В рамках Beat Film Festival, который пройдёт в Москве с 31 мая по 10 июня, выходит картина «Горы» — фильм о путешествии на высочайшую вершину мира, Эверест. Мы решили разузнать у фанатов горного туризма, почему они любят ходить в горы и почему почти каждый, кто хоть раз там был, хочет туда вернуться.

Анна Косова, бегунья, путешественница

— Мой первый настоящий горный поход случился, когда мы решили отправиться на Эльбрус. Мы решили пойти с севера. Это довольно нетривиальный маршрут: семь дней ты идёшь автономно, поэтому нужно брать с собой еду, палатку и вообще всё, что может пригодиться. Это уже не просто погулять и побегать. Это восхождение — что-то среднее между туризмом и альпинизмом. Но несмотря на то что было довольно тяжело, я всё равно чувствовала себя спокойно и даже набралась сил.

В горах становишься сильнее и свободнее, учишься смотреть на этот мир с другого ракурса. Важными становятся совершенно другие вещи. И чем больше времени проводишь в горах или в океане, тем сильнее меняется твоё мировоззрение. Там видишь более интересный мир с более интересного ракурса, который доступен немногим.

Горы дисциплинируют: учишься быстро собираться и брать с собой только необходимое. Плюс — для меня, конечно, горы неотделимы от бега. Я люблю бегать в горах — и у меня это получается. Мне нравится находиться высоко — я не испытываю никакого дискомфорта. Если меня спросить: «Аня, что ты хочешь, побежать марафон в городе или 50 километров в горах?», конечно же, я выберу горы. Я всегда выберу горы. И наверное, именно из-за поэтому я всегда туда возвращаюсь.

Алексей Кащеев, нейрохирург

— Для меня горный поход — полноценная перезагрузка и начало года с нуля. Впервые я оказался в горах, когда был в восьмом классе. После этого я каждый год или отправляюсь в горные походы, или совершаю альпинистские восхождения разной сложности.

В последние годы мы с друзьями чаще всего совершаем длительные изолированные походы, чаще всего в труднодоступных регионах, где нет людей. В таких походах нужно уметь читать рельеф, принимать сложные стратегические решения в условиях изоляции, обязательно нужна физическая и психологическая выносливость и способность противостоять многочисленным природным опасностям.

Среди самых трудных экспедиций, которые мы осуществляли: плато Путорана, Кунашир и уникальный поход по Баргузинскому хребту, который мы совершили вдвоём с напарником, Андреем Зубаревым.

Для меня в горах есть два основных привлекательных фактора. Во-первых, это риск. Я нейрохирург, и половина моей ежедневной работы — это что-то вроде менеджмента рисков: нужно доверять чутью, принимать осознанные решения, иногда отказываться от ранее намеченной цели, если риск слишком велик. Ровно то же самое я получаю в горах. Во-вторых, это просто очень полезный вид спорта: он развивает тело и разум в условиях реальной жизненной ситуации.

Горы — это история о людях и их взаимодействии. Несмотря на то что несколько раз это увлечение чуть не обрывало мою жизнь, я не думаю, что когда-либо откажусь от него.

Майя Бабенко, тренер Sekta Moscow

— Мне кажется, что любовь к горам у меня в крови. Я всегда еду в горы, если чувствую, что энергетические ресурсы организма исчерпаны.

Родители начали возить меня в горы почти сразу после рождения. В первый раз мне было всего лишь несколько месяцев. Это было в Казахстане, в Джунгарском Алатау. А в сознательном возрасте я каждое лето ездила с мамой в горы, когда она работала воспитателем в детском доме. Это был летний горный лагерь, и там я провела много времени.

Горы наполняют энергией и перезагружают, а ещё они такие потрясающе красивые. Идёшь в гору, задыхаешься, проклинаешь всё на свете, а потом добираешься наверх, смотришь вокруг и понимаешь, что ради такого поднимешься ещё раз.

Анастасия Джамирзе, гид и фотограф

— Первый мой поход в горы случился довольно поздно, когда мне было 20 лет. Мы тогда только стали жить с мужем, каждые выходные старались куда-то выбираться. Чаще всего ходили в кино. Когда уже все фильмы пересмотрели, решили как-то разнообразить досуг и выбраться за город. Ну, съездили в Горячий Ключ, я стала искать, куда ещё можно поехать.

Наткнулась на рассказы о горе Фишт. О! И мы решили на майские праздники пойти на Фишт. Только потом я узнала, что это категорийный маршрут, где нужны ледорубы. А ещё туда нужно ходить летом, а не в мае. На Фишт мы не поднялись, даже до приюта не дошли, поставили палатку на каком-то склоне возле тропы, кое-как пережили холодную ночь, а утром пошли обратно. Ноги промокли от снега и замёрзли, лицо сгорело. После этого зареклись ходить в горы. Но через неделю снова пошли. Это как наркотик: хочется снова и снова пережить это ощущение свободы, увидеть своими глазами всю красоту.

С тех пор мы стали каждые выходные ходить в горы. За восемь лет наших походов мы исходили практически все маршруты Краснодарского края и Адыгеи. Ставропольский край, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Крым, Абхазия. Сейчас вот новая любовь — Дагестан! Таких пейзажей, как там, мне не доводилось ещё где-то видеть. Всем советую там побывать.

Татьяна Даргужас, чемпионка Европы по вейку

— Я очень много времени провожу в Красной Поляне, в прошлом году начала ходить в походы. Очень жду начала сезона, чтобы забраться на вершину горы, поставить палатку, приготовить ужин с гречкой и тушёнкой — поверьте, после сложного восхождения это деликатес от шеф-повара. Плюс, конечно же, виды, открывающиеся с пика горы, — это просто невероятная красота. И потрясающее звёздное небо. А утром вылезаешь из палатки и встречаешь первые лучи солнца. Это дорогого стоит.

Для меня поход в горы — это преодоление себя, это испытание своих сил и прекрасная замена залу. Так что всем идти в горы!

Сергей Лукашенко, геодезист

— В 2013-м я в первый раз оказался в горах. Тогда я уже жил в Северной Осетии и к тому времени побывал в горной Дигории. Поле этого мне захотелось изменить свою жизнь. Позже я занялся собой, увлёкся кроссфитом, скинул кучу килограммов — и поверил в себя. Теперь это не просто горные походы, а самые настоящие занятия спортом: моя команда участвовала в соревнованиях по рогейну (смесь спортивного ориентирования, приключенческой гонки и горного марафона. — Прим. ред.), и мы прошли 100 километров с третьим результатом. Получилось так, что любовь к горам вылилась в любовь к спорту и участию в соревнованиях.

Горы — они настоящие, они открывают личины людей, твою сущность. Дают тебе возможность понять, что ты живёшь, что ты настоящий. В горах сложно, но от этой сложности получаешь настоящее удовольствие.

Александра Москвичёва, блогер, путешественница

— Впервые я отправилась в горы в 2013-м. Это был однодневный летний выезд в южное Приэльбрусье. Меня очень впечатлила эта поездка. Тогда я даже не поверила своим глазам: зелёные холмы, цветущие луга и снежные горные вершины. Мне хотелось плакать от этой красоты.

Горы проверяют тебя на прочность, они прививают тебе любовь к своей земле, к природе, к самому себе. С каждым походом я чувствовала, что во мне появляется всё больше и больше сил. И там, где я совсем недавно не могла быстро идти из-за нехватки кислорода, сейчас могу бежать.

Один раз побывав в горах, невозможно остаться равнодушным. Ты либо их полюбишь, либо возненавидишь. Да, там очень сложно: нехватка кислорода и перепады высот. Не каждый человек способен найти в себе силы это преодолеть. Но меня привлекают эти сложности. Я получаю настоящий кайф оттого, что, пройдя 10—20 километров по горной местности с тяжёлым рюкзаком, попадаю в удивительные места. И понимаю, что я из тех немногих, кто смог это увидеть.

Татьяна Филатова

— Горы для меня — это история про терпение и путь вверх, который проходишь с людьми, вызывающими у тебя безмерное уважение. Первый раз я попала в горы почти случайно, вообще не осознавала, каково это, почему так важны «правильные» ботинки, куртка Gore-Teх и CamelBak в рюкзаке с солидным запасом воды, да и много чего другого. Но всё в жизни происходит в нужное время, и треккинг в Непале — через долину Лангтанг и перевал Ганжа (5 106 метров) — помог пережить мне не самые приятные моменты в жизни. Так я открыла для себя мощный ресурс — многокилометровые переходы, подъёмы, созерцание суровости вершин очищают мозг и помогают найти правильные решения.

Не скажу, что я фанатичный восходитель, которому важен список вершин. Скорее всего, мой список кому-то покажется скромным. Но в нём есть и тур вокруг Монблана, автономный  пятидневный маршрут по узким гребням Японских Альп, тренировочный подъём на Меру (4 560 метров) и Килиманджаро (5 895 метров; по самому качественному и сложному маршруту через Умбве), Тубкаль в Марокко в январе 2018-го в невесть откуда взявшийся снегопад. Сорок лет такого не было. И ещё смешной по высоте Агунг с его труднопреодолимыми гребнями из остывшей лавы на изумрудном Бали.

Горы — это закалка души и тела, бесконечное терпение, медитация, удивление от ресурсов своего тела и, конечно, гордость.

Узнать больше о Beat Film Festival, объявленных раньше фильмах и приобрести билеты на показы можно на сайте beatfilmfestival.ru.