кулик, доказывают на собственном примере, что тело можно читать как тест или познавать как пространство. Благодаря их творчеству мы открывали для себя новую телесность в искусстве, которая долгое время находилась под запретом, ассоциируясь с чем-то позорным, грязным, мерзким.

Евгений Кулагин: почему тело должно быть «умным»

«Машина Мюллер»: тело, которое создаёт смыслы. Изображение номер 2
Фото: Евгений Кулагин
— Предложение Кирилла придумать и поставить хореографию для спектакля «Машина Мюллер» я принял очень быстро и очень легко. Во-первых, мне хотелось поработать как с самим Кириллом (всегда рад такой возможности), так и с перформерами: привести команду из двадцати абсолютно разных людей к единому «дыханию» — задача сложная, но безумно интересная. Во-вторых, меня сразу же увлёк материал, который лежит в основе спектакля, и его виденье, озвученное Кириллом. И, наконец, мне впервые предстояло поработать с обнажённым телом. Да, я много раз видел, как это происходит на сцене других театров, но не имел однозначного понимания, как с этим работал бы я.

 

Так как мы ставили перед артистами самые разные задачи, то и репетиции были разноплановыми и многофункциональными. Ребята должны были не только совершенствовать свою физическую выразительность, но и развивать силу и выносливость. Каждая репетиция состояла из двух частей: интенсивный тренинг и актёрское мастерство — импровизация, работа в группе, работа с запоминанием, с памятью, с вниманием и с композицией. Что касается физического тренинга, то я использовал абсолютно всё: бёрпи, планки, упражнения из кроссфита, асаны из йоги, даже мостики из детских разминок. Я в принципе за осознанный и разнообразный подход к своему телу. Всё-таки тренинг — это комплекс упражнений, который не только тренирует мышцы, но и заставляет мозг работать и осмыслять каждый сантиметр тела. Есть кости, есть мышцы, а есть голова, которая должна всем этим управлять.

Прежде всего тело актёра должно было быть «умным». «Умное» тело — это то тело, которое мыслит, транслирует и производит смыслы. Именно поиск той самой телесной выразительности заставил нас с Кириллом задавать себе всё новые и новые вопросы. Что такое тело? Как мы относимся к телу? Какой разговор мы ведём о теле?
Конечно, во время подготовки мы много внимания уделяли питанию. Я в принципе убеждён: от того, что ты ешь, зависит то, как выглядит твоё тело. Именно поэтому мы говорили о еде, спорили, каждый высказывал своё мнение. Я, например, как мясоед, шутил над актёрами-вегетарианцами, а они, в свою очередь, шутили надо мной. Зато как было круто, когда они приносили сыроедческие конфеты, которые мы потом все вместе ели. Или я, человек, который больше всех пропагандировал мясо, шёл обедать в вегетарианский ресторан.

 

Мы репетировали шесть раз в неделю по шесть часов ежедневно. Да, были моменты, когда мы уставали друг от друга. В этом нет ничего противоестественного — мы же не секта блаженных. Всё-таки у каждого артиста свой характер и свой темперамент. Но так как мы всегда разговаривали, всегда пытались понять друг друга, то все кризисные этапы преодолевали спокойно и легко. Хотя в плане работы я настоящий деспот — дисциплина для меня на первом месте. Так как то, что ты делаешь здесь и сейчас, не должно зависеть от того, какое у тебя настроение и характер. Мы с ребятами научились оставлять всё лишнее за дверью.

«Машина Мюллер»: тело, которое создаёт смыслы. Изображение номер 3
Фото: Ира Полярная
Я постарался сделать максимально комфортным переход перформеров к наготе. Мы проводили специальный тренинг и лабораторию, во время которой увидели друг друга обнажёнными и преодолели первые переглядки. С этого момента нагота уже ни у кого не вызывала проблем. Такой лёгкий адаптационный период во многом связан с тем, что все ребята уважительно относились друг к другу. Я считаю, что уважение и самоирония — это основа отношений. Именно от них исходит уже всё остальное.
Для многих обнажённое тело всё ещё остаётся чем-то сверхъестественным. Для нас это норма. Это красота.
Любой спектакль должен менять как зрителя, так и актёра. Причём не просто менять, а развивать и обогащать его. Расширять его мировоззрение. Выходя из театра, человек должен становиться другим. Во время подготовки к «Машине» мы с артистами прошли огромный путь, который изменил нас. Меня точно изменил. Каждый спектакль, который ты видишь или над которым работаешь, становится частью тебя. В этом и есть суть театра — ничто не проходит бесследно и ничто не случайно.

