За последние шесть лет Музей Москвы превратился в яркое и современное пространство. The Challenger спросил у Алины Сапрыкиной, которая все эти годы возглавляла музей, как этого удалось добиться и с чем связан её уход с должности директора музея этим летом.
— Что, по-вашему, отличает успешный современный музей от того, который никому не интересен?

— Успешный музей — тот, в который посетители хотят возвращаться. Есть люди, которые следят за культурными событиями, регулярно бывают на выставках, участвуют в образовательных и досуговых музейных программах. А есть те, кто попадает в музей спонтанно: друзья пригласили, на Ночь музеев заглянули, с родителями выбрались, гуляли и вдруг решили пойти на экскурсию… И если не только преданные, но и случайные посетители возвращаются, значит, музей стал по-настоящему интересным.

Сегодня музеи должны открывать аудитории что-то новое. Не просто демонстрировать коллекции и сопровождать их грамотными нарративами. Музеи должны рассказывать истории. Главное в любой выставке — не современная визуальная форма, а содержательность. Мы живём во время торжества визуальности. Но в музеях это было всегда. Сегодня аудитории этого уже недостаточно. Поэтому современный музей — больше, чем просто музей. Здесь работают разные форматы: от детских квестов и мастерских до лекций и кино. Современный музей — немного театр, немного медиа, а ещё место для коммуникаций и встреч.

— Как в музее, которому 122 года, вам удалось создать яркое и актуальное пространство?

— Мы сохранили всё, что было связано с историей Москвы, но стали рассказывать про историю города другим языком: с помощью современных кураторов, художников, архитекторов и дизайнеров. А ещё стали сопровождать выставки исследованиями и экспериментами, дискуссиями, открытыми событиями. К темам, которыми занимался музей традиционно, были добавлены те, что связаны с современным мегаполисом: в музее стала жить урбанистика, экология, социология, городская мода, креативные городские стартапы.

Стать частью этих перемен было очень интересно: придумывать, действовать и видеть, как всё воплощается в реальность. Сложнее всего было соединить старое и новое, людей разных возрастов и поколений. Кажется, и это получилось.

Музей города — для тех и про тех, кто живёт в этом городе, во всех оттенках этой жизни: подвигах и трагедиях, достижениях и противоречиях, во всём многообразии и полноте. Это главная тема музея, а не тот или иной исторический период, артефакт, явление, правитель…  Кроме того, музей должен соединять три времени: вчера, сегодня и завтра. Один корпус Музея Москвы был придуман как чисто исторический — он про идентичность Москвы; второй — про современную культуру и искусство; третий — про инновации, технологии, образование и экспериментальные проекты.

Ещё через шесть лет я хотела бы видеть Музей Москвы лучшим городским музеем в мире! Прогрессивным и открытым, объединяющим город и горожан, традиции и новаторство, историю и современность. Музеем, отражающим многообразие бурно развивающегося мегаполиса XXI века и хранящим величие тысячелетней древности. 
— Какие из идей проектов считаете самыми яркими и важными за последние шесть лет?

— Выставки «Московская оттепель», «Старая квартира», «Азбука музея», «Другая столица», «Униформы Москвы», «Мода и революция»… Каждый год — по два-три масштабных фестиваля: от кинопоказов и концертов городских уличных музыкантов, которые сопровождаются блошиными рынками или гастромаркетами под открытым небом, до фестиваля с собственным мини-футбольным полем, трансляцией матчей вечером и выступлением молодых московских и международных паблик-арт-художников днём во время мундиаля (всё это сопровождалось выставками, посвящёнными столицам разных стран мира).

