Миф 1: аутизм — это новое заболевание, раньше его не было
Количество поставленных диагнозов в мире за последние 20 лет тоже сильно увеличилось. Улучшение качества диагностики — одна из причин (однако не единственная). Точного ответа, почему число детей с РАС увеличивается, пока нет, но над этим работают все ведущие университеты мира.
Миф 2: аутизм можно вылечить
Важная часть программ ранней помощи — обучение родителей тому, что такое аутизм, как он проявляется, какие подходы имеют доказанную эффективность, как справляться с трудными ситуациями (проблемное поведение, трудности со сном, с едой и так далее) и как заниматься с ребёнком дома.
Миф 3: люди с аутизмом представляют угрозу для общества
Миф 4: люди с аутизмом погружены в свой мир и не испытывают ни к кому сочувствия, они не могут дружить
Миф 5: все люди с аутизмом на самом деле гении и имеют незаурядные способности в математике
В литературе нередко встречаются описания людей с РАС, у которых при общем снижении интеллекта имеются выдающие способности в одной или нескольких областях. Такие люди действительно существуют: у кого-то есть способности к музыке или живописи, у кого-то необычайная зрительная память и так далее. Иногда это называют синдромом саванта, но в современных медицинских классификациях такого диагноза нет.
Миф 6: люди с аутизмом необучаемы, они никогда не смогут стать частью социума, работать и обслуживать себя самостоятельно
Инклюзия не означает, что можно просто привести ребёнка с особенностями развития в обычный класс и надеяться, что всё случится само собой. Инклюзивное образование требует серьёзных ресурсов: знаний, квалифицированных специалистов, специально организованной работы с персоналом школы и родителями одноклассников.
Что касается трудоустройства, то, к сожалению, для многих людей с аутизмом это остаётся проблемой. Исследования показывают: лишь небольшой процент людей с ментальными нарушениями трудоустроены. За последние десять лет в нашей стране появились колледжи, куда молодые люди с особенностями развития могут поступить после окончания школы. Но увы, большинство выпускников школ, колледжей и даже вузов в итоге не находят работу.
Раньше считалось, что люди с особенностями развития должны осваивать профессии вроде швеи или работников зелёного хозяйства. Эту систему надо переосмысливать и подбирать реально нужные в современном мире специальности, чтобы люди имели возможность найти работу и получить поддержку. В мире существует довольно серьёзный и позитивный опыт трудоустройства людей с РАС.