Отсутствие аппетита за завтраком, раздражительность, трудности с запоминанием информации, отсутствие мотивации — всё это признаки того, что ребёнок спит недостаточно. Какой должна быть продолжительность сна? Рэйчел Хиллер и Майкл Грэдисар, специалисты по проблемам сна, рассказывают об этом в книге «Бодрые. Как помочь детям выспаться». С разрешения издательства «МИФ» The Challenger публикует отрывок из книги.

Сколько должен спать ребёнок

Это один из самых распространённых вопросов. Например, ребёнок спит меньше, чем его брат, сестра или ровесники, и родители беспокоятся, как это влияет на его здоровье. Многие мамы и папы читают интернет-ресурсы (а также получают информацию из теле- и радиопередач) и узнают, что ребёнок школьного возраста должен спать по десять часов каждую ночь.

В ряде исследований измерялась продолжительность сна тысяч школьников — в основном по данным, предоставленным их родителями (то есть проводился опрос, а не непосредственные клинические наблюдения). Такое анкетирование проходило в США и во многих странах Европы. Результаты показали, что продолжительность сна детей меняется с возрастом. И речь идёт именно о средних показателях. В реальности потребность во сне у детей индивидуальна и зависит от роста, размера ноги и веса ребёнка. Например, восьмилетний ребёнок обычно нуждается в десяти часах сна, но 80% восьмилеток спят от девяти до одиннадцати часов. Если ребёнку нужно меньше времени, это не всегда говорит о проблемах.

Мы убеждаем родителей, что сосредоточиться надо не на продолжительности сна, а на том, что происходит с ребёнком в течение дня, то есть на качестве сна. Если днём ребёнок чувствует себя хорошо, значит, он спит достаточно. Все люди нуждаются в разном количестве сна.
«График-колокол» показывает продолжительность детского сна. Он отражает нормальное распределение частных случаев. На оси Y представлено количество детей, а на оси Х — продолжительность сна. Предположим, под «колоколом» собраны показатели 11-летних детей. В среднем ребёнку такого возраста нужно спать десять часов. Однако одним детям в 11 лет требуется 12 часов сна, а другим хватает и восьми. Длительность сна может значительно различаться внутри каждой возрастной группы. Нам встречались взрослые, которые прекрасно себя чувствовали, поспав ночью всего два-три часа!
«График-колокол», отражающий 10-часовой сон большинства детей, в то время как некоторые дети спят 8 или 12 часов.
Когда мы объясняем это детям, то обычно сравниваем продолжительность сна с ростом. В каждой возрастной группе примерно 60–70% детей среднего роста. Правая нижняя часть «колокола» отражает небольшое число их ровесников, которые заметно выше среднего, а левая — тех, кто ниже среднего. Этот пример очень понятен: ребёнку легко представить свой класс и вспомнить, что там немного невысоких и очень рослых ребят, а большинство — «средние».

Вы и сами можете использовать такое сравнение и объяснить ребёнку, что разные люди нуждаются в разном количестве сна, особенно если он беспокоится из-за того, что спит слишком мало или слишком много. Однако гораздо чаще информация о средней продолжительности сна интересует родителей.

Как понять, что ребёнок спит достаточно

Наилучший способ определить, достаточно ли спит ваш ребёнок, — присмотреться, что с ним происходит в течение дня. Хорошо ли он себя чувствует? Если ваш ребёнок нормально ведёт себя в школе, а также до и после занятий, вы можете считать, что с продолжительностью сна у него всё в порядке.

Но если ребёнок испытывает сложности в течение дня, присмотритесь, как он ведёт себя с утра, до школы, и после уроков. Поговорите с учителями, выясните, что не так с его поведением и насколько он активен во время уроков и перемен; возможно, он слишком устаёт. Ниже мы поговорим о том, к чему приводит нехватка сна. Перечисленные признаки не обязательно присутствуют все вместе: каждый человек реагирует на нехватку ночного отдыха по-своему. Но если у вашего ребёнка есть один или несколько симптомов, задумайтесь, насколько это влияет на его и вашу жизнь.

Последствия нехватки сна у ребёнка

По утрам ребёнок:

  • с трудом встаёт с постели;
  • с трудом просыпается (пытается заснуть снова);
  • чувствует себя усталыми или сонным;
  • испытывает раздражение или капризничает;
  • завтракает без аппетита;
  • не может сосредоточиться, собираясь в школу;
  • жалуется на недомогание (болит голова, живот).

В школе ребёнок:

  • плохо концентрирует внимание;
  • с трудом запоминает информацию;
  • чувствует себя сонным, усталыми или капризничает;
  • хуже учится;
  • меньше общается с одноклассниками;
  • проявляет агрессию по отношению к предметам или людям.

После школы ребёнок:

  • пассивен, лишён мотивации;
  • хочет прилечь или забраться в постель;
  • засыпает днём;
  • не проявляет интереса ни к каким занятиям.

Важно понять, что даже если количества сна достаточно, его качество может быть низким. В своих клинических наблюдениях мы отмечали, что многие дети спали довольно долго и нормально чувствовали себя днём. Однако по ночам они переживали сильные приступы тревоги или никак не могли научиться спать в одиночестве.