Итальянские учёные из Международной школы передовых исследований обнаружили, что фотографии еды воздействуют на двигательные центры человека, в буквальном смысле заставляя нас тянуться к искушению.
Доктор Франческо Форони пригласила 57 мужчин и женщин, чей вес не превышал нормы, для выполнения простого задания на планшетном компьютере. Используя стилус, они должны были как можно быстрее провести линии от одной точки внизу экрана до другой — вверху — на расстоянии 13 сантиметров друг от друга. Во время каждой из попыток в правой или левой части экрана появлялись отвлекающие изображения натуральных продуктов (например фруктов — яблока или банана), вредной пищи и полуфабрикатов (пиццы, пончика) или кухонных принадлежностей, вроде ножа или тостера. Участники эксперимента также отметили, насколько они любят каждый из продуктов, и оценили, какие из продуктов являются, по их мнению, наиболее вредными. Кроме того, для исследования была важно, насколько каждый из участников был голоден и соблюдал ли кто-то из них диету. В итоге участники выполнили тест, опираясь лишь на подсознательное отношение к пище и на том, каким смыслом они наделяют каждый из продуктов — положительным или отрицательным.
По словам учёных, результат этого эксперимента подтверждает гипотезу о том, что «еда и побуждения, вызванные едой, являются мощным, захватывающим внимание раздражителем и сильным источником, отвлекающим от текущих действий, даже если это не имеет отношения к задаче». Грубо говоря, подобное исследование — это способ доказать, почему еда как бы говорит нам: «Съешь меня!».
Эффект влечения к еде наблюдался как у мужчин, так и у женщин и не был связан с их индексом массы тела, а также с тем, находился ли кто-то из участников на диете или нет. Тем не менее сила влечения фотографий еды не всегда имеет тот же смысл. Учёные заметили, что чем сильнее участник описывал продукт, как вредный, тем сильнее было его негативное отношение к этому продукту на подсознательном уровне и тем сильнее его рука тянулась к этому продукту, искривляя линию.
Новое исследование является не первым, доказывающим, что пища обладает мощным эффектом привлечения внимания. Нам известно, что изображение еды воздействует на человека сильнее, когда он голоден и когда пища высококалорийна. Но результаты этого исследования находятся совсем на другом уровне — они затрагивают двигательные центры человека. Сами учёные считают, что исследование не в полной мере раскрывает масштаб такого эффекта — участники эксперимента не были достаточно голодны, а фотографии еды появлялись в одних и тех же местах, поэтому спустя некоторое время их было проще игнорировать. В конце концов, если вы голодны, ваша защитная реакция ослабевает, и вероятность, что вы откажетесь от тарелки с куском торта, которую вам протягивает коллега, резко снижается.