Мы — редакция The Challenger практически в полном составе — составили суперуниверсальную подборку фильмов на праздники. Здесь есть всё — комедии, драмы, детективы и даже один сериал. Так что самое время запастись попкорном и устроить себе киномарафон.

«Очень странные дела», с 2016 года

 

Маша Командная

главный редактор
— Все пишут про фильмы, а я напишу про сериал — что может быть лучше, чем ломать систему? Как говорил Трюффо, если бы мы с Годаром пришли в казино, я бы первым делом начал узнавать правила, а Годар — менять их.

 

Так получилось, что я практически не смотрю сериалы. Да, в детстве я видела «Элен и ребята» и «Дежурную аптеку», потом был сериал Lost и перерыв на много лет. Да, я посмотрела «Молодого папу» (из любопытства к творчеству Соррентино), а в начале этого года мне попалась «Большая маленькая ложь» — этот сериал я начала смотреть только потому, что это было законченное художественное произведение, что для меня чертовски важно. «Ложь» мне понравилась очень, так что я решила быть по отношению к сериалам более милосердна. Я прекрасно понимаю, что почти все большие режиссёры сейчас ушли именно в сериалы. Но, во-первых, они по-прежнему снимают длинный метр, а во-вторых, с точки зрения восприятия, фильмы даются мне гораздо проще.

 

Всё изменилось этой осенью. Разговоров о сериале «Очень странные дела» было столько, что мне стало интересно — неужели этот сериал настолько хорош. Вдобавок Вайнона Райдер — какая она сейчас? Ведь во времена фильмов «Ночь на земле» и «Смертельное влечение» она была так хороша! Ну и, конечно, дети. Великое кино Роба Райнера «Останься со мной» с Ривером Фениксом в главной роли — одно из моих любимых.

 

Я не помню, когда в последний раз кинематограф дарил мне настолько сильные эмоции. Может, только последние фильмы Ричарда Линклейтера оказывали на меня подобный эффект. Знаете, как бывает, когда на тебя накатывает такая тёплая волна счастья? Вот после «Очень странных дел» она и накатывает.

 

Меня предупреждали: в этом сериале собрано всё, что я так люблю на экране — магия и дерзость восьмидесятых, сочная картинка (как будто сериал действительно снимали в восьмидесятых на яркую американскую плёнку «Кодак»), чуть хромые спецэффекты и герои, с которыми хочется дружить.

 

Я сейчас снова вспомню «Останься со мной» (если не видели, посмотрите, это хорошее кино). Так вот, его герой, уже взрослый, успешный писатель, пишет очередную книгу — воспоминания о детстве. Фильм заканчивается фразой «У меня больше никогда не было таких друзей, как в 12 лет. Господи, а у кого они были».

 

«Очень странные дела» — про такую же невероятную подростковую дружбу. Когда ты любишь своих друзей всем сердцем и готов ради них на всё. Это про любовь, которая возникает раз в жизни, потому что первая и потому что даёт по башке. Это сериал с невероятным количеством аллюзий и ссылок на любимые фильмы детства. Куча сцен, намекающих на всё тот же «Останься со мной», на другие фантазии Стивена Кинга, на «Гремлинов», на «Охотников за привидениями», на «Звёздные войны» (постер к сериалу, например, сделан в стилистике саги Лукаса — и это отлично!). В первом сезоне «Очень странных дел» действие разворачивается в 1983 году. В вымышленном кинотеатре показывают фильм «Все верные шаги» — с Томом Крузом и Леей Томпсон. Да, фильм, может, и безделушка, но милый и важный для целого поколения. Вырваться из привычного порядка вещей, опять же, сломать систему, прыгнуть выше головы и что-то собой представлять — об этом мечтал герой Тома Круза, об этом мечтают герои «Очень странных дел». И конечно, им это тоже удаётся. То, как развиваются характеры персонажей, как они выдают то, чего от них не ждёшь, как они удивляют и даже поражают, — в этом сила сериала.

 

Я понимаю, за подобное утверждение можно сжечь на костре, но «Очень странные дела» — это произведение если не уровня «Звёздных войн» (в конце концов, это не сага), но точно уровня «Назад в будущее». И финальная сцена, как оммаж танцам «Очарование на дне морском» из гениальной трилогии Земекиса, только подтверждают это. «Очень странные дела» мог остаться сериалом для кинофриков, но стал лучшим научно-фантастическим сериалом последнего десятилетия. Скорее бы третий сезон. Не могу дождаться!

«Дом странных детей мисс Перегрин», 2016 год

 

Лена Боровая

контент-директор
— Замечательный фильм о мечтах, целях, пути и сложностях. Я очень надеюсь, что через несколько лет посмотрю его с сыном. Несмотря на название и яркий постер (этот фильм кажется детским), картина затрагивает по-настоящему серьёзные темы: смерть, война и любовь. Любовь не романтическая, а настоящая, со всеми сопутствующими трудностями и препятствиями.

