«КамАЗ-мастер» — сильнейшая команда мира в категории гоночных грузовиков, шестнадцатикратный чемпион ралли «Дакар», восьмикратный победитель ралли «Шёлковый путь» и бессменный лидер чемпионатов России по ралли-рейдам. Команда-легенда, о которой слышали все. В разгар подготовки к «Дакару-2020» The Challenger поговорил с пятикратным чемпионом гонки пилотом Эдуардом Николаевым о новой трассе ралли, ожидаемых трудностях, подготовке, самых сложных стартах и мечтах.

Про «Дакар-2020» и главных соперников

— «Дакар-2020» впервые за десять лет пройдёт в новой локации: гонку перенесли из Южной Америки в Саудовскую Аравию. Пока никто из участников не знает, что нас ждёт. Успех на «Дакаре», как и в любом виде спорта, — это фортуна. Саудовская Аравия славится песками. В прошлом «Дакаре» я столкнулся с самым сложным песком в жизни, таких дюн я ещё не видел. Дюны всегда непредсказуемы, ловушка может поджидать даже в простом на первый взгляд месте. В дюнах никогда нельзя расслабляться, поэтому интрига на «Дакаре-2020» будет с начала и до конца. Успех «КамАЗ-мастера» зависит от пилотирования, точности навигации, технической надёжности автомобиля. У нас должно всё получиться, как это происходит из года в год. 

На «Дакар-2020» приедет основной состав сильных участников, все готовятся серьёзно. Наши главные соперники — экипаж Жерара де Роя из команды Iveco. Белорусская команда «МАЗ-СпортАвто» будет выезжать на капотной компоновке автомобиля (в капотных грузовиках двигатель располагается не под кузовом, а впереди, под капотом. — Прим. ред.), которую уже хорошо испытали. Поборется с нами и экипаж чеха Мартина Мацика, который на прошлой гонке вёл с нами ожесточённую борьбу, за несколько дней до финиша допустил ошибку и сошёл. Мы следим за успехами других гонщиков, чтобы быть в курсе новшеств.

«КамАЗ» тоже не стоит на месте. Весь год мы совершенствовали наши автомобили: поработали над подвеской, развесовкой (распределением массы автомобиля между передней и задней осями. — Прим. ред.), надёжностью двигателей. Завтра (The Challenger разговаривал с Эдуардом Николаевым 2 октября. — Прим. ред.) машины в финальной комплектации «Дакара» выдвигаются в Казахстан на тестовые заезды.

Про тренировки и подготовку к гонкам

Даже на самом быстром автомобиле в гонке невозможно победить, если физическая подготовка пилотов слабая. Поэтому все члены нашей команды ежедневно тренируются в зале. В обязательную программу включены силовые тренировки, кроссфит-тренинг для развития выносливости, бассейн. Три раза в год экипажи «КамАЗ-мастера» тренируются со специалистами инновационного центра Олимпийского комитета. В гонках есть высокогорные этапы, мы заранее готовимся к нахождению на высоте и выполняем гипоксические тренировки.

Специального питания у нас нет, каждый гонщик знает, что для него полезно, а что нет, и корректирует рацион самостоятельно. На соревнованиях и в период интенсивных тренировок мы поддерживаем силы спортивным питанием, витаминами, изотониками.

Про чемпионат России и аварии

В этом году наши экипажи участвовали в двух этапах чемпионата России. Первый этап длится три дня и каждый год проходит в Астрахани. Мы очень любим эту местность и никогда не пропускаем апрельский старт, приезжаем полным составом. Трасса очень интересная, там есть участки, похожие на те, с которыми мы сталкиваемся на основных гонках: «Дакаре» и «Шёлковом пути». В этом году в Астрахани наш экипаж занял первое место. На гонке мы не только соревнуемся, но испытываем технику, «обкатываем» новые экипажи, молодых механиков, штурманов. 

Второй этап чемпионата прошёл две недели назад в Ростове. Трасса «полевая», но интересная. Организаторы включили в гонку непростые перепады, холмы, где нужны специальные навыки пилотирования. Не обошлось без аварии: пилот Антон Шабалов не увидел в траве трубу, из-за чего машина легла на бок на скорости 80 км/ч. Антон потерял сознание, он и механик получили переломы рёбер. Сейчас экипаж восстанавливается, чувствует себя хорошо и планирует продолжать готовиться к «Дакару».

Про конкуренцию внутри команды

Конечно, конкуренция внутри команды есть. Здоровая спортивная борьба — это нормально. Мы команда и знаем, что есть границы, которые переходить нельзя. Любой экипаж у нас может стать первым, победителей никто не «назначает» заранее. Соревнуясь между собой на «Дакаре», чемпионате России, «Шёлковом пути», мы подстёгиваем друг друга и благодаря этому становимся сильнее.

В этом году я не участвовал в гонке «Шёлковый путь», в это время был в Англии. Мы вместе с Red Bull снимали интересный ролик, где я на чёрном «капотнике» перепрыгиваю через Lamborgini. В этом году на «Шёлковом пути» наши ребята боролись с командой МАЗа, но победил сильнейший — «КамАЗ-мастер» занял все три первых места. 

Про самую сложную гонку в жизни и мечту

Каждый «Дакар» — это опыт. «Дакаров» лёгких не бывает — иногда тяжело физически, иногда психологически. Порой организаторы находят такие места для трассы, которые заставляют напрячься даже опытных гонщиков. Самым трудным для меня стал «Дакар» 2018 года. За два дня до финиша нас разделяла одна секунда с аргентинцем Федерико Виллагрой. «КамАЗ» тогда победил в тяжёлой схватке. Самым запоминающимся остаётся «Дакар-2013», моя первая победа в качестве пилота. До этого я побеждал на гонке только в роли механика в экипаже Владимира Чагина. Сейчас он руководит командой. 

Мы живём «Дакаром» и равняемся на тех, кто не раз побеждал в гонке. Для выступающих на грузовиках это Владимир Чагин, семикратный победитель «Дакара». Я пока пятикратный — четыре раза побеждал в качестве пилота и один раз в качестве механика. Собираюсь посоперничать с Владимиром и обогнать его в количестве побед. Всё возможно, всё зависит только от нас.