Школьники и студенты осваивают и запоминают новую информацию каждый день. Большая часть знаний исчезает из памяти сразу после сданного экзамена, хотя должна сохраняться на долгое время. Рассказываем о трёх способах, которые помогут запомнить любую информацию в любом возрасте.

Метод № 1. Конспекты

Более или менее быстро записывать за лектором может каждый студент и школьник, но это ещё не конспектирование. Конспект должен иметь понятную структуру, чтобы легко было найти в нём нужную мысль. А ещё лучше после каждой темы записывать основные выводы. В хорошем конспекте должны быть поля со ссылками на книги, о которых говорит лектор, или фактами, которые он упоминает. Три вида конспектов справляются с одной или несколькими из этих задач.  

Метод Корнелла

Приём назван в честь Корнелльского университета, где преподавал Уолтер Пок — автор метода — в 50-х ХХ века. Метод особенно популярен в США, его официально применяют в некоторых учебных заведениях. Этот метод эффективен, если нужно постоянно перечитывать материал или дополнять его.

 

Чтобы воспользоваться методом, нужно разделить каждую страницу на пять неравных частей. В верхних двух строках указывать дату и тему занятия. В правой части страницы записывать за лектором — назовите колонку «Заметки». Сразу после лекции заполните левую колонку — «Основные мысли». Выделите там важные идеи и ответы на вопросы, которые вы получили, когда слушали лектора. Нижнюю часть заполните на следующий день — запишите основную мысль каждой страницы своими словами. Если у вас получилось, вы усвоили материал.

Метод предложений

Метод похож на стандартное школьное конспектирование. Единственное отличие — каждое предложение нужно записывать с новой строки и нумеровать его по порядку. У метода два плюса: первый — конспект перестаёт выглядеть полотном, в нём легче ориентироваться, второй — нумерация позволяет ссылаться в одном пункте на другой.

Метод течения

Этот метод несколько лет назад придумал коуч Скотт Янг. Он предлагает не фиксировать каждую мысль лектора, а быть свободным и творческим. Записывайте только ключевые идеи, задавайте в тексте вопросы, отвечайте на них, комментируйте. С первого раза может не получиться, и вы уйдёте от темы. Поэтому сначала берите на лекции диктофон.

Метод № 2. Майнд-мэппинг, или метод ментальных карт

Конспекты удобны для тех, кто быстро пишет. Тем, кто предпочитает алгоритмы, таблицы и другие математические техники, подойдёт майнд-мэппинг. Основной смысл техники заключается в названии — нужно составить карту мыслей. Метод разработал английский психолог Тони Бьюзан. Существует несколько техник составления ментальных карт, однако основные шаги, разработанные Бьюзаном, довольно простые:

 

  • начинать карту нужно с середины листа. Зафиксируйте в центре основную идею. Можно написать слово или словосочетание или нарисовать картинку. Например написать «майнд-мэп»;
  • от центрального понятия строятся боковые ветки первого уровня. Например от слова «майнд-мэп» можно построить ветки «польза», «приёмы», «тонкости»;
  • теперь нужно расписать каждую ветку, не забывайте о деталях. Подробно разбирая каждый последующий уровень, нельзя терять нить, которая идёт от центрального понятия. Каждую ветку можно расписывать сколько угодно — если карта достаточно раскрывает тему, остановитесь на первом или втором уровне;
  • используйте разные цвета для каждой ветки. Это позволит лучше в них ориентироваться.

Метод № 3. Интервальное запоминание

Запомнить даты, стихи, идеи можно и без конспектов и ментальных карт. Для этого достаточно натренировать память. Но если выучить наизусть какой-либо материал, человек о нём забудет сразу после того, как применит на деле. Чтобы идеи закрепились в памяти, их нужно повторять. В этом состоит суть метода интервального запоминания. Его разработал психолог Герман Эббингауз. Он выяснил, что выученный материал постепенно забывается — уже через день человек помнит гораздо меньше информации. Эббингауз выстроил кривую забывания и предположил, что материал нужно повторять через неравные промежутки времени. Этот принцип сработал. Единственный минус — интервалы будут разными для каждого человека. Но общая последовательность подходит примерно всем. Если собираетесь что-то выучить, повторяйте информацию по следующему графику: через пару минут, потом через час, затем на следующий день, через два дня, пять дней, десять дней, три недели, шесть недель, три месяца, шесть месяцев.

 

Этот метод хорошо помогает запомнить как слова, даты, формулы, так и правила, идеи. Только в последнем случае лучше не просто повторять, а регулярно применять. Постоянная практика работает по тому же принципу, что и интервальное запоминание. Если мы часто используем что-либо, то доводим это до автоматизма, срастаемся с идеей. И просто так она уже не забудется.