Как после тяжелейшей травмы снова встать на ноги, вернуться к своему любимому занятию — вейкбордингу и попытаться влюбить в него и людей с ограниченными возможностями. Читайте это в монологе вейкбордиста Максима Пономарёва.
— Моя жизнь перевернулась после поездки в Киев в 2013 году. Поздним вечером мы с друзьями пошли гулять по городу и наткнулись на местных. Как раз в этот период там было много радикально настроенных ребят, видимо, они услышали русскую речь, из-за чего и случилась потасовка. Очнулся я уже со сломанным позвоночником. Мне сразу же сделали операцию, месяц провёл в больнице, а после этого меня отправили домой, в Санкт-Петербург.

В первые недели было очень тяжело, я не мог практически шевелить ногами, вообще не понимал, что теперь будет и как дальше жить.
Спустя пару недель я попал в один из лучших в России реабилитационных центров, который находится под Санкт-Петербургом, где прошёл интенсивный курс реабилитации. Хочется заметить, что реабилитация проходит у меня и по сей день, но тогда прогресс был значительный. Месяц перемещался на инвалидной коляске, но старался как можно чаще вставать на ноги, передвигался сначала с помощью ходунков, а затем смог ходить уже и на костылях.
Примерно за полтора года до травмы я в Интернете случайно наткнулся на видеоролик, где вейкбордист катался за катером между льдинами на Аляске. Это выглядело настолько круто, что я тут же в поисковике набрал «где можно покататься на вейкборде в Петербурге» и в тот же день поехал в вейкпарк попробовать. Меня это так сильно затянуло, что я стал заниматься чуть ли не каждый день. До происшествия я откатался два сезона.

 

Как только я вернулся из реабилитационного центра, стал ездить в вейкпарк просто видеться с друзьями, там же выполнял определённые спортивные упражнения. Ребята предложили поуправлять лебёдкой, затем это переросло в работу. Параллельно заказал себе вейкскейт, на нём было довольно безопасно (в том моём состоянии) попробовать снова встать на воду. И получилось, весь сезон 2014 года я откатался на таком вейкскейте: вставал ногами на доску и просто ездил туда-сюда, при этом немного укрепляя ноги (в работу включались практически все мышцы ног). Уже в конце сезона попробовал встать и на вейкборд. Борд был опасен тем, что я мог зацепиться кантом за воду и нанести какое-то повреждение позвоночнику. Но и тут всё прошло удачно.

Я знал, что ребята за границей, находясь в инвалидном кресле, катаются, сидя на вейкборде, при этом показывают довольно классные трюки. А так как подобного опыта в России ещё не было, идея создать такое направление у нас в стране родилась сама собой. Стал изучать, какое оборудование используют за рубежом, с друзьями начали придумывать что-то похожее, сделали конструкцию, я прокатился на ней — получилось. В конце 2015 года я начал активно развивать проект, много говорить об этом в СМИ, привлекать ребят-инвалидов. Уже к началу сезона 2016 у нас была небольшая наработка, мы сделали первое кресло и договорились с вейкпарком о бесплатных тренировках.

В названии проекта Step2Wake заложен двойной смысл: это и шаг к вейку, и шаг к пробуждению. Мы пробуждаем в людях новые возможности, открываем новые горизонты.
Вопросов, зачем вы это делаете, это никому не надо, вы только больше людей покалечите — такого нет. На самом деле мы не предлагаем сразу ребятам прыгать на фигурах, стараемся начинать тренировки постепенно, сначала просто попробовать поездить.
Самое сложное — решиться человеку на коляске на такой шаг, потому что многие привыкли вести размеренный образ жизни. Даже если им хочется попробовать, то существует страх, что это не для них. Наша основная задача — как раз убрать такой страх. На самом деле у меня нет таких ребят, которые бы не поехали. Да, не у всех получается с первого раза, но со второй-третьей попытки они всё равно начинают чувствовать равновесие и ехать на доске.

 

Сейчас у нас новое французское сиденье с низким центром тяжести, на котором спортсменам легче будет удержать равновесие, а также новая большая доска. Сиденье нам подарила одна девушка, которая ведёт активный блог, посвящённый вейкборду и вейксёрфу. Это стало очень большим толчком в развитии нашего спорта. Параллельно, уже глядя на французскую модель, мы производим свои сиденья, отталкиваясь от опыта французов.

Основная проблема — финансовая. Для организации тренировочного процесса в парках бывает необходимо оборудовать доступную среду. Расскажу на примере нашего парка: мы сделали пандус для спуска на стартовую площадку, чтобы спортсмены могли беспрепятственно добираться до воды, поставили туалет, который приспособлен для людей с ограниченными возможностями. Бассейны в большинстве своём не подходят для тренировок из-за отсутствия доступной среды. В Петербурге вот только один бассейн, где можно свободно перемещаться на инвалидной коляске. С занятиями в вейкпарках проще. В будние дни в рабочее время во многих из них простаивает лебёдка, поэтому есть возможность заниматься ребятам с ограниченными возможностями. Парки готовы идти навстречу, и если даже предоставляют услуги не бесплатно, то на определённых льготных условиях.
Всё больше людей узнают про паравейкбординг и готовы помогать его продвижению. Сейчас мы разместили наш проект на краундфандинговом сайте, хотим собрать средства на организацию тренировок ребят в других городах, изготовления сидений для них, на организацию поездок на соревнования. Мы планируем получать поддержку от государства, создали некоммерческую организацию «Шаг к пробуждению», будем участвовать в различных государственных грантах.

Мы пытаемся рассказать как можно большему количеству людей, что адаптивный вейкбординг оказывает положительное влияние на ребят, находящихся в коляске, — это как физическая реабилитация, так и социальная адаптация.