 

Фильм будит огромный спектр эмоций. Слёзы обиды сменяются слезами умиления, а потом ты незаметно для себя начинаешь улыбаться. Доброта, умная и чуточку горькая, пронизывает каждый кадр этого фильма, и где-то из закоулков сознания тебе улыбается твой внутренний ребёнок.

«Хроник», 2015 год

 

Полина Непомнящая

шеф-редактор
— В этом году я открыла для себя Тима Рота. Нет, я о нём и раньше знала: смотрела все фильмы Тарантино с его участием, ужасающую ленту «Забавные игры» и пару серий «Обмани меня». О картине «Хроник» я узнала совершенно случайно — она вышла в 2015-м, но её не рекламировали и не показывали в российских кинотеатрах. Да и в мире она собрала всего 10 000 долларов.

 

Тим Рот играет Дэвида — человека, который ухаживает за неизлечимо больными людьми. Все его дни похожи один на другой — меняются только клиенты. К каждому человеку он пытается найти подход — выстроить с ним доверительные отношения. Но как только выходит за пределы дома, Дэвид становится закрытым, отчуждёнными и подавленным (на то есть свои причины).

 

Если вы ждёте невероятного сюжета — его не будет. Приготовьтесь увидеть обычную жизнь обычных людей, нашу с вами. Жизнь без прикрас и крайностей.

 

Если смотреть такое на новогодних каникулах для вас неприемлемо, посмотрите один из главных сериалов 2017-го — «Стальная звезда», тоже с Тимом Ротом. Там крутой сюжет, отличная операторская работа, а ещё безумно красивые пейзажи. Фильм чем-то напомнил «Настоящего детектива», только «Стальная звезда» более жестокий. И ещё один сериал от BBC с Тимом Ротом — «Риллингтон-плейс». Реальная история об английском маньяке 1940-х Джоне Кристи — но без крови и омерзительных сцен.

«Смерть на похоронах», 2007 год

 

Ира Моргунова

редактор
— Да, это прозвучит странно, но я не очень люблю кино. Точнее, люблю, но почему-то не так сильно, как книги, музыку и длинные прогулки по городу. Если я и смотрю что-то, то только для (принудительного) расширения кругозора или просто «за компанию». Но так как рекомендовать для новогодних каникул картины Ханеке, Фассбиндера и Ланга не очень уместно, я посоветую фильм, который «использую» в терапевтических целях (он действует не хуже антидепрессанта). Итак, вашему вниманию представляется «Смерть на похоронах» — английская «чёрная» комедия, вся «чернота» которой заключается в том, что действие происходит на похоронах. Всё остальное — классическая комедия положений. Больше всего в фильме мне нравятся шутки — они реально балансируют на грани пошлости и трэша, но отличный вкус режиссёра не даёт им эту грань переступить. Так что если вы хотите хохотать во весь голос и периодически хвататься за голову, потому что «аааааа, это жесть» или «о боже, зачем он полез на крышу», то вы знаете, что искать в гугле. И да, вам нужен фильм 2007 года, производства UK (это важно, потому что есть американский аналог, но это, как известно, уже не то).

«Невероятная жизнь Уолтера Митти», 2013 год

 

Настя Баранова

автор
— Главный герой фильма Уолтер Митти — простой клерк, который работает в большом журнале. Он маленький человек, который хоть и привык к незаметной жизни, но всё ещё способен мечтать. Стечение обстоятельств забрасывает Митти в Гренландию, Исландию и Гималаи — там, на краю света, герой ищет и находит себя. Как говорил путешественник Фёдор Конюхов — мир держится на людях, которые живут не как все. Уолтер Митти не побоялся сделать шаг и начать действовать по велению сердца — и жизнь наградила его за это. В качестве бонуса вас ждут потрясающие виды Исландии и Гималаев: порой кажется, будто свежий ветер и горный воздух буквально проникают сквозь экран. Вы точно не останетесь равнодушны. А ещё после просмотра вам обязательно захочется отправиться в путешествие, покорить Эверест (или хотя бы увидеть его) и непременно обнять своих близких.

«Жизнь прекрасна», 1997 год

 

Владимир Борисенков

автор
— Если в кинотеатрах вы не сможете найти интересные и актуальные премьеры, то стоит обратиться к классике. Например, посмотреть (или пересмотреть) легендарную картину Роберто Бениньи «Жизнь прекрасна» — картину о сложной судьбе еврейского народа во время Второй мировой войны. Несмотря на всю сложность и трагичность темы, фильм наполнен добрыми шутками, которые снова и снова напоминают: даже в самые сложные времена стоит улыбаться и помнить о прекрасном мире вокруг (пусть его можно разглядеть только через колючую проволоку концлагеря). Великая история любви и силы человеческого духа. Если на небе не видно звёзд, их точно стоит придумать самому — эта фраза очень дорогого мне человека прекрасно описывает до невозможности простой, но в то же время важный посыл фильма. Наслаждайтесь.

