Художник Покрас Лампас уже успел расписать Квадратный Колизей в Риме, сделать проекты для брендов Nike, Mercedes-Benz и Lamborghini. Молодой каллиграффитист рассказал, как начал заниматься стрит-артом, чем приходится жертвовать при таком количестве проектов и почему он не боится, что его работы скопируют.

— Я родился и вырос в Королёве, прожил там до 20 с чем-то лет, окончил школу, оттуда ездил в институт. Мне повезло родиться в Подмосковье, причём в таком городе, который связан с наукой.

 

Я много ездил на электричках, благодаря этому попал в граффити-среду. Ограда вдоль железных путей — это самая популярная зона для рисования. В каком возрасте я начал рисовать, точно не помню. Но в 2008-м я уже активно рисовал и понимал, что такое граффити и как оно развивается.

 

Граффити, которые меня вдохновляли, было очень много. У железнодорожных путей их закрашивают каждые 2-3 месяца, потом появляются новые. Когда отъезжаешь подальше от Москвы — там закрашивают реже, — можно увидеть старые работы. Уже в 2003—2005 годах ребята делали крутые работы, экспериментировали со шрифтом, росписью.

— Родители не всегда знали, чем я занимаюсь. До них эта информация доходила обрывками. Знали, что я что-то пошёл рисовать. Но контролировать меня было невозможно.

Граффити ­— это командный вид искусства. Одна из целей граффити — быть везде в городе. В какой-то момент любой, даже самый активный граффитчик понимал, что один человек не способен занять столько пространства. Поэтому все объединялись в команды, пытались друг друга обогнать, сделать больше, оригинальнее, грязнее. Я тоже в этом участвовал, но когда нашёл свой стиль, мне стало интереснее развиваться самостоятельно. Так больше контроля над всем.

 

Всю свою жизнь я только пишу. Все сферы деятельности, которыми я когда-либо занимался, связаны с буквами, текстами, каллиграфией. Граффити — это в том числе искусство о том, как сложно, нечитаемо написать слова. Графический дизайн, татуировка тоже связаны со шрифтами. Дальше я просто эволюционировал: наслаивался опыт, понимание среды. Так я пришёл к тому, что стал заниматься больше искусством, чем дизайном. Стал делать оригинальные работы на холстах, искать какие-то выставки, создавать большие росписи в городской среде.

 

Чтобы оставаться независимым, важно быть художником, который осознаёт, что происходит вокруг, правильно это анализирует, интерпретирует и понимает, как надо действовать — чтобы делать проекты, которые ты хочешь, а не те, которые от тебя хотят заказчики и зрители.

В какой-то период я принял решение не распыляться на маленькие проекты и не заниматься ремеслом. Если бы я выбирал — работать на себя и ничего не зарабатывать, но при этом точно понимать, что я делаю то, что считаю правильным, либо взяться за все подработки, но при этом не делать то, во что верю, я бы выбрал первое.

 

Мои проекты требуют много времени, сил, ресурсов. Какая будет концепция, посыл, формат, технология. Большая роспись крыши — это месяцы подготовки. Даже подбор краски: нельзя купить большую банку дешёвой водоэмульсионной краски в строительном магазине и идти с этим на такую поверхность, потому что температура зимой и летом разная.

 

Многие, кто приходят в искусство, прекрасно себя чувствуют в концептуальной части, но опыта создания сложных проектов у них нет. Поэтому я стал делать вещи, которые для многих казались невозможными, и это помогло в карьере. Я расписывал самую большую крышу в Риме, крышу на Красном Октябре, сделал большую роспись на крыше для XXI триеннале в Гренхен в Швейцарии. Крыши ­— это для меня один из самых важных проектов. Если я за что-то берусь, то всегда стараюсь сделать из этого крупную историю.

— Всегда нужно думать о будущем. А в настоящем правильно принимать решения, чтобы потом появлялись такие проекты, какие ты хочешь.

Совмещать проекты очень сложно. Вообще, есть две вещи, с которыми нужно смириться. Первое: чем больше ты себя посвящаешь искусству, тем меньше ты можешь посвятить себя чему-то ещё. Это касается отдыха, личной жизни, досуга. Для меня нормально, что я вообще не хожу на фильмы в кинотеатры, даже на самые интересные, просто потому, что на это нет времени. Нет времени отдохнуть, нет времени подумать о чём-то другом. Второе: важно понимать, что сложно быть везде одному, нужно сформировать сильную команду. Начиная от фото- и видеосъёмки, заканчивая менеджментом. Когда все процессы налажены, у художника остаётся больше времени на творчество.

 

Мне как художнику рано делать ретроспективу своих работ. Я много общаюсь с людьми, вижу молодых ребят и понимаю, что у многих есть вопросы, на которые часто нет ответов. Например, как найти себя в творчестве, как вдохновляться, с чего начинать. Поэтому я решил сделать выставку про жизнь художника — такую, какая она есть, — чтобы помочь людям найти ответы (с 6 по 27 сентября в «Новом Манеже» в Москве открылась персональная выставка «Покрас Лампас / Жизнь / одного художника. Вход свободный». — Прим. ред.). Я действительно живу в этом пространстве: сплю, отдыхаю, пишу, работаю, встречаюсь с людьми. Я открываю себя на 21 день для любого зрителя. Вход свободный, можно приходить сюда каждый день и практически жить со мной.

 

Есть пространство, в котором со мной можно коммуницировать, есть зона, где контакт — это наблюдение. Я выставляю свою работу напоказ, зритель видит инструменты, как я пишу и делаю разметку на холсте, открываю какие-то тайные вещи, которые в творчестве принято не показывать, чтобы тебя сразу не скопировали другие коллеги. Если человек уважает своё время и видит, что я свободен, то мы можем пообщаться, если же я пишу холст, я не позволю отвлекать меня от этого. Я всегда открыт новым людям для съёмок, новых проектов, но при этом могу сказать: «Стоп, это моя жизнь, моё творчество».

Я довольно давно сталкиваюсь с тем, что меня копируют. Для себя я понял, что невозможно находиться в точке, где ты лидируешь, и при этом не быть человеком, которого кто-то хочет скопировать. Причём не только в рамках самообучения, но и в рамках построения карьеры.

 

Я честно объясняю людям, что если они копируют мой стиль и мой подход, это путь в никуда. Никто не знает, как к этому стилю будут относиться в будущем. А изменить стиль за год нельзя. Поэтому те, кто начинают копировать сразу без собственных проектов, редко потом создают что-то авторское.

 

Я всем постоянно говорю, что нужно искать людей. Например, искать художников, с которыми будешь развиваться. Искать людей из смежных областей, с которыми есть общие ценности: фотография, типы печати, виды проектов, стихи, музыка. Нужно всегда искать что-то новое для себя и индустрии, тогда это позитивно воспримут без каких-либо маркетинговых вложений. Потому что это хорошо, свежо и сделано по-новому.