Екатерина Дар: как работа над ролью может изменить жизнь

«Машина Мюллер»: тело, которое создаёт смыслы. Изображение номер 4
Фото: Инна Зайцева
— Когда нам сказали, что мы будем играть обнажёнными, я, честно говоря, не поверила. Помню, ещё подумала, что это такой психологический приём. На тот момент мне это казалось просто невероятным. Как можно находиться на сцене в течение нескольких часов абсолютно голой? Но, признаюсь, эта мысль заряжала меня энергией, вызывала приятное чувство прилива адреналина. Я уже тогда поняла, что работа над «Машиной» станет для меня преодолением. Движением вперёд.

 

На репетициях мы изучали человеческое тело. Тело через призму философии. Мы лабораторным способом пытались найти то самое «умное тело». Каждая репетиция для меня была открытием и откровением. Я помню, когда сделала первый шаг обнажённой, мне казалось, будто я впервые ступила на землю. Мне хотелось плакать от того, насколько мы не принимаем, не любим, не знаем, не верим и боимся собственного тела. А наше тело при этом очень отзывчиво — оно готово помогать нам, если мы доверимся ему. Во время подготовки к спектаклю я чувствовала, что знакомлюсь с собой, узнаю себя, удивляюсь себе. Для меня и многих моих партнёров спектакль был психотерапией — проработкой своих внутренних проблем. Я и сейчас получаю зрительские отклики, в которых люди пишут, что «Машина Мюллер» — это спектакль-зеркало, спектакль-психотерапевт.

В актёрской профессии огромное значение имеет вера. Вера в себя и режиссёра. Невозможно находиться глубоко внутри процесса и отслеживать, что происходит снаружи. Я доверилась Кириллу Серебренникову и Евгению Кулагину и решила, что не буду тратить энергию на то, чтобы оценивать нашу работу со стороны. Я поставила перед собой задачу — всё, что от меня зависит, я должна сделать максимально хорошо.
В общей сложности мы репетировали пять месяцев по 6—7 часов в день. Репетиции начинались с двухчасовой разминки, которая включала в себя упражнения из йоги, силовые нагрузки, статические упражнения и элементы кроссфита. После разминки мы переходили к работе над хореографией спектакля. Это был длинный процесс совместного поиска. Естественно, при таком ритме жизни встал вопрос о необходимости нового подхода к питанию. Дело в том, что после часового перерыва на обед не всегда удавалось быстро включиться в работу — мне требовалось время на то, чтобы раскачаться. Евгений Кулагин говорил, что нужно изменить само отношение к еде, чтобы этого не происходило. «Еда не расслабляет, а даёт энергию, заряжает, делает тебя сильнее». Постепенно я стала сокращать количество продуктов и нашла для себя оптимальный вариант, при котором чувствовала себя максимально хорошо. Я отказалась от рыбы и морепродуктов (мясо вот уже пять лет как не ем), а из молочных продуктов оставила только козий творог. Основа меню — овощи, фрукты, орехи, мёд, иногда рис, гречка, льняная каша. Из сладкого я оставила домашний шоколад из кэроба и вегетарианские шарики из сухофруктов и орехов, которые делаю сама. Каждый день я готовила напиток из имбиря или шиповника с добавлением мёда и лимона; иногда делала коктейли и смузи на основе рисового и миндального молока.

В нашей работе особое внимание уделялось «чуткости тела». Мы должны были научиться ощущать друг друга кожей, быть одним дыханием, элементами одного механизма. Оказалось, что стоит только съесть «что-то не то», как эта «чуткость» сразу пропадает. Ты уже не можешь так быстро и остро реагировать на происходящее. Изображение становится мутным — ты видишь и воспринимаешь всё только глазами, но не телом.
«Машина Мюллер» — это не спектакль о том, как голые люди вышли на сцену. А уделять такое пристальное внимание наготе актёров — значит делать его именно об этом. Дело в том, что в обнажённом теле нельзя скрыть ложь и фальшь — мы все как под микроскопом. Евгений Кулагин, например, считает нарушением всего процесса не только лишний жест на сцене, но и даже лишнюю мысль.
Сохранить энергию и внутренние установки после премьеры — особая задача. Как всякий раз заново открывать для себя те движения, которые уже знаешь и повторил много-много раз? Это как получать удовольствие от секса с человеком, c которым живёшь много лет. Это требует большой внутренней работы, но если это удаётся, ты достигаешь новой глубины — а там ещё столько неизведанного и прекрасного!