Ещё одно интересное направление — экскурсии по городу. Маршруты разрабатывались лучшими специалистами по истории города, в том числе с изучением старых редких книг и альбомов о Москве. Некоторые из маршрутов были придуманы давно — ещё в середине XX века. Мы находились в постоянном поиске. Экскурсии музея должны были отличаться от всех других экскурсионных предложений, которыми богата столица. Поэтому пошли по двум путям одновременно: эксклюзивные объекты (те, куда можно попасть только с экскурсией от Музея Москвы) и тематические экскурсии (к которым относятся и вечера-реконструкции в ретропоездах метрополитена).

Кроме того, мы проводили «Уличный лекторий» — это выездные лекции и экскурсии, организованные с привлечением историков и москвоведов, встречи с жителями в разных районах Москвы, во дворах и библиотеках.

— Почему Музей Москвы занимался в том числе социально значимыми проектами: работал с детскими домами, больницами, фондами и поддерживал благотворительность?

— Музей города — это пространство, которое должно всех объединять. Это то, что я считала составляющей нашей миссии: не сталкивать, а, наоборот, примирять людей. Все мы — часть большого организма: города. Мы не должны его разрушать, но обречены прорастать взаимными связями. Нам нужно думать о других, в том числе о тех, кто в этом нуждается. Логично из этого вытекает мысль поддерживать детские дома, людей с ограниченными возможностями, многодетных, больных детей, сложных подростков, бездомных…

— Как изменилась команда и аудитория музея?

— У старого коллектива музея был опыт и знание материалов коллекции, умение с ними работать. У новых людей, которых я пригласила в объединённую команду, были другие взгляды на то, каких тем должен касаться современный музей города и почему. Они привнесли в музей энергию, свободу, открытость, динамику. У нас даже был своего рода внутренний конкурс на то, какие проекты будут реализованы. Решение принималось голосованием совета музея. Надеюсь, это будет сохранено и сейчас. Даже если моя позиция как куратора не совпадала с авторской, я не вмешивалась в содержание проекта. Для творческих людей такие отношения очень ценны.

Что касается аудитории — во-первых, среди наших посетителей теперь больше молодёжи. Во-вторых, люди стали чаще приходить в музей семьями. Это самое приятное, когда в городской музей приходят люди разных поколений одной семьи. Старшие — чтобы рассказать детям или внукам больше о своей жизни и столице того времени (например, на выставке «Советское детство», «Сундук памяти»). Молодые — чтобы показать родителям что-то из области общих интересов, но представленное в современных форматах (например, выставку «Тайны московских подземелий», где были показаны интересные археологические находки, множество московских старинных предметов быта и повседневности, обнаруженные во время благоустройства улиц).

— Что было самым трудным в вашей работе за последние шесть лет? С чем связан ваш уход из Музея Москвы?

— Я жила музеем. Это была полная самоотдача, построенная на идее, на мечте модернизировать и вывести Музей Москвы в статус одного из лучших музеев в мире. Трудно — сейчас.

Формально у меня закончился контракт. О том, что он не будет переподписан, что, скорее всего, скоро начнётся реконструкция музея и ею займётся другая команда, я узнала день в день. Направления, которые мне интересны: музей, культура, город. Все они могут быть связаны с довольно широким спектром реализации. Это то, что я делала все эти годы.

— Почему, на ваш взгляд, нужно ходить в музеи в 2019 году?

— Музей на самом деле очень современное место. Он не просто рассказывает истории, а объясняет разные взгляды на жизнь, позволяет пережить новый опыт. Сегодня музей становится ещё и убежищем от информационного шума, от тотальной бомбардировки сообщениями, которую мы переживаем: здесь можно сосредоточиться. Музей — это пространство для разговора с самим собой в присутствии мировой культуры и истории; вместе с тем здесь вы никогда не остаётесь одни: поколения людей, работавших над музеем, уже совершили необходимый отбор, куратор рассказал историю, в которую сложились артефакты, гид помог её воссоздать и понять. Современный музей — это не просто хранилище предметов, произведений и знаний. Это умный и доброжелательный разговор с каждым из посетителей. За это мы и будем любить музеи не только в 2019 году, но и всегда.