Сколько должен спать ребёнок
В ряде исследований измерялась продолжительность сна тысяч школьников — в основном по данным, предоставленным их родителями (то есть проводился опрос, а не непосредственные клинические наблюдения). Такое анкетирование проходило в США и во многих странах Европы. Результаты показали, что продолжительность сна детей меняется с возрастом. И речь идёт именно о средних показателях. В реальности потребность во сне у детей индивидуальна и зависит от роста, размера ноги и веса ребёнка. Например, восьмилетний ребёнок обычно нуждается в десяти часах сна, но 80% восьмилеток спят от девяти до одиннадцати часов. Если ребёнку нужно меньше времени, это не всегда говорит о проблемах.
Вы и сами можете использовать такое сравнение и объяснить ребёнку, что разные люди нуждаются в разном количестве сна, особенно если он беспокоится из-за того, что спит слишком мало или слишком много. Однако гораздо чаще информация о средней продолжительности сна интересует родителей.
Как понять, что ребёнок спит достаточно
Но если ребёнок испытывает сложности в течение дня, присмотритесь, как он ведёт себя с утра, до школы, и после уроков. Поговорите с учителями, выясните, что не так с его поведением и насколько он активен во время уроков и перемен; возможно, он слишком устаёт. Ниже мы поговорим о том, к чему приводит нехватка сна. Перечисленные признаки не обязательно присутствуют все вместе: каждый человек реагирует на нехватку ночного отдыха по-своему. Но если у вашего ребёнка есть один или несколько симптомов, задумайтесь, насколько это влияет на его и вашу жизнь.
Последствия нехватки сна у ребёнка
- с трудом встаёт с постели;
- с трудом просыпается (пытается заснуть снова);
- чувствует себя усталыми или сонным;
- испытывает раздражение или капризничает;
- завтракает без аппетита;
- не может сосредоточиться, собираясь в школу;
- жалуется на недомогание (болит голова, живот).
В школе ребёнок:
- плохо концентрирует внимание;
- с трудом запоминает информацию;
- чувствует себя сонным, усталыми или капризничает;
- хуже учится;
- меньше общается с одноклассниками;
- проявляет агрессию по отношению к предметам или людям.
После школы ребёнок:
- пассивен, лишён мотивации;
- хочет прилечь или забраться в постель;
- засыпает днём;
- не проявляет интереса ни к каким занятиям.
Важно понять, что даже если количества сна достаточно, его качество может быть низким. В своих клинических наблюдениях мы отмечали, что многие дети спали довольно долго и нормально чувствовали себя днём. Однако по ночам они переживали сильные приступы тревоги или никак не могли научиться спать в одиночестве.