 

Мы продолжаем репетировать примерно раз в неделю, но ответственность за свою форму лежит на каждом актёре лично. По сути, в этом и заключается его профессионализм. В любом случае этот проект — очень хороший стимул. Не хочется лишний раз пропускать йогу и есть булки, если знаешь, что скоро выходить на сцену в «Машине».

Во время подготовки к спектаклю я ощутила такую лёгкость, что мне уже не хочется с ней расставаться. С момента начала репетиций я сбросила шесть килограммов и продолжаю удерживать вес. Я стараюсь придерживаться питания, которое считаю для себя оптимальным. Хотя три куска премьерного шоколадного торта я съела без малейшего зазрения совести. Только Евгению Кулагину не говорите, хорошо?
«Машина Мюллер»: тело, которое создаёт смыслы. Изображение номер 5
Фото: Екатерина Дар
В следующую среду (23 августа) Екатерина Дар проведёт вебинар «Что такое фейс-фитнес и можно ли »подтянуть» лицо без пластических операций». Зарегистрироваться можно ЗДЕСЬ.
Понравился материал? Поделись —

Теги

Реклама The Challenger Classified

Комментарии

3

  1. Молодец Катя, я за первый месяц сбросил 10 кг., благодаря репетициям и питанию. Конечно очень стимулировали окружающие ребята, которые первое время подшучивали, называя меня : — Эй толстый! Но я знал, что при правильном подходе и настрое у меня всё получится, результат не заставил себя долго ждать! Было приятно, когда Евгений Кулагин подошёл и попросил прочитать лекцию о правильном питании, выделив для этого время после очередной репетиции! Обычно я всегда просто делился советами по диете и режиму питания. Для лекции, мне пришлось проработать, все свои знания и опыт, что бы каждый мог вынести, что то для себя из самой лекции!
Все комментарии

Вопросы

NEW

Популярные

Новые

Вопросы по темам:

Challenger в лентах

 

Сделаем так, чтобы вы не пропустили ни одного важного материала и всегда оставались в форме.

