Никита Шиков влюбился в дрифт 15 лет назад, когда об этом виде спорта в России почти никто не слышал. Он собирал старые шины, ставил их на свой автомобиль и после работы гонял ради интереса и удовольствия. За десять лет профессиональной карьеры Никита успел стать амбассадором мировых брендов и вице-чемпионом Российской дрифт-серии (RDS). The Challenger поговорил с гонщиком и атлетом Toyota Gazoo Racing о его детстве, новой машине, на которой он планирует завоевать золото RDS, о тренировках и мечтах.

О детстве и любви к технике

— Я родился в Люберцах, в обычной семье, мой папа в прошлом — боевой офицер, полковник Военно-воздушных сил Центрального штаба, мама — школьный учитель. У меня нет «гоночной родословной», зато всегда была любовь к технике. В нашей семье уважали авиацию, в детстве я мечтал пойти по стопам отца и стать лётчиком. Когда я оканчивал школу, в армии были большие проблемы, и батя мне сказал: «Никакой авиации». 

Машины всегда были моей страстью. Когда был маленьким, ходил с отцом в гараж, изучал устройство наших «Жигулей». С четырёх лет ездил за рулём на коленках у папы, потом, когда начал доставать до педалей, пробовал ездить сам. Как любой мальчишка, в детстве я любил фильмы с погонями вроде «Такси», где машины зрелищно заходили в повороты.

Изначально дрифт не был самостоятельным видом спорта — это была просто часть автомобильной субкультуры. В Европе и Америке парни ездили боком на красивых японских машинах с дизайном, в обвесах, с выхлопами, а все на них смотрели. Сейчас Российская дрифт-серия — вторые по популярности автогонки в России после «Формулы-1». Дрифт завоевал огромную аудиторию, у этого вида спорта много спонсоров. 

Лётчиком я не стал, но маленькая мечта у меня осталась. Взлётная скорость отрыва Су-27 — 250 км/ч. Мне очень хочется войти в занос на этой скорости и полететь если не вверх, то в скольжении.

О первом автомобиле и первых соревнованиях

В 2006 году я работал в офисе обычным менеджером по продажам. Выбирая себе автомобиль (хотелось японскую праворульную тачку), случайно наткнулся на видео с дрифтом. Я понял, что есть целая дисциплина, где на крутых машинах ездят боком — точно так, как мне нравится! В этот момент мой мир перевернулся. Я понял, что хочу не полноприводный автомобиль, а заднеприводный.

В середине нулевых дрифтом в России увлекалась маленькая группа энтузиастов — всего несколько десятков человек общались на единственном форуме в Интернете. Ночами они гоняли по парковкам и пустырям — просто по кругу, объезжая столбы, другие машины. Так зарождался дрифт в нашей стране. Ни о каких соревнованиях и спорте тогда речи не шло. Мы даже представить себе не могли, что через 15 лет всё вырастет до таких масштабов. Это волшебная история, которая разворачивалась на моих глазах.

Я купил машину в базовой комплектации и начал пробовать. Денег на покрышки не было, я искал выброшенные, которые ещё можно было «дотереть», на помойках и возле сервисов шиномонтажа. После работы я приезжал к знакомым механикам, «переобувал» резину и ехал на окраину тренироваться. В 2007 году у нас прошёл первый пробный этап по дрифту — с правилами, судейством. В 2008-м на парковке в Сорочанах (горнолыжный курорт в Подмосковье. — Прим. ред.) состоялся первый полноценный многоэтапный чемпионат по дрифту. Я принял в нём участие на своей машине. Техтребования были минимальные: шлем, работающий ремень безопасности, закреплённый аккумулятор — и всё. Можно было наслаждаться скоростью. Я показал хороший результат — занял восьмое место среди более 50 участников. 

Тогда я поверил в себя, поверил в то, что это моё и надо продолжать заниматься этим видом спорта.

О карьере дрифтера и следовании за мечтой

Профессиональный путь у меня сложный и местами непредсказуемый. Я не предполагал, что дрифт может стать основным делом жизни: поначалу у меня не было партнёров, спонсоров, я не знал, будет ли чемпионат проводиться регулярно. В 2008 году мы устно договорились о поддержке с одним техническим центром, который занимался ремонтом, тюнингом и обслуживанием автомобилей. Этот центр спонсировал нас, давал шины. Мы с моим сокомандником Женей Харитоновым продолжали выступать — и очень успешно.

Моё развитие как пилота шло шаг в шаг с развитием самой дисциплины. Я старался не отставать. В 2009 году технические требования в чемпионате выросли, мы доработали подвеску, трансмиссию. Я первый раз стал вице-чемпионом «Формулы дрифт». Хотел двигаться вперёд, альтернативы для себя не видел. Тогда параллельно я ходил на обычную работу — продавал элитные мужские костюмы. Чтобы успевать тренироваться, я менялся сменами — руководство лояльно относилось к моему увлечению, меня отпускали на соревнования.

В 2010 году появилась Российская дрифт-серия. В этом году будет уже 11-й сезон, и все эти годы чемпионат рос и развивался. Приходили новые команды, пилоты, партнёры. В 2012 году я стал атлетом Red Bull, это продвинуло меня как спортсмена, я понял, что могу серьёзно заниматься дрифтом, сделать это своей работой. Сейчас я атлет гоночного подразделения Toyota Gazoo Racing, получаю новый автомобиль GR Supra. Очень символично, что с самого начала я выбрал бренд душой и сердцем, а потом стал его амбассадором. Так бывает, когда занимаешься не работой, а мечтой. 

В этом же году я стал пилотом команды Lukoil Racing. Для меня большая честь выступать вместе с сильнейшими пилотами. 

Это гигантский путь — от помоек и шиномонтажей до контракта с брендом, нового автомобиля, заводской поддержки, работы с лучшими инженерами и ателье. Я хочу сделать топовую, крутую машину, хочу соответствовать уровню.

О Российской дрифт-серии и новой машине

Сейчас RDS входит в тройку лучших чемпионатов в мире по дрифту. Например, в нашем чемпионате соревнуется двукратный чемпион мира Георгий Чивчян. Японцы, на которых мы буквально молились в 2006 году, сегодня сами приезжают к нам, соревнуются здесь, иногда проигрывают. Прямо сейчас Россия участвует в тендере на проведение Кубка мира по дрифту, у нас есть все условия для этого, пилоты, интерес.

Дрифт в России — очень фестивальный вид спорта, который завоевал народную любовь.
Этот сезон для меня знаковый: мы строим новый автомобиль GR Supra при участии специалистов Toyota Gazoo Racing. Это заводское автоспортивное подразделение компании. Оно объединяет все автоспортивные активности Toyota, проектирует гоночные прототипы, участвует в чемпионатах различного уровня. Команды Gazoo Racing успешно выступают практически во всех главных автоспортивных чемпионатах мира, включая ралли «Дакар», чемпионат мира по кольцевым гонкам на выносливость (WEC) и чемпионат мира по ралли (WRC), в локальных чемпионатах. Потом компания использует технологии, проверенные на гоночных трассах всего мира, при разработке серийных моделей.

Линейка серийных моделей Gazoo Racing — это спортивные автомобили повышенной мощности для обычных дорог (GR) и спортивные серии популярных моделей с гоночным дизайном салона и кузова для поклонников автоспорта (GR-S).

Мой автомобиль строится на очень крутых компонентах, с полностью карбон-кевларовым кузовом, мотором на тысячу лошадиных сил. Это топовые наработки для дрифта. В нашей дисциплине машина испытывает гигантские нагрузки. Мы развиваем высокую скорость, тысяча лошадиных сил нужна для максимальной мощности, дыма, который даёт зрелищность. Машина едет боком, обдув минимальный, огромная нагрузка на трансмиссию, сцепление, коробку передач. 

Век дрифтовой машины довольно долгий, не такой, как в других дисциплинах. Поэтому я планирую выступать на новой машине много лет. Мы делаем её максимально надёжной, покупаем дополнительные запчасти на случай замены.

Дрифт — контактный вид спорта, случаются аварии, как с соперниками, так и со стенами. Например, бывает задание подъехать максимально близко к бетонной стене. Иногда переходишь грань, поэтому машина должна работать на максимуме.

О сезоне-2020 и планах

Пандемия порушила все планы, сезон сдвинулся, сроки подготовки машины тоже. Из-за закрытых границ до сих пор непонятно, смогут ли приехать мои сокомандники из Прибалтики. Поэтому сезон-2020 я воспринимаю как тренировочный. В планах — доделать машину и проехать по максимуму все мероприятия в России. Думаю, выехать за границу вряд ли получится, но у нас и тут хватает дел. Моя задача — стать чемпионом RDS с новой машиной и новой командой. 

В отличие от длинных гонок в нечеловеческих условиях, в дрифте для пилотов довольно комфортные условия. Заезды длятся около минуты, затем даётся время, чтобы машина остыла, пилоты меняются местами. Нам не нужна большая выносливость, чтобы ехать сотни километров и не терять сознание, как в том же «Дакаре». Поэтому в дрифте каждый пилот сам рассчитывает свои тренировки. Я стараюсь поддерживать физическую форму вне зависимости от того, есть соревнования или нет. Мне нравится быть в тонусе, иметь здоровый вес и силу. Несомненно, это даёт определённый настрой и результат. У меня нет какой-то супертренировочной программы: хожу в спортзал, бегаю, плаваю, занимаюсь общей физической подготовкой. Я работаю со спортивным психологом и врачом реабилитологом-травматологом. У нас высокие скорости, большая опасность, поэтому ещё важно тренировать баланс и концентрацию.

В автоспорте нужно уметь действовать быстро. Если ты думаешь: ага, я лечу в стену, пора нажать на тормоз — ты уже в стене. Мышцы и мозг должны работать автоматически. 

Недавно я увлёкся мотоспортом. Занимаюсь в мотошколе Марата Канкадзе, купил мотоцикл. Хочу ездить на нём по городу. После тренировок на мотоцикле мышцы болят, как после ударной нагрузки в спортзале.

О том, как и где научиться дрифту

Если хочется просто дрифтить и получать удовольствие от вождения, есть много доступных способов, особенно в России. Летом во многих автошколах бывшие дрифтеры проводят занятия. Осваивая зимний дрифт, можно получить знания об управлении машиной в заносе.

Конечно, всё зависит от погоды, но в холодные и снежные зимы закатываются трассы, расчищаются участки на озёрах, где можно дрифтить вовсю. Если вы хотите этим заниматься, вас ничто не должно останавливать. Не сидите дома на диване, просто идите и делайте. Всё возможно.