«Водитель», 1978 год

 

Артём Соколов

автор
— Несмотря на то что этот знаменитый, но несправедливо забытый фильм Уолтера Хилла я впервые увидел всего пару лет назад, он мгновенно запал мне в душу. И неспроста. Герой Брайана О’Нила поражает характером: он чертовски профессионален, расчётлив и амбициозен. Его визави — лучший в городе детектив — ничуть ему не уступает. Он считает, что очень хорош в своём деле, сравнивает жизнь с игрой и любит спортивные новости. И так как сдаваться явно не в их правилах, зрителя ждёт настоящее противостояние, лучшие моменты которого ещё долго захочется прокручивать в голове. И кстати, режиссёр намеренно не стал наделять героев именами — человеческие качества здесь на первом плане.

«Рождественская история» (Joulutarina), 2007 год

 

Маша Цырулёва

автор
— Специально в скобках указала оригинальное название кино — на финском. Для того чтобы не путать его с другими фильмами, которые в русском переводе тоже называются «Рождественскими историями». В основе фильма — рассказ мальчика по имени Николас, накануне Рождества потерявшего родителей и маленькую сестру. Жители деревни решают вместе воспитывать оставшегося сиротой Николаса и договариваются, что в каждой семье о нём будут заботиться на протяжении года.

 

Каждое Рождество мальчик уходит в новую семью, а чтобы как-то отблагодарить тех, кто целый год заботился о нём, Николас делает из дерева поделки и игрушки и ночью, пока никто не видит, подкладывает их под дверь. Так начинается история… Санта-Клауса.

 

Joulutarina — одна из самых трогательных, волшебных и красивых рождественских сказок, которые я когда-либо видела. Если праздники прошли, а у вас до сих пор нет настроения — посмотрите этот фильм. Это история, неторопливо и вполголоса рассказанная в декорациях финской заснеженной деревни (каждый кадр, который отснял оператор Мика Орасмаа, любители северной эстетики могут распечатывать и вешать на стену).

 

Это история о доброте, самопожертвовании и любви. История о том, что чудеса случаются только тогда, когда мы делаем их своими руками.

«Аритмия», 2017 год

 

Иван Афанасьев

автор
— «Аритмия» — лучший российский фильм года в частности и один из лучших фильмов года в целом. В каком-то интервью Хлебников признался, что перед ним не стояла задача «поставить диагноз русскому человеку», он просто хотел снять кино про врача, который увлечённо спасает людей, а его жена терпит, скрипя зубами, инфантильность этого «творческого человека». Но произошло то, что происходит со многими хорошими картинами: «Аритмия» стала фильмом, который дал характеристику менталитету целой страны, и этот контекст бессознательно прорвался сквозь авторский. Из локальной истории про мужа и жену, которые безуспешно пытаются развестись, Хлебников вывел формулу современного жителя России: почти всегда это человек, который бесцельно ходит по лезвию ножа, но сворачивает горы и вершит революции, оказавшись на острие.

«Любовь и смерть», Вуди Аллен

 

Юлия Широчкина

автор

— Обожаю Вуди Аллена. Ирония и сарказм, которыми он владеет феноменально, не могут оставить никого равнодушным (а в своих ранних работах, когда сам Вуди представал перед зрителем на экране, к этому ещё добавлялась безумная харизма). Всем советую посмотреть его фильм «Любовь и смерть» (любителям русской классики особенно). Этакая пародия на Толстого и Достоевского, где такие монументальные понятия, как любовь, смерть, война, рассмотрены через призму комичности. Только не надо думать, что Вуди поиздевался над нашими традициями и культурой. Напротив, кажется, что он знает русскую классическую литературу намного лучше, чем мы с вами. Чего стоит только момент, когда собираясь на войну его герой берёт с собой сачок и засушенных бабочек (тут следует вспомнить любовь Владимира Набокова к бабочкам). Серьёзно, фильм прекрасен. Он заставит вас посмеяться от души. А ещё все 80 минут (столько длится картина) пронизаны языковой игрой. Вот, например, блестящий диалог с перечислением произведений Достоевского:

 — Помнишь, рядом с нами жил симпатичный парень Раскольников? 

 — И что? 

 — Убил двух женщин…

 — Какой кошмар! 

 — Мне Бобок рассказал, а ему — братья Карамазовы. 

 — Наверное, в него вселились бесы. 

 — Он был всего лишь подросток. 

 — Ничего себе подросток! Он был просто идиотом. 

 — Он считал себя униженным и оскорблённым. 

 — Я слышал, он был игрок. 

 — Он вполне мог быть твоим двойником. 

 — Просто записки из мёртвого дома…