Искусство сейчас в моде: выставки в Третьяковке и Пушкинском собирают огромные очереди, появляется всё больше курсов, лекций и книг о художниках. С чего начать погружение в искусство? Ольга Чуворкина, искусствовед и директор образовательных программ культурной платформы «Синхронизация», рассказывает о семи способах познакомиться с прекрасным.

1. Выберите любимого художника

Изучение искусства включает в себя две составляющие: рациональную и эмоциональную. Начать лучше со второй. Выберите художника, направление или эпоху, которые вам нравятся, и познакомьтесь с ними поближе (как — расскажу дальше). Даже если вы ничего не знаете о Ван Гоге, абстрактном экспрессионизме или Древнем Египте, любопытство — первый шаг к пониманию. Не пытайтесь угнаться за профессиональными историками искусства: знание дат и имён важно, но на первом этапе сухие факты о незнакомых художниках только отобьют желание развиваться в искусствоведении.

2. Познакомьтесь с искусством поближе

Когда вы поняли, что вам нравится, можно смело идти в музей. Меня часто спрашивают, что лучше: прочитать о работах перед походом на выставку или идти неподготовленным. Оба варианта верные. Если вы пришли в музей без подготовки, вам будет проще прислушаться к себе и выбрать картины, которые нравятся вам эмоционально. А прочитать о них больше можно уже после выставки. Это особенно актуально для современного искусства, в котором личная интерпретация зрителя играет важнейшую роль. Изучение каталога перед походом в музей поможет вам лучше сориентироваться, но не позволяйте авторитету автора-искусствоведа заглушить ваши ощущения от картин.

3. Прислушайтесь к себе

Ощущения не обязательно будут положительными, и к ним тоже нужно прислушаться. Важно понять, что именно не нравится в работах, — это ключ к пониманию и себя, и замысла художника. Например, многие не любят кубистские картины Пикассо, такие как «Плачущая женщина», — все формы искажены, цвета грубые и неживые. Зачем художник так пишет? Он хочет передать грусть и отчаяние — нам и не должно быть приятно. Искусство, особенно современное, не всегда создаётся для того, чтобы радовать взор.

4. Возьмите интервью у картины

Точно ответить на вопрос: «что хотел сказать художник?» — не может никто. Но у искусствоведов есть своя методология, и обычные зрители тоже могут ею пользоваться. Возьмите интервью у произведения искусства — начните с простых вопросов-уточнений: кто изображён, где и когда происходит действие, почему герои выглядят именно так. Например, на картине «Менины» Веласкеса изображены члены королевской семьи и сам художник. Действие происходит в его мастерской, а себя Веласкес изображает самым высоким и заметным. Вот и получается, что картина — не парадный портрет, а высказывание о том, что живописец может вознестись над королями.

5. Почувствуйте себя художником

Оканчивать художественное училище необязательно, но записаться на пару мастер-классов по живописи будет полезно. Многим кажется, что каждый может набрасывать краску на холст, как Поллок, но попробуйте сделать это сами. Вы увидите, что уравновешенной композиции сразу не получится: где-то будут белые пятна, где-то жирные кляксы. А если вы будете набрасывать краску в разные дни и в разном настроении, вы заметите, как поменяется характер работы и цветовая гамма. Это даст ключ к пониманию эмоциональной составляющей картины.

6. Читайте книги художников, а не искусствоведов

Я советую читать научные искусствоведческие труды, только если вы хотите серьёзно изучить эпоху или направление. Лучше начать с мемуаров или писем художников и их современников: «Письма к Тео» Ван Гога, «На пике века» Пегги Гуггенхайм (галеристка, открывшая миру Поллока), «Кандинский и я» Нины Кандинской и так далее. Если вы любите научпоп, перед покупкой книги изучите биографию автора. Опыт работы в крупном музее или вузе не гарантия качества, но это означает, что автор всё же прошёл строгий профессиональный отбор.

7. Обратитесь к опыту профессионалов

Книги, написанные искусствоведами, часто не предназначены для широкой аудитории. А вот лекции — более быстрый и доступный способ узнать новое. Сравнительно недорогие лекции есть во всех музеях, но там обычно дают узкие темы: по конкретному периоду в творчестве Арчимбольдо например. В коммерческих лекториях выбор шире. В «Синхронизации» мы предлагаем несколько уровней погружения и подходов. Я советую начать с онлайн-курса «Как смотреть картины», где мы даём искусствоведческий инструментарий, который позволит понимать живопись без помощи преподавателя.
Читателям The Challenger «Синхронизация» дарит скидку 20% по промокоду art19 на все лекции в Москве и онлайн-курсы.