30 дней планки, 10 дней пресса, месяц отжиманий — амбассадор аdidas running Екатерина Земская всё-всё перепробовала на себе, а толку — ноль. Так что же не так в этих 30-дневных планах, и почему они неэффективны? Давайте разбираться!
У всех на слуху выражение «Привычка формируется за 21 день». Слово «формируется» мы почему-то принимаем как что-то современное: выполняй 21 день одно и то же и привыкнешь. Оказалось, что это совсем не так.

 

Если коротко: чтобы привычка стала второй натурой, необходимо ровно 90 дней. Через 21 день привычка только формируется, но старая продолжает циркулировать (мы же её взращивали так же, как пытаемся вырастить новую). Через 40 дней старая привычка начинает «зарастать травой», но она всё ещё «видна», хотя и не так явно. И только на 90 день она становится «матерью родной», такой своей и необходимой. И дело тут больше в химии, чем в психологии.

Суть привычки — это память. А память — процесс больше химический, чем психологический, и у человека работает примерно так. Мы получаем информацию через анализаторы, они возбуждают определённую долю коры головного мозга, по нейронной цепи какое-то время это возбуждение циркулирует, угасая и теряясь в пучине прочих возбуждений. По-научному это явление называется ревербация (основа краткосрочной памяти).

 

Чтобы поддерживать циркуляцию, нужно регулярно повторять то, к чему мы хотим привыкнуть. Если циркуляция нового раздражителя происходит на постоянной основе — краткосрочная память переходит в долгосрочную. А дальше — чистая химия: изменение белкового состава клетки. Появляется памятный след, который закрепляет изменение скорости нервного импульса. Как следствие — памятный след закрепляется и активируется при следующем получении импульса.

 

Всё, выдохнули. А теперь по-человечески. Мозг судорожно образует связь между объектом внимания (банан вместо конфетки) и возбуждением определённой доли коры головного мозга (вкусно!). Каждый раз, когда мы следуем новой привычке, это возбуждение какое-то время бродит по нейронной цепи (банан, банан, банан), ну и угасает (конфетка — тоже вариант), если мы не повторяем действие. И в принципе от количества повторений зависит, останется эта привычка в краткосрочной памяти или в долгосрочной (чего регулярно больше, то и выигрывает).

 

На то, чтобы мозг перешёл от декларации о намерениях к устойчивой связи необходим не 21 день.

21 день — начало

После 21 дня мы находимся на развилке: пойти по той дороге (старой, привычной) или по вновь проложенной? 21 день — первая веха на новом пути. Чтобы принять новую привычку, нужно ещё примерно столько же времени для ослабления тех связей, которыми мы перестали пользоваться. Это происходит за 40 дней.

40 дней — второй период

За 40 дней старая привычка начинает «зарастать травой», ведь вы больше не ходите этим путём. Вы уже сживаетесь с новой привычкой, но она всё равно ещё не работает «на автомате» — требуется некое усилие, чтобы следовать ей. Это период закрепления привычки.

90 дней — третий период

Если вы его преодолеете, то новая привычка устойчиво войдёт в вашу жизнь. Вам уже не нужно будет напрягаться, чтобы ей следовать. Действие становится автоматическим.

Правило 21-40-90 прекрасно работает во всех сферах жизни, будь то здоровье, отношения, финансы — везде будут эти три этапа.

В общем, чтобы ваше намерение превратилось в единственную нейронную связь, и рука сама рвалась за бананом, а не за конфеткой, нужно около 90 дней. Так что не расслабляйтесь по окончании своего 30-дневного челленджа, а продлите его до 90, и тогда можно будет сказать, что вы изменили свою жизнь.

 

А напоследок я скажу…

 

Если честно, только сейчас, разобравшись с этим вопросом самостоятельно, я поняла и почувствовала причинно-следственную связь и обоснованность всех наших «40 дней планки», «100 дней бега» и иже с ними. Я только что закончила челлендж «40 дней без рафинированного сахара» — уже 60 дней, как я не ем конфеты-шоколадки, булки, пасту и белый шлифованный рис. И сказать точно, что я отказалась от всего этого, смогу только через месяц. Так что если вы тоже решились на челлендж, готовьтесь к трём месяцам. Иначе в чём смысл?