Перед вами история Виктора Дементьева: из Москвы он сбежал в Обнинск, чтобы осуществить свою давнюю мечту — стать детским тренером по баскетболу. Оказалось, что собрать свою собственную команду, учить детей понимать спорт — это и есть счастье, о котором ты раньше только догадывался или видел в кино. Слово Виктору.
— Я давно занимаюсь баскетболом, начал ещё в Обнинске, а в 17 лет переехал учиться в Москву и полностью «погрузился» в этот город. Профессионально я не играл, хотя до поступления в институт такая мечта у меня была, как и у любого ребёнка. На любительском уровне я играл в чемпионате Москвы — раньше это был КФК, сейчас — МБЛ, московская баскетбольная лига. Играл за сборную Обнинска на чемпионате Калужской области, плюс студенческие соревнования и стритбол. Году в 2005 я занялся бизнесом, связанным со спортивной экипировкой. Тогда же компания Reebok спонсировала сборную России по баскетболу, они искали администратора в сборную. Я согласился, так как мне хотелось посмотреть, как живёт сборная, и понять, обоснована ли критика в адрес команды. После того как я увидел всё изнутри, я понял, что все претензии — чушь. Там же я познакомился с нашими сборниками: Кирей (Андрей Кириленко — прим. ред.), Хряпой, Моней, Федей Лихолитовым. До сих пор со многими из них общаюсь.
Желание тренировать самому появилось у меня довольно давно. Я взялся за команду, за которую выступал в МБЛ — только играл я в первой команде, а тренировал дубль. Было, конечно, интересно, но каждый игрок уже имел какие-то навыки. Мне же хотелось привить детям видение себя в спорте, воспитать у них командный дух. Понятное дело, что, как правило, профессионалами становится меньше десятой доли процента, но зато ребята, пока занимаются спортом, находят настоящих друзей. Все мои близкие друзья — либо баскетболисты, либо футболисты, с которыми я познакомился в спортивном лагере. Все, с кем делил кусок хлеба в электричке или автобусе по дороге на соревнования, так и остались в моей жизни.
Когда у меня родился второй ребёнок, жена захотела переехать в Обнинск. Она решила, что ей там нравится больше, чем в Москве, и в сентябре прошлого года мы приняли окончательное решение переехать. В Обнинске у меня появилась масса свободного времени — я продолжил работать удалённо, поэтому я решил взять детей одной из местных школ.
С тех пор как я уехал в Москву, баскетбол в Обнинске постепенно сходил на нет. Тренер, с которым мы когда-то занимались, потерял интерес к спорту. Раньше на уличной площадке яблоку негде было упасть, и мы играли «на вылет» — сейчас еле-еле набирается две пятёрки. Сборная нашего города регулярно играет с Калугой: если там уже поменялось 2—3 поколения игроков, то у нас играют те же люди, которые играли 10 лет назад. Всем уже по 35—37 лет. Новых баскетболистов нет, потому что никто их не тренирует. Все жалуются, что баскетбол в городе умирает, но никто браться за это дело не хочет. Я решил, что надо начать с себя и вызвался тренировать детей самостоятельно. У меня нет педагогического образования, поэтому легально, в качестве учителя физкультуры, я заниматься с детьми не мог. Мне сказали, что нужно открыть ИП и оказывать платные услуги, тогда школа сможет заключить со мной договор. Я до этого с детьми никогда не работал, поэтому брать какую-то плату с их родителей не решился: откуда мне было знать, понравится ли детям заниматься у меня?

Зарабатывают в Обнинске, конечно, меньше, чем в Москве. Это сразу бросается в глаза: если в московских спортшколах дети занимаются в последних моделях Nike и Air Jordan, то здесь даже студенты играют в недорогих кроссовках и меняют их не раз в сезон, а раз в 2—3 года. Многие родители не могут позволить себе купить для ребёнка специальную обувь.
Я обошёл школ восемь: где-то я не доходил даже до директора, где-то вообще не пускали охранники. Кто-то из директоров не хотел доверять своих детей, кто-то предлагал зал на платной основе. Тогда я обратился к своему тренеру, и он меня послал к главному физруку города: как я понимаю, у всех физруков в городе есть глава, который отправляет их на обучение, даёт им программу на год и всё такое. Тот представил меня директору школы, где преподавал сам, и директор, прогрессивный молодой человек, пошёл мне навстречу. Он выделил мне время, дал ключи от зала. Я сходил на курсы в Москве, курсы «КЭС: Школьная лига» в Калуге, также мне помог главный тренер спортшколы ЦСКА. Я посещал тренировки московских спортшкол и следил за тем, как выстраивается коммуникация, как надо общаться с детьми, какие упражнения им лучше давать — я-то не помню, как нас учили 20 лет назад, да и уровень был другой. Дальше я ходил по родительским собраниям, рассказывал про игру. Первые несколько месяцев ко мне приходили всего 2—3 человека. Я думал, что они бросят: играть не получалось, они не понимали, зачем делать те или иные упражнения. К каждой тренировке надо было придумывать что-то новое, чтобы они не потеряли интерес. Постепенно моя группа начала расти, и в определённый момент ко мне на занятие стали приходить по 20 человек. Тогда я остановил набор, тем более что костяк моей команды уже сформировался: это были дети 11—12 лет. Такой возраст позволял мне на следующий год заявить их на соревнования «КЭС: Школьная лига». Сейчас ко мне на занятия постоянно ходят 12—14 ребят и одна девчонка.
Ребята очень интересные, хотя ярых фанатов баскетбола среди них нет: кто-то параллельно занимается футболом, плаванием, рисованием, кто-то ходит в театральный кружок — я недавно был на их спектакле.
Иногда возникают ситуации, как в фильме «Тренер Картер»: родители не пускают детей на тренировки из-за плохих оценок. Я звоню родителям, приглашаю их на наши занятия, объясняю, что хоть образование и превыше всего, про спортивное воспитание тоже нельзя забывать. Я не говорю, что мы будем готовить детей к профессиональной карьере, но ведь хорошая физическая подготовка всегда пригодится.

Или вот такой случай был: приходит парень и говорит, что у него проблемы с географией. На следующую тренировку он пришёл с учебником и на полчаса раньше — мы стали разбираться, в чём дело. Я проверяю у ребят дневники, слежу за их успеваемостью. Когда я начинал, даже не мог представить, что буду чувствовать себя как в фильме!
У нас работает правило: если ты уронил мяч или болтал во время того, как я что-то объясняю, ты должен отжаться один раз. Сначала все хихикали, мол: «Да один раз отжаться — плёвое дело». Но когда приходится отжаться тридцать раз — это совершенно другой разговор, тут не до шуток. Сейчас все молчат, когда я объясняю, а если кто-то и проштрафится, то без напоминания приступает к отжиманиям. Я сразу объяснил детям, что тут — не школа, их никто не заставляет заниматься и не надо ходить на тренировки из-под палки.
Ребята начинают чувствовать себя командой. Сейчас мы объявили конкурс на название команды — оно необходимо для участия в следующем турнире. Начинаем договариваться с родителями, чтобы заказать футболки с названиями — это позволит ребятам осознать, что хоть сейчас мы и не участвуем в турнире, но готовимся к нему и у нас есть определённая цель.
Была одна парочка — парни постоянно задирали друг друга, дело доходило чуть ли не до драки. Одному я запретил заниматься неделю, был уверен, что он не вернётся, но ошибался. Я спросил их: «Если мы не можем разобраться между собой, то что о нас подумает соперник?». Постепенно их конфликт сошёл на нет, хотя определённая напряжённость между этими двумя ощущалась. В один прекрасный день я обратил внимание на то, что, слушая меня, они стоят, положив руки на плечи друг другу, как закадычные друзья. Замечая такие вещи, ловлю себя на мысли, что, взявшись учить их баскетболу, я учу их жизни: не опаздывать, уважать себя и окружающих — для меня, если честно, это даже важнее их баскетбольных навыков.
К каждому ребёнку надо найти ключик: есть один парень, он очень хорошо знает английский, я объясняю ему все термины на английском языке. Кроссовер, тайминг, спейсинг — многие вещи он переводит для остальных ребят.
Постепенно они начинают интересоваться большим баскетболом. Я говорю: «Вот нам Вяльцев и Моня достали билеты на матч, поедем в Москву». Они сразу начинают галдеть: «Моня? Правда? Капитан «Химок»? Крутой чувак!». Появляются какие-то фамилии на языке. В отношении НБА они пока не самые большие знатоки, так как высокоскоростное подключение к Интернету тут, в отличие от Москвы, есть не у всех, и смотреть игры по Сети они не могут. Кто-то знает Леброна Джеймса и Майкла Джордана, одному парню по стилю игры нравится Айзея Томас, но в основном они смотрят Евролигу и Единую лигу ВТБ. Сейчас для меня самое главное — влюбить их в баскетбол как в игру, а постеры со звёздными игроками придут со временем.

 

Для меня очень важно, чтобы идею тренерства переняли и мои товарищи по баскетболу. Если раньше мы соревновались между собой в качестве игроков, то теперь могли бы посоперничать в роли тренеров — поверьте, это ещё интереснее.

Прекрасные фото: Евгений Еремеев.