Вам будет интересно

Читайте также

Рецепт дня: салат из стручковой фасоли
Стручковая фасоль хороша не только в качестве гарнира, но и как самостоятельное блюдо. Например, как основной ингредиент лёгкого салата с маслинами и заправкой на основе апельсинового сока.
«Мне надоела роль жирного и весёлого друга». Как похудеть на 45 килограммов и пробежать ультрамарафон
Это сейчас на счету героини этого материала Латойи Шонтей несколько марафонов, ультрамарафонов и трейловых забегов. Это сейчас она любит йогу и может часами крутить педали велосипеда. Несколько лет назад всё было иначе — вес 120 килограммов и тяжелое заболевание, из-за которого девушка просто не могла ходить.
Завтрак дня: полезная пицца с яйцом
Пицца на завтрак? Легко! Но только если она на правильном тесте и с полезными топингами. Наш рецепт — именно такой.
Рельефные руки: 3 эффективных упражнения для трицепсов
Чтобы выполнить эту тренировку, вам понадобятся только гантели (и то только для одного упражнения) и семь минут свободного времени. Мы не знаем ни одной причины, чтобы не начать заниматься прямо сейчас. А вы?
На грузинском горнолыжном курорте Гудаури откроется лагерь PeakStationCamp
С 3 по 10 марта гостей лагеря ждут парковые контесты, показательные выступления, мастер-классы, лекции, фрирайд и, конечно, вечеринки.
Дефицит йода: как распознать и что делать
Йод — один из основных микроэлементов, который поддерживает здоровье человека. Вместе с диетологом-эндокринологом Натальей Фадеевой рассказываем, почему важно вовремя диагностировать дефицит йода и правильно восполнить его нехватку.
Рецепт дня: овощной салат с медовой заправкой
Капуста, морковь, лук, сельдерей — на первый взгляд может показаться, что это самый обычный овощной салат. Но стоит добавить к нему гренки, варёные яйца, немного клюквы и сладкую заправку — и получается блюдо, достойное меню ресторана.
Доставка здорового питания: тестируем «Баланс вкуса»
Месяц назад шеф-редактор The Challenger Полина Непомнящая оформила доставку готовой еды и каждый день ела только (ну почти) полезные блюда. Что поменялось в жизни и получилось ли сбросить лишние килограммы, читайте в её отзыве.
На «Экомаркете» в Коньково отметят Китайский новый год
Чайные церемонии, аутентичная кухня от ресторана «Китайские новости» и национальные танцы ждут гостей «Экомаркета» 17 февраля.
Всё о щитовидной железе: заболевания, симптомы и лечение
Мы попросили Ларису Бавыкину, эндокринолога-генетика, эксперта биомедицинского холдинга «Атлас», рассказать, какие функции выполняет щитовидная железа, что с ней может случиться и почему нужно срочно заменить обычную соль на йодированную.
4 простых рецепта с итальянской пастой
Орзо — укороченные макароны, напоминающие формой рис или перловку (именно так переводится с итальянского orzo). Обычно из них готовят пасту и орзотто или добавляют в супы и салаты. Мы выбрали четыре несложных рецепта очень вкусных блюд для знакомства с этим необычным продуктом.
Почему надо больше заниматься сексом: 8 научных фактов
О том, что секс поднимает настроение и укрепляет сердце, вы и так наверняка знаете. А вот в курсе ли вы, что занятия любовью увеличивают мозговую активность, делают моложе и облегчают боль? Нет? Ну как так-то, сейчас исправим.
7 упражнений, которые лучше выполнять в паре
Специально ко Дню святого Валентина приготовили для вас комплекс упражнений, который лучше всего выполнять с тем, кто вам действительно дорог.
10 спортсменок, которые помогут вам полюбить своё тело
Наматываете километры на беговой дорожке и представляете себе идеальные тела атлетов, на которых хотите быть похожим? Вы удивитесь, но это случалось и с великими спортсменами. Все чемпионки из нашего списка смогли научиться принимать и любить себя. Мы надеемся, помогут научить и вас.
Что приготовить на 14 февраля: «розовый» кофе и десерт
Неважно, когда вы соберётесь приготовить эти рецепты — в День святого Валентина или просто в один из будней — ваши близкие точно оценят и безумно красивый внешний вид блюд, и их состав (свекольный латте так и вовсе создан для влюблённых в ЗОЖ).
Nike представил новые бутсы Mercurial Superfly 360 и Mercurial Vapor 360
Благодаря конструкции 360 и использованию материала Flyknit дизайнерам бренда удалось добиться идеальной посадки бутс на ноге любого размера.
5 эффективных упражнений против морщин
Вместе с актрисой Екатериной Дар показываем пять упражнений, которые помогут сделать контур лица очерченным, а морщины — менее заметными. Эти движения действительно считаются одними из самых эффективных — они задействуют максимальное число мышц на лице. Садитесь поудобнее и повторяйте за Екатериной.
8 научно доказанных признаков, что вы влюблены
Любовь — это, конечно, не болезнь, но у неё есть явные признаки, которые сложно с чем-то спутать. Обычно человек быстро понимает, что он влюбился, но как? Учёные пытаются разложить чувство на составляющие и выяснить их причины. Собрали знаки, которые указывают на то, что между вами не просто дружба.
Масленица: 5 оригинальных рецептов блинов от московских шеф-поваров
С началом масленичной недели главным блюдом в любом заведении становятся блины. Мы собрали пять интересных рецептов от шеф-поваров, чтобы вы могли экспериментировать и дома.
Организаторы Московского марафона объявили расписание забегов на 2018 год
С апреля по ноябрь в Москве пройдут девять забегов, главный из которых — Московский марафон — запланирован на 23 сентября.
Что делать, если пропал аппетит
Мы попросила Наталью Фадееву, врача диетолога-эндокринолога, доктора медицинских наук, рассказать, что такое аппетит, зачем он вообще нужен и что делать, если он вдруг пропал (такое тоже бывает).
Я похудела на 50 килограммов (и всё благодаря ходьбе)
Грейс похудела на 50 килограммов и теперь не мыслит свою жизнь без спорта и гантелей. Однако прежде чем всерьёз увлечься тренировками и правильным питанием, ей пришлось проделать длинный путь. Путь, который начался с одного шага, точнее, с одной прогулки.
5 самых вкусных рецептов с гречкой
Мы не перестаём рекомендовать рецепты с гречкой — главным российским суперфудом, в котором содержится много белка, магния, меди, железа и витаминов группы В. Гречка хороша не только в качестве гарнира к мясу, рыбе или овощам. Сегодня научим готовить с ней салаты, средиземноморское рагу и гречотто.