Ярослав Святославский — первый пилот-испытатель российского медицинского экзоскелета Exo Atlet, редактор Forbes, паратриатлет и мотивационный спикер. Во время своего пешего путешествия по Франции он рассказал «Челленджеру» о том, что на самом деле значит преодолеть себя. Только он и знает.

— Моё увлечение триатлоном началось совсем недавно, спонтанно, быстро, и я понял, что в этот вид спорта я пришёл надолго. В 16 лет я получил травму позвоночника с повреждением спинного мозга. Занимаясь спортивной гимнастикой, упал с 12 метров и временно утратил способность ходить. Врачи мне сказали, что ходить не буду больше никогда, но я не поверил и не верю до сих пор. Вместо того чтобы адаптироваться к такой жизни, я начал искать способы снова встать на ноги и уже прошёл километры с помощью медицинского экзоскелета, разработанного при поддержке Фонда «Сколково». Но мне хочется большего — ускорить процесс реабилитации и найти способ полного восстановления, который в дальнейшем можно будет соединить и с IT-решениями.

Впервые узнал, что такое IronMan, когда наткнулся на видео Дениса Семенихина про триатлонистов. В следующем месяце я приобрёл электростимулятор Compex для слабо работающих мышц, и работники магазина прислали мне ссылку на видео одного паратриатлета, который уже долгое время занимается этим видом спорта.

 

После этого я начал замечать, что в моей новостной ленте в соцсетях часто появляются посты про триатлон от одного из организаторов мероприятия IronStar Владимира Волошина, и я подумал, что это уже не случайность. А так как я всегда был спортивным — активно занимался в то время уличным воркаутом и собственным восстановлением, — то без каких-либо раздумий написал Владимиру и выразил свою готовность участвовать в одной из гонок.

На момент написания письма я не умел плавать как спортсмен, у меня не было никакого инвентаря. До соревнований оставалось всего полтора месяца, а я не был готов ни к одной из дисциплин. Но мне так хотелось попробовать свои силы в триатлоне, что не думал об этом и был уверен, что смогу решить все вопросы.

В жизни я всегда придерживаюсь двух правил: быть активным и окружать себя тем обществом, которое мотивирует развиваться и двигаться к новым целям. В триатлоне эти правила очень хорошо сочетаются. Для меня триатлон — это в первую очередь реабилитация и получение новых полезных бизнес-контактов, а также возможность стать лучше.

За месяц до соревнований я записался в спортивную школу по плаванию, нашёл тренера и начал учиться. Тренировки были два раза в неделю, я старался проходить километр за 45 минут. Было сложно, время поджимало. Но у меня была цель — преодолеть дистанцию и дойти до финиша во что бы то ни стало.

 

За две недели до соревнований, имея на руках авиабилеты, я ещё не знал, как справлюсь с дистанцией в 50 км (40 км велосипед + 10 км бег). Решил тренироваться на обычной уличной коляске по городским каменным джунглям, ездил по бордюрам, подземным переходам и другим всевозможным препятствиям. Тренировался я через день, начав с пяти километров, и с каждым днём увеличивал дистанцию.

За пять дней до соревнований решил «пройти» от Реутово до Одинцово по пешеходной трассе, от одного конца МКАД до другого через центр города. Весь путь занял примерно девять часов.

На соревнования надо было взять гидрокостюм, я узнал об этом только накануне, и полгорода объездил в поисках костюма нужного размера. Опробовать его, правда, мне удалось только в Сочи. За день до соревнований я решил потренироваться, в итоге просто всплыл на поверхность, как поплавок. Первые минут десять плыть абсолютно не получалось. Я был в растерянности, сомневался, финиширую ли. Но я не сдавался. Протестировав разные стили плавания, решил плыть кролем на спине.

 

Параллельно с этим мы вместе с организаторами искали способы «решения» двух других этапов: велосипедного и бегового. Для велодистанции мне нужен был специальный трёхколёсный велосипед на ручном управлении. Проще говоря, хэндбайк. Когда я ехал в Сочи из Москвы, инвентаря у меня не было. Но мне повезло, благодаря организаторам я смог договориться об аренде оборудования у одного из паратриатлетов. Всё почти получилось, велосипед мне подошёл по размеру, а вот легкоатлетическая коляска для бега — нет, так что организаторы разрешили в первый раз пройти дистанцию на том, что есть. Что касается хэндбайка, чтобы понять, как им управлять, у меня было около 15 минут. Так что пришлось сесть за руль и поехать.

День соревнований прошёл замечательно, все этапы были благополучно завершены. Мой первый финиш — 1 час 47 минут, это, конечно, результат, над которым ещё нужно работать. Я проходил дистанцию спринт: 750 м плавание, 20 км велосипед, 5 км бег. Главное — я дошёл до финишной черты и имею полное право называть себя триатлетом.

 

Так получилось, что мой первый старт по триатлону стал моим первым соревнованием. Раньше я никогда не участвовал в гонках и даже не знал, что триатлон станет новой главой в моей жизни. После моего первого старта IronStar на меня посыпались приглашения. Одно из них — выступить на «полужелезном» IronStar в сентябре на дистанции 1,93 км / 90 км / 21,1 км и заняться профессионально паратриатлоном. Разумеется, я согласился!

 

Во время своего пешего путешествия по Франции я готовился к IronStar 113. Решил сделать своеобразную тренировку — начать с 300 км путешествия от Марселя до Монако, вдоль Лазурного берега, вместе со своей девушкой. Одной из целей было проверить себя на выносливость, преодолеть различные возвышенности и посмотреть, как организм поведёт себя в сорокаградусную жару. И это всё на коляске. Иногда приходилось ползком преодолевать препятствия — в горах далеко не везде можно пройти. Поход многому научил меня: как планированию каждого шага, так и ответственному подходу к питанию. Иногда цивилизация находилась очень далеко, а воды и еды оставалось критично мало или не оставалось вовсе. Приходилось ценить каждый глоток и не паниковать, когда разряжался телефон и мы не знали куда идти.

 

Следующая из тренировок — подготовка к плавательному этапу. Свои навыки плавания почти каждый день я тренировал в озёрах, Средиземном море и открытых бассейнах, научился плавать кролем и проходить дистанцию 3 километра. И если на прошлом старте я проходил небольшую дистанцию, то в сентябре поплыву уже 2 километра, хотя два месяца назад я не мог преодолеть и километра.

В августе я вернулся в Москву, к моим тренировкам по плаванию добавилась подготовка к беговому и велоэтапу, а также силовые тренировки в зале. Я стараюсь придерживаться фитнес-диеты и правильно сочетать белки и углеводы. Одно время очень интересовался спортивным питанием, составлял для себя программу, делая упор на белки. У меня атрофия мышц, и мне просто необходимо правильное питание, чтоб возобновить их работу. При подготовке к триатлону, за 2—3 недели до старта, я сделал упор на углеводы, добавил больше фруктов и злаков. В день соревнований на дистанции принимал электролиты, углеводную смесь и воду. Они помогли сохранить энергию и водно-питьевой баланс в организме.

 

Несмотря на то что тренировки занимают много времени, я стараюсь преуспеть и в других сферах жизни. Помимо того, что я пилот экзоскелета, я работаю редактором бизнес-журнала Forbes и развиваю свой мотивационный проект «Возможное — возможно» с помощью краудфандинговой площадки planeta.ru. Средства, которые будут собраны свыше заявленной суммы, пойдут на клинические исследования травм спинного мозга. Я надеюсь, что людей заинтересует моя история, они захотят узнать обо мне больше и поддержат мой проект.

Если вам понравилcя этот материал, можете подписаться на нашу страничку в «Фейсбук» или «Вконтакте». С нами вы будете знать, как следить за своим здоровьем, и станете таким красивым, что все вокруг просто обзавидуются.

Наш сочный Instagram — вот по этой